Галина Лебедина - Блаженный инок Владимир

 

Инок Владимир (Владимир Алексеевич Алексеев) родился 16 апреля (по старому стилю) 1862 года. Его отец был состоятельным купцом. Когда Владимир подрос, его отдали учиться в Санкт-Петербургскую гимназию.

 

Однажды, зайдя в церковь перед дальней дорогой, я разговорилась со знакомой дежурной по храму. Тамара Петровна Макаревич – краевед, экскурсовод, член Приходского совета храма во имя Сошествия Святого Духа в Петербурге. Она показала мне папку с десятью листами подписей для прошения в комиссию по канонизации инока Владимира, который был похоронен на этом самом месте. Невысокая скромная церковь Преображения Господня, с куполами и укромной колоколенкой. Именно на этом кладбище, уничтоженном в послевоенные годы, и был похоронен блаженный инок. На этом месте сейчас станция метро «Ломоносовская». Рядом кипит жизнь, входят и выходят люди из метро, идут мимо храма по невидимому кладбищу.

Кладбище 
(историческая справка)

Возникло оно в 1731–1734 гг., после воздвижения Церкви Преображения. В 1927 году кладбище было закрыто. В 1932-м разрушена Преображенская церковь. На той части кладбища, где располагалась Духовская Церковь, в годы войны хоронили военнослужащих и жителей города. Из Церкви Святого Духа устроили морг, куда привозили погибших после бомбёжки или умерших от голода жителей. И только в 1966 году, при строительстве станции метро «Ломоносовская», церковь, выстоявшая в годы блокады, изуродованная, но с крепкими стенами, была взорвана. Вместе с ней исчезло и кладбище. Появился пустырь вокруг метро, кинотеатр и сквер за кинотеатром. Большая часть кладбища не подвергалась глубинным работам, и, вероятно, люди, погребённые более 200 лет назад, лежат там и поныне.

А в 2006 году возник проект постройки на месте кладбища развлекательного центра и торгового комплекса. Местные жители создали инициативную группу, в которую вошли неравнодушные люди, стремившиеся восстановить поруганную святыню и создать мемориальный сквер. Одному из них – Ивану Ивановичу Пучкову, краеведу, удалось найти документы, доказывающие факт существования кладбища. В мае 2009 года была организована община «Приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой», которую возглавил протоиерей Иоанн Соколов.

– Мы стали молиться, – рассказал о. Иоанн. – По четвергам с создавшейся инициативной группой, общиной приходили на пустырь к поклонному кресту и служили молебен, а каждую субботу – панихиду. Бывало, иду, метель страшная, ветер с ног сбивает, думаю, наверное, один прочту молитву. Прихожу – люди стоят, ждут. И так два года… Мы составляли списки захоронений, но точных сведений не сохранилось, пришлось восстанавливать информацию по запискам, административным записям. Наконец, после шестилетней борьбы нам разрешили восстановить утраченные святыни. Это пока первый шаг – маленький, временный храм. А дальше надеемся построить храм на месте взорванного.

С 1927 по 1951 год тело инока пребывало именно здесь. А в 1951 году администрация кладбища объявила, что кладбище подлежит застройке и родственники могут перенести захоронения своих близких. Почитатели блаженного на собственные средства перевезли мощи старца на Богословское кладбище в Петербурге.

С благословения 
Иоанна Кронштадтского

Инок Владимир (Владимир Алексеевич Алексеев) родился 16 апреля (по старому стилю) 1862 года. Его отец был состоятельным купцом. Когда Владимир подрос, его отдали учиться в Санкт-Петербургскую гимназию. Он часто посещал Казанский собор, а на деньги, которые давали ему родители, покупал продукты и раздавал нищим. Своих духовных чад он просил поминать родителей своих – Алексея и Екатерину, а также сестрёнку Надежду, умершую отроковицей. С двадцати лет он начал странствовать по монастырям. Несколько раз бывал в Иерусалиме. Известно, что Иоанн Кронштадтский благословил его на иноческую жизнь, и он был пострижен в рясофор с тем же именем Владимир. Отмечают, что в характере его проявлялись удивительная сострадательность, кротость, воздержанность в словах. Приняв подвиг юродства, он претерпевал насмешки, ругательства, брань. Но он всё сносил без возмущения, со смирением, не жалуясь. В книге Алексея Селезнева «Блаженный инок» приводятся интересные случаи его прозорливости и чудесных исцелений по его молитве. В ней собраны свидетельства людей, которые были знакомы лично с иноком, и тех, кто узнал об иноке уже после его смерти.

Вот несколько замечательных, на мой взгляд, свидетельств его помощи.

«Был пожар в Тосно, и ветер в тот день дул сильный, ждали, что выгорит всё село. Горел уже третий дом, инок побежал с людьми на пожар, но вместо обычных в таком случае действий он сделал нечто, о чём вспоминали тосненцы не одно десятилетие. В последний горящий дом он бросил… куриное яйцо, и пожар на этом доме прекратился».

«Будучи в паломничестве на Святой Земле, инок Владимир нечаянно забыл там посох. Кто-то из спутников блаженного, сопровождавших его всюду, заметил ему с участием, что вот-де, мол, посох пропал. На что он в обычной своей шутливой манере ответил: "Не диво, что посох пропал, а вот будет диво, когда он сам пешком домой придёт".

Фотография, на которой инок Владимир снят верхом на ослике, запечатлела тот самый посох. Один из богомольцев, по обету пешком путешествовавший в Святую Землю, принёс его отцу Владимиру в Тосно. Так посох и в самом деле назад пешком пришёл».

И ещё:

«Дело было так. Один из сыновей Александры Макаровны, Георгий, совсем юным решил пойти служить большевикам, да не куда-нибудь, а в ЧК. Сердце матери разрывалось от горя, но Георгий, скорее всего, сам не осознавал, куда собрался, и слушать доводы матери не хотел. Свою беду она выплакала иноку Владимиру, но вместо сочувствия, на которое, казалось, могла бы рассчитывать, вдруг услышала: “Пускай идёт. Он меня ещё спасёт”.
Многие знавшие инока вспоминали, что он часто “блажил”, говорил какими-то рифмованными фразами, которые потом странным образом исполнялись.

Прошло несколько лет. Инок отправился на богомолье в Киев и был там арестован. Георгий в то же самое время ездил из Питера в Киевское ЧК в командировку и, зайдя в кабинет к начальнику, оказался на допросе инока. Взглянув друг на друга, оба сделали вид, что не знакомы. Георгий стал обсуждать что-то с начальником, стараясь не смотреть на отца Владимира.

– Вот, набрали безпаспортных, – сказал чекист, кивнув в сторону инока. – И что мне теперь с этим сокровищем делать?
– Да что ты его держишь? И так он, видишь, еле ноги таскает, ещё умрёт тут у тебя, возись с ним потом. Лучше выпусти его.
Посмотрел тот на инока, рявкнул:
– Да иди ты отсюда! – и выгнал его».

Перед смертью инок Владимир предсказал, что хоронить его будут трижды. Так и получилось. По благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила мощи инока Владимира были перезахоронены. Из Санкт-Петербурга они были перенесены в Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь. «Лежать я буду между трёх берёз», предсказывал инок о своём захоронении в обители, в которой много лет трудился.

«Не стоит село без праведника», – говорили в народе.
Село держится, пока стоит в нём церковь, пока есть в нём люди, способные сохранить ценности добра, милосердия, чести. И будет жива Россия, пока стоят в ней церкви, пока есть в ней праведники, люди, которые своей жизнью показывают нам путь к Богу. И, пусть они, как звёзды: не всегда видны нашему глазу, но они есть. И может, поэтому есть и мы.

Галина Евгеньевна ЛЕБЕДИНА