8 января – Собор Пресвятой Богородицы
На второй день Рождества Христова к ликованию Церкви о родившемся Спасителе мира присоединяется сугубая похвала Божией Матери. И во все дни праздника Рождества эта радость для нас нераздельна. Встречаясь с Господом, мы встречаемся с Его Матерью. Кланяясь Солнцу правды с высоты Востока, мы прославляем Ту, Которая, как заря, предшествует солнцу. И не только предшествует, но несёт в Себе и рождает в мир эту Божественную жизнь и этот свет. Небо и земля с трепетом взирают на непостижимое достоинство Девы, Которая именуется Матерью Божией – Матерью Того, Кто создал небо и землю. «Се, Раба Господня», – говорит Пресвятая Дева, но Бог нарекает Её Своей Матерью. Матерью Её Творца. Она – Мать и раба одновременно. Всегда – Мать, и всегда – раба. Как Её Сын – Бог и Человек. Всегда Бог, и всегда человек.
Как величия Своего Она достигает через смирение, так в материнство Своё Она вступает через девство. Она сохраняет девство и становится Матерью, соединяя две тайны жизни, никогда одновременно не существующие. Перед этими двумя тайнами предстоит человечество, не в силах по-настоящему их постигнуть без Неё. В Рождестве Её девство не только сохраняется, но возвышается, но увенчивается, но расцветает Её материнством. И Её материнство свято уготовано, блаженно достигнуто и божественно совершено в Её девстве. Этой тайне в какой-то степени причастны все девы и матери – только в целомудрии приходит святое материнство, и материнством утверждается целомудрие, не говоря уже о том, что подлинное девство раскрывается духовным рождением и духовным материнством. Как написано: «У оставленной больше детей, чем у имеющей мужа».
Мы встречаем сегодня праздник Рождества в мире, где поругано материнство и осмеяно девство, где обыденность убийства собственных, ещё не родившихся детей – Вифлеемское избиение младенцев в масштабе планеты – и каннибализм разврата, тоже ставший бытовым явлением, свидетельствуют очевиднее самых страшных пророчеств о том, что человек без Бога не может быть человеком. Сколько мужчин и женщин встречают Господа вместе с Пресвятою Девой, начиная с яслей Вифлеема, где, поклонившись, можно увидеть, как сказано в Евангелии, Младенца с Матерью, и кончая Крестом, с которого Спаситель всех человеков говорит Своему ученику: «Се, Мати твоя», – и сколько людей проходит мимо, попирая всё! Избрание быть Божией Матерью означает крест. И никто из людей, как Она, не знает тайну рождения, жизни и смерти каждого человека, и никто, как Она, не может молиться с таким состраданием и с такою любовью за всех, потому что Она – Мать всех живущих и Мать Бога Живого.
Постараемся как можно глубже проникнуть сегодня в тайну заступничества Божией Матери. Здесь, в Вифлеемских яслях, для Неё Он одновременно – Спаситель мира и маленькое Дитя, Которое растёт. Дитя, Которое похоже на всех других и Которое тем не менее – Превечный Сын, Тот, Кто в Превечном Совете избрал взять на Себя тяжесть мира. И так Она носила Своего Ребёнка, как всякая мать носит своего первенца. Однако Ей надо было быть подготовленной Духом Святым к тяжести грехов мира, которую Сын Её должен будет понести. В вере Своей Она всё яснее постигает, о чём идёт речь. Она, даже в мыслях Своих, по слову преподобного Силуана Афонского, никогда не согрешившая, знает, что такое грех. Ей ведомо точно оскорбление, наносимое Богу грехом, и с того момента, как Она начала носить в Себе Своего Сына, грех для Неё – не просто внешнее, потому что Тот, Кто примет на Свои плечи грехи всех, живёт в Ней. Это как если бы Она носила в Себе покаяние всего мира в грехе. В каждом грехе, который Она встречает, Она видит и знает: ради этого Спаситель приходит, это будет Его страданием, из-за этого Он умрёт. И в день Рождества Христова, когда в Свете тихом раскрывается Ей сила Божественного прощения, Она совершенно по-новому, как никогда раньше, стоит перед этим океаном благодати. До сих пор Она носила благодать, скрытую в Ней. Хотя Она была окружена дыханием Духа, Она не знала Его прежде, как знает сейчас. Она видит Бога Своими глазами и касается Его Своими руками, и молится за всех. Как никогда раньше обнажаются перед Ней в пасхальном свете Рождества сатанинские глубины греха, и молитва Её становится неодолимой, как оружие Креста, которое уже теперь пронзает Ей душу.
Матери-христианки и девы-христианки, и все православные христиане! Среди страшных соблазнов мира, когда перед наглым и безстыдным грехом, кажется, почти без сопротивления сдаются почти все, Церковь снова и снова повторяет слова святого Иоанна Златоуста: «Все задачи жизни должны отступить на задний план перед задачей воспитания детей». И слова святых Оптинских старцев: «По нашим временам сохранить целомудрие – это всё сохранить». И когда кровью обливаются ваши сердца от безсилия что-либо сделать, обратитесь к Божией Матери. Её молитва поистине совершает невозможное.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ