Виктория Тищенко - «Даже в скульптуре Солженицын оказался нерушимым, стойким и несломленным»

 

Из беседы со скульптором Викторией Александровной ТИЩЕНКО

 

Скульптор Виктория Александровна Тищенко родилась и живёт в Москве. В 2006 году поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова на факультет скульптуры. В 2012 году защитила диплом с отличием на тему «А.И. Солженицын» и поступила в аспирантуру Академии. Член Московского союза художников. Участница, победитель, лауреат выставок в России и за рубежом. Работы автора находятся в государственных учреждениях, музеях и частных коллекциях в Москве и в других городах нашей страны. 

– Виктория Александровна, вашей дипломной работой стала скульптура Александра Солженицына. На мой взгляд, работа совершенно великолепная: глядя на неё, кажется, что перед нами живой Александр Исаевич… Почему именно его образ выбрали для диплома?

– Мне нравится тема портрета, в особенности исторического, а Россия всегда была богата великими умами. Поэтому и выбор темы для дипломной работы был сложный. Но всё же личность Александра Исаевича Солженицына была мне ближе и интереснее всего. Прекрасный русский писатель, драматург, публицист и поэт, он, не боясь быть сломленным и отвергнутым, затрагивал самые острые общественно-политические темы. Его позиция в этих вопросах мне очень близка. Я поставила себе задачу показать в скульптурном портрете его образ как философа, великого писателя, политического и общественного деятеля, фигуру, вырастающую из каменной глыбы, что символизирует стойкость и непоколебимость его личности.

Интересный эпизод. Во время работы над дипломом в этой же мастерской проходила работа над эскизом к памятнику Патриарха Гермогена, который ныне стоит на Манежной площади. Чтобы подсушить готовый эскиз из гипса, в мастерской включили обогреватели, мастерская нагрелась, и глина, из которой был сделана фигура Солженицына, как бы подсела, образовалась большая трещина. Я была совершенно уверена, что скульптура должна разрушиться, большие массы глины под собственной тяжестью должны были обрушиться, я очень переживала. Перевести в твёрдый материал скульптуру должны были только через некоторое время. И что удивительно, скульптура Александра Исаевича стойко держалась и не разрушалась. Это как знаковый момент: даже в скульптуре он оказался нерушимым и стойким.

– Из сочинений Солженицына какие наиболее дороги для вас и почему?

– Все его произведения достойны большого уважения. Но самое неизгладимое впечатление на меня произвела книга «Архипелаг ГУЛАГ». Это очень тяжёлое произведение, основанное на страшных фактах, где человеческой жестокости нет предела. Пройти через весь этот ад, остаться несломленным и повествовать миру о происходящем в лагерях в те страшные времена достойно восхищения. 

– Личность и творчество Александра Исаевича до сих пор вызывают самые ожесточённые споры. Когда-то Солженицын говорил, что на него лгут, как на мёртвого. Сейчас же с ним борются, как с живым. В чём, на ваш взгляд, причина подобного ожесточения?

– Вокруг А.И. Солженицына действительно ведутся всевозможные споры, и мне приходилось с этим сталкиваться. Но для меня личность Александра Исаевича однозначная. Солженицын подарил миру произведения, которые никого не оставили равнодушными. Философия его сочинений заставляет людей задуматься о праведности их жизни, морали, культуре общества, о чести и достоинстве каждого. Он всегда пытался достучаться до людей в своих произведениях. Будущее России волновало Александра Исаевича. Поднимая политические темы, он сражался за правду, которая многим оказалась неугодной. Его гражданская позиция достойна огромного уважения, а несомненный большой вклад в русскую литературу нельзя отрицать.

– Сегодня, в преддверии 100-летия Солженицына, в России устанавливают памятники ему, проводят конкурсы среди скульпторов. Вы участвуете в них? И видели ли вашу работу родные писателя?

– Скоро будет проводиться конкурс на лучший проект памятника Александру Солженицыну в Москве, в котором мне бы хотелось принять участие. Очень жаль, что я не могу представить туда уже готовую скульптуру А.И. Солженицына в связи с тем, что её размер не отвечает требованиям конкурса. Так что скульптурную композицию нужно будет изваять заново. Мне, конечно, хотелось участвовать в конкурсе именно с дипломной работой, так как Наталия Дмитриевна Солженицына, жена писателя, приходила ко мне в мастерскую и давала мне рекомендации для дальнейшей работы над скульптурой. Её советы мне очень помогли, и я безмерно благодарна Наталии Дмитриевне за них. Мне было очень важно услышать её мнение о скульптуре. И я никогда не забуду тех слов, которые она мне сказала: «Спасибо, Вика, за встречу с ним». Наталия Дмитриевна – удивительная и прекрасная женщина! Недаром говорят: «За спиной великого мужчины всегда стоит великая женщина».

– Отступая от солженицынской темы, поговорим о вас. Женщина-скульптор – не столь частое явление. Расскажите, пожалуйста, как вы избрали эту стезю, что повлияло на выбор, как происходило становление в профессии?

– Да, скульптура отнюдь не женская профессия. Но работа в мастерской – с мокрой глиной, с молотком, со сварочным аппаратом и болгаркой – меня совсем не пугает. Единственное плохо, что зачастую не могу поднять собственную скульптуру, так как природа не наградила женщину такой силой, какая есть у мужчин. С самого детства меня увлекало творчество, но я никогда серьёзно не задумывалась на тему того, чтобы выбрать профессию художника. После школы поступила в институт на факультет экономики и управления, считая, что должна быть стабильная работа, а творчество как хобби. Но через некоторое время услышала об Академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова. Пришла на день открытых дверей в Академию, и у меня всё перевернулось: в этот же день я решительно собралась поступать в Академию. Но так как у меня не было художественного образования, экзамены по спецпредметам я не прошла. Но вопрос поступления для меня был вопросом жизни и смерти. Целый год я занималась скульптурой и рисунком. И, сдав все экзамены, я увидела себя первой в списке! Это было для меня самым настоящим и несказанным счастьем. И я очень благодарна Академии и нашему, ныне покойному, ректору Илье Сергеевичу Глазунову за потрясающую Академию, которую он создал. Он всегда говорил: «Знания – это крылья художника». И он подарил мне эти крылья!  

– Ваши работы очень разнообразны – и анималистика, и образы современников, и исторические скульптуры… К чему всё-таки больше лежит душа?

– Меня вдохновляет многое, но ничто не может восхищать так, как природа! Поэтому тяготею к классическому искусству, где соблюдаются пропорции, красота, правильная анатомия без уродливых искажений, как сейчас модно. Искусство должно вдохновлять и волновать сердца. Моя душа больше всего лежит к портрету, все люди невероятно разные, и нет на земле одинаковых личностей, у каждого человека свой внутренний мир, и этот внутренний мир я стараюсь уловить и раскрыть в портретах. Человеческая психология всегда имела для меня интерес. А так как я очень люблю животных, то с большим удовольствием леплю и их.

Сегодня представители творческих профессий нередко испытывают трудности в донесении своего творчества до публики. Если говорить о художниках, то часто возникают сложности в организации выставок. Если работы монументальны, то и с хранением их не всё бывает просто…

– Классическое искусство сейчас не в моде. Выставки кишат современными инсталляциями, где унитаз или написанное матерное слово на холсте – это уже якобы произведение искусства. Происходит подмена культурных ценностей, что сильно огорчает. Но я верю, что рано или поздно люди будут ценить истинную красоту больше и перестанут слепо следовать за модными тенденциями, которые только отравляют сознание и разлагают само человеческое существо. К сожалению, личной мастерской у меня нет, поэтому нет возможности делать и хранить монументальные творческие работы. Если предстоит работа подобного рода, то мастерскую я беру в аренду. Все эти сложности, конечно же, препятствуют свободному творчеству, но надеюсь, со временем всё поменяется.

– Если бы не скульптура, то чем бы хотели и могли заниматься? Есть что-то ещё, что увлекает вас?

– Увлекает весь мир, всевозможные науки и творчество во всех его проявлениях, но скульптура – это моя жизнь! Я очень счастлива, что тот заветный день в Академии перевернул мою жизнь, и я стала скульптором.

Беседовала 
Елена Владимировна СЕМЁНОВА