Александр Кадашевский - Шабаш нечистой силы

В февральском номере наш журнал всегда в той или иной форме отмечает День защитника Отечества, вспоминает ратные подвиги всех веков, которые спасли Россию, позволили ей выстоять в окружении многочисленных внешних врагов. Но история доказывает, что ввергали её в смуту и трагедию чаще всего враги внутренние.

 

Все либеральные СМИ (и даже некоторые так называемые прокремлёвские) ликуют: конец культурного года ознаменовался торжеством толерантности и вседозволенности с голубым оттенком. Более того, те, кто попытался воспрепятствовать агрессивным ненавистникам России и профессиональным провокаторам, понесли демонстративную кару. Речь идёт о срыве показа провокационного фильма о событиях в Донбассе «Полёт пули» Беаты Бубенец, который планировали демонстрировать в рамках фестиваля «Артдокфест». На скамье подсудимых оказались активисты движения SERB Игорь Бекетов и Юрий Горошко. В СМИ написали, что «фильм снят в ходе боевых действий, а убивают на войне всех с обеих сторон».

Но ведь это сознательная ложь: в фильме не жертвы братоубийственной войны с двух сторон, а психологическое давление на тех, кто поддерживает сопротивляющийся нацистской хунте Донбасс! Вот как легко журналистская братия оставляет за кадром самое главное – ведь безчеловечность демонстрирует сама циничная авторша фильма. Когда-то незаметную барышню, уроженку Нижнего Новгорода, звали просто и без европейского шарма – Елена Степанова. Утверждают, что состояла она в движении «Наши», благодаря которому и перебралась в столицу, где какое-то время даже работала на Первом канале. А потом с этим движением и казённым патриотизмом у неё как-то не заладилось или поняла она, что есть поденежней предложения, и на свет появилась… Беата Бубенец – на польско-украинский манер. Сперва в боевом бубенецком арсенале сверкнул оружием обласканный «Артдокфестом» Виталия Манского «Чечен» – фильм про уроженца горной республики, воевавшего в Донбассе в составе укронацистского батальона «Айдар». После чего вполне логично потянуло на подлый «Полёт пули» – ленту, описывающую будни боевиков, самочинно занявших здание одной из школ на Луганщине. Более того, режиссёр снимала и посылала в кадре возмущавшихся жителей куда подальше под охраной вооружённых до зубов головорезов. Вот и вся цена «творческой дерзости», а вернее, подлости: она даже открытым врагом не в силах стать – только жалящей исподволь гадиной. Её опекун Манский всё-таки добился показа и вручил приз Бубенец. С кем же сотрудничает и на кого работает уроженец Львова Виталий Манский – куратор режиссёрши, руководитель фестиваля? Он в своей стремительной карьере снял подряд сначала фильм о Горбачёве, потом о Ельцине, затем две картины о Путине, а телевизионную ленту «Открытый Кремль» выпускал уже с плотно приклеенным ярлыком «кремлёвского летописца». Теперь он открытый пособник Запада, подписант письма поддержки украинским деятелям культуры, активно действующий в России провокатор, который переехал жить в Ригу, тихую столицу крайне враждебной натовской страны. Вот бы снял либерал Манский фильм про то, как её русские граждане и русские неграждане с упорством обречённых бьются за сохранение русского языка в системе образования... Нет, не дождётесь!

Впрочем, вопросы не к Манскому, а к власти. Кого она поддерживает и выращивает. В кинотеатр усовестить сытую публику, включая молодых поклонников Навального, пришёл драматург, переводчик и поэт Юрий Юрченко, бывший с ополчением в Славянске и не понаслышке знающий, какие нравы царят в украинских нацбатальонах. Ему довелось побывать в плену у боевиков, где его пытали, унижали, морили голодом и сломали ногу. Поседевший Юрий обратился к «нацпредателям» с серьёзной, проникновенной речью, но его не слушали, обвинения и оскорбления сыпались как из рога изобилия. Полный зал поклонников фашиствующей Украины, да ещё в центре Москвы. Какой-то безум-ный, гротескный балаган!

Как пишет потрясённый литератор Павел Раста: «Сейчас идёт война. Признаётся это кем-то или нет, но это факт. И следствием этой войны всегда является активизация внутреннего врага. Внутренние враги присутствуют всегда. На любой войне. Это не свойство нашей страны – это общая черта всех войн. В любом большом коллективе не без крыс. Иногда они сидят тихо и пакостят, изредка и украдкой. А иногда сбиваются в кучи. Ну, когда им это позволяют, разумеется. Что и произошло на фестивале. Где откровенно пробандеровский фильм мало того, что был показан, так ещё и получил приз… А ещё меньше мне понятна ситуация, которая вокруг всего этого сложилась. Когда людей, пришедших выполнить свой гражданский и патриотический долг – сорвать показ этой украинской мерзости, – подвергли силовому прессу наши доблестные “те, кому положено”. По факту вставшие на сторону врага. Этих людей сначала арестовали, потом вызвали в суд, и я не исключаю, что в итоге им могут дать пусть небольшой, но реальный срок. За что? За защиту Родины?»

Ещё об одном торжестве толерантности в ушедшем году. В Большом театре под видом премьеры балета «Нуреев» прошёл съезд столичного бомонда. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра ещё в июле 2017 года, но руководство театра решило перенести её «из-за неготовности спектакля». А по-моему, ждало конца года, оживления политического сезона. Одним из главных сюжетов данного шедевра стали любовные отношения Рудольфа Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна. Парни в юбках и на каблуках, страстные дуэтные па двух мужчин, снимки голого Рудика на весь задник сцены – чистая гей-пропаганда. Но пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков раздавал интервью: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие». Андрей Колесников (тот, что в центре Карнеги) написал сокрушённо, что феерии мало, что визит политической элиты нельзя считать сигналом о лояльности к режиссёру спектакля – Кириллу Серебренникову: «Абсолютно никаких сигналов, это всего лишь светская жизнь. Есть чёткая граница между светской жизнью, в том числе правящего класса, и тем, какие решения принимаются в сфере уголовной, в той сфере, за которую ответственна ФСБ, в той сфере, за которую волнуются национал-патриоты, находящиеся во власти Русской Православной Церкви. Мне представляется, что это совершенно не связано с тем, как идёт следствие, и никак не повлияет на результаты следствия, к сожалению». При этом эксперт считает, что появление представителей элиты на балете свидетельствует о том, что российская интеллигенция в вопросах культуры придерживается точки зрения передового мирового сообщества, а не «национал-патриотической». Да, тут «элита» на передовых западнических позициях. Все с восторгом встречали карнавальную кандидатшу в президенты Ксению Собчак, которая явилась в какой-то серой робе, «словно тренируясь перед домашним арестом», как написали злые дамские языки.

А в это время другие дамы в фотоцентре братьев Люмьер снова решились на показ работ Джока Стёрджеса. В прошлом году выставку Стёрджеса «Без смущения» пришлось закрыть спустя две недели после вернисажа. Причина – возмущение зрителей, которые увидели в фотографиях признаки детской порнографии. После чего последовала волна протестов, и «Офицеры России» в военной форме выстроились в шеренгу перед фотоцентром братьев Люмьер…  По словам пресс-службы фотоцентра, следствие по обвинению в демонстрации детской порнографии завершилось недавно. Ни тринадцать исков от граждан, ни позиция депутата Мизулиной и детского омбудсмена Кузнецовой не смогли убедить Следственный комитет в незаконности выставки. Все либеральные СМИ радовались с куратором выставки Натальей Григорьевой-Литвинской, которая принципиально добилась повторить скандальную выставку: «Закрытие выставки в сентябре 2016 года было спровоцировано ненавистью и агрессией обманутых людей, которых вводили в это состояние. Возобновление выставки в Центре фотографии – это необходимая реальность для нашего общества, которое не готово сталкиваться лбами и ненавидеть друг друга по инициативе отдельных лиц, имеющих возможность манипулировать СМИ».

Да, горькая реальность. Но необходимая ли? И не напоминает ли это положение, которое сложилось век назад и завершилось революцией, которую так ненавидят СМИ, восторгающиеся сегодня «Нуреевым» и Стёрджесом. Тогда между народом России и реальными властителями, прежде всего доверчивым царём, стоял двор, который ещё Тютчев обвинил в нерусском взгляде на всё происходящее, и, конечно, элита – от военной до творческой, которая Николая первой и предала. Мне кажется, Владимиру Путину, идущему на очередной президентский срок, надо перечитать роман Валентина Пикуля, который сначала печатался под заголовком ленинской статьи «У последней черты», а теперь называется первозданно и точно – «Нечистая сила».

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ