Андрей Сотников - Отшельник из Магадаево

 

Рассказ человека, спасающего вымирающую сибирскую деревню

 

Это история о человеке, который бежал от суеты города. Продал городскую квартиру и купил домик в ближайшем пригороде. И здесь за 15 лет создал самый настоящий рай земной. Для себя и тех горожан, кто к нему приезжает спасаться.

Деревня Магадаево. Расстояние от Томска – 17 км. Как добраться? Из Москвы до Томска – на поезде или самолёте. Из Томска на автобусе или электричке до Лоскутово, далее 3 км лесом. 

Мысли «отшельника» Аркадия Редкина

Вода

Однажды задумался, почему я зарабатываю деньги и трачу их на то, чтобы мне в кран загнали воду. А каково качество этой воды, живая ли она? Да никакая она не живая, потому что проходит через насосы, очистные сооружения, нескончаемые трубы. А есть ли возможность не пить такую воду? Самая простая – это ехать в деревню и там жить. Деревень вокруг города много. Не новые деревни коттеджного типа, а старинные деревни, стоящие возле кедрача, в каждой из которых есть ключи. Воду надо пить из родника, её тогда и покупать не нужно.

Суета города

Другая причина – это суета города. Мы всё бежим, бежим куда-то, боимся сделать остановку, задуматься, чтобы посозерцать, понять, чего ты хочешь в этом мире. И в итоге ты уже сам не мыслишь, у тебя на это просто нет времени, за тебя всё решают – ты должен встать в 8 утра, в 9 прийти на работу и до 6 вечера там отбатрачить. А когда возвращаешься, голова ничего не соображает, сил хватает только включить телевизор, но и там о чём-то истинно ценном оставили всего 2-3 процента. Люди сегодня не хотят пробуждаться к духовной жизни – они просто честно выполняют свой каторжный труд.

Дом

То есть первопричинами были суета города, вода, воздух. Но есть ещё жильё. В частном доме ты можешь создать себе любые условия. А когда ты в благоустроенной квартире живёшь, ничего изменить не можешь. Идеально жить на втором этаже. В старину, кстати, кто побогаче, всегда строили двухэтажные дома, на первом у них были хозпостройки и скотина, на втором они сами жили.

Ещё я задумался, почему в городе стало так много людей? Во времена моего детства так много людей не было. Раньше люди занимались сельским хозяйством, жили на земле и кормились от неё. В деревнях работы не стало по той простой причине, что государство поменяло курс: проще теперь купить картошку или морковку в Голландии, чем платить деньги своему колхознику. Потому люди из села поехали в город.

Опыта строительства у меня не было никакого. И я стал думать, как мне это сделать и дёшево, и тепло, и сердито. В первую очередь поставил печь. И начал я этот дом расстраивать. Первоначально он был 40 квадратов, теперь почти 200.

Из зверушек у меня только кот и собака. Причём кот в доме перестал жить, на улице ему свободнее, даже в 35-градусный мороз не идёт, а заходит в дом только покушать. Он живёт вместе с собакой в конуре. Как говорится, одному индейцу в вигваме холодно, а двоим тепло. Хочу ещё завести козу, но с одной целью, чтоб курям в стайке было тепло.

Считаю, что сейчас очень благодатное время. В деревнях стали появляться люди, которые хотят что-то сделать, чем-то заниматься, что-то поменять, и деревня начинает помаленьку оживать. Мы привыкли всё время на кого-то надеяться – на государство, которое даст безплатное образование, безплатную медицину… А откуда оно всё это возьмёт?

Одиночество

Порой бывает очень тяжело, и нет никого рядом, вот тогда и зацепляет так, что мама родная. Один раз стало так нехорошо от одиночества, что никого нет, работы нет, друзей рядом нет – зацепило так, будто в ад спустили. Просто криком кричишь, а потом продолжаешь кричать несколько часов подряд. Может, это был мой внутренний крик...

Для спасения и выхода из этого внутреннего ада я стал просить своих знакомых, чтоб они за меня молились. Одной твоей молитвы может быть недостаточно. А когда несколько людей молятся, это больше помогает. Даже в Евангелии сказано: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди вас. Меня тоже только друзья и спасли.
Мы даже не подозреваем, какая это интересная книга – Библия. Не случайно раньше народ ничего другого не читал. Да нам ничего другого и не нужно для спасения, кроме церковной литературы.

Что интересно, читаешь Библию один раз, ничего не понимаешь, читаешь другой, тоже ничего не понимаешь. И только потом она начинает открываться. И ты понимаешь, что это очень простая книга, там ничего не скрыто. Просто у нас голова зашлакована, а у Бога всё необычайно просто.

Гнев

Как всякий человек, я бываю чем-то недоволен. Как-то зашёл в магазин, а передо мной вышел паренек, которому было явно меньше 18 лет, с бутылкой вина и пачкой сигарет. А на прилавке чёрным по белому написано, что это несовершеннолетним продавать нельзя. Я у продавщицы спрашиваю: «Зачем вы ему спиртное продали? Она: «Мне нужно деньги зарабатывать». – «А зачем вам деньги?» – «Дочку нужно одеть на выпускной, а всё дорого». Я ей прямо так в лоб и сказал: «Завтра утром вашей дочке ничего этого нужно не будет. Потому что сейчас он пойдёт, эту бутылочку разопьёт с дружками, курево выкурит, и вечером они вашу дочку изнасилуют, а к утру она повесится». – «Почему вы так говорите, вы жестокий человек». – «Я-то тут при чём, не я же ему это продавал. А у вас тут написано, это даже узаконено».

То есть я ей показал дальнейший путь её поступка. Потому что проблемы у её дочки точно будут, пусть и не такие серьёзные, но будут обязательно. Причинно-следственный механизм никто не отменял. Его ни Патриарх, ни Президент не отменят.

Просите и дано будет

Когда я работал в школе, то советовал многодетным мамам писать письма и долбить ими всех, начиная от губернатора и заканчивая Президентом, потому что только так ты в конце концов что-то получишь.

Я тоже хожу и прошу, требую, по столу кулаком стучу! Если по закону они обязаны чистить и отсыпать дорогу, сделать противопожарный водоём, то я к ним прихожу и требую, и они более-менее делают. Но это непросто, потому что, во-первых, в наш Богашевский округ входит 18 деревень, где наша самая маленькая, то есть она последняя в списке. Во-вторых, в администрацию идут работать чаще всего люди нечистые на руку, с которыми мне сложно договориться. Но что-то всё же удаётся пробить. Например, раньше нашу дорогу не чистили, потому что это никому не нужно было. Я стал ходить, и они теперь чистят...

Вот сейчас престижно стало покупать земли в дорогих коттеджных поселениях. Но если у тебя есть деньги, купи домик в деревне, поддержи нашу вымирающую деревню рублём, влей в неё свежую кровь. Мы её довели до такого состояния, нам её и возрождать.

Домашнее образование

Сейчас многие не отдают своих детей в школы, обучают сами, только переводные экзамены в школе сдают в конце учебного года.

Мы привыкли, что нам лучше отдать своих детей в детсад или школу, чем самим воспитывать. А почему мы сами не можем воспитать своего ребёнка?  Если хотим, чтоб ребёнок шёл по тому же пути, как мы живём, тогда лучше отдать какой-нибудь тётке, и наши дети опять в этой клоаке будут кувыркаться, что и мы. И неважно, богаты мы или бедны, какая разница, у богатых те же проблемы.

Патриарх Кирилл как-то рассказывал, как он ездил, ещё не будучи Патриархом, в таёжные поселки, где нет ни церквей, ни батюшек, ни шаманов. А люди там как жили, так и живут с совестью – двери не закрывают, детей воспитывают, стариков кормят. И они слыхом не слыхивали, кто там в Кремле сидит, они просто по совести живут.

Одному местному священнику я привёл статистику, спросил у него, сколько он воцерковил людей за этот год. Потому что можно крестить, а можно воцерковлять, это большая разница. Он отвечает: «Человек 50». Я говорю: «А пивом спаиваются каждый месяц по 50 человек. И что толку от твоего храма, который построен на деньги пивного магната?»

Командовать свободным 
человеком трудно

Когда Россию перевели из аграрной страны в страну, которую мы теперь имеем, власть очухалась. И в 60-е годы прошлого века сначала дали народу по 4 сотки под участки, благодаря этому Россия и выжила, потом уже дали по 15 соток. А теперь они серьёзно задумались, потому что, если дальше так пойдёт, люди начнут оседать на земле и побросают ненужные им квартиры, и народ станет независим, а свободными людьми командовать намного труднее. Потому землю получить крайне трудно.

Проблема ещё в том, что люди сами мало что хотят. А происходит это потому, что они перестали верить. Получается, что, утратив веру в Бога, в местную администрацию они тоже автоматически перестали верить.Даже старцы призывают иметь свой домик. Вы не представляете, говорят они, какие скорби нас скоро ожидают, какие испытания надвигаются. И как один из выходов нужно иметь собственный домик, чтоб был огородик, печка, какая-то животинка. И ты уже будешь ни от кого не зависим, и все беды переживёшь.

Почему мы должны быть уверены, что благоденствие, которое нас теперь окружает, будет вечно? А случится завтра какой-то катаклизм, война или ещё что-то, отключат свет, отопление, воду – это всё ведь очень легко сделать. И мы вымрем, как мамонты. Любого деревенского отключи от внешнего мира, он этого не очень заметит. А горожанин без света, отопления, супермаркета – обречён.

Как меня костерили родственники и близкие друзья, что уехал из города: «Да ты что, ты же всего лишился…» И только сейчас они увидели, какой я спокойный, жизнерадостный, какой свободный стал.

Семинары

Я провожу у себя дома семейные семинары для всех желающих. Например, Новогодний и Рождественский семинары, куда приедут те, кто хочет отдохнуть на природе, забыть о телевизоре и компьютере, позаниматься творчеством, посидеть у костра, поговорить с хорошими людьми, отдохнуть от суматохи города. Одна семья недавно жила несколько дней – они хотели отдохнуть от всей этой современной суеты. У меня большой дом, места всем хватит.

Меня иногда спрашивают, счастлив ли я? Думаю, счастлив, потому что самодостаточен. Самое простое и одновременно самое сложное – быть самим собой.

Андрей Владимирович 
Сотников

Смотрите в Ютубе канал нашего постоянного автора – путешественника и паломника 
Андрея Сотникова