Александр Егорцев - Смех сквозь слёзы

 

 

Десятого ноября 2017 года отошёл в вечность сатирик Михаил Николаевич Задорнов. За несколько дней до смерти, 5 ноября, он прошёл Таинство соборования – уже не для исцеления, а для прощения, как подготовку к переходу.

 

Как сообщил соборовавший его священник, Михаил Задорнов два месяца назад был в Казанском соборе на Красной площади. Исповедовался, порвал с неоязычеством, которое до этого увлечённо пропагандировал, принёс покаяние перед Богом и вернулся в Церковь.

Говорят, что рак, онкология – это «самая христианская болезнь». Тяжесть физической боли и полное переосмысление своей жизни перед лицом неминуемого финала. Одних онкология ломает, но некоторых преображает. В общем, у кого от рака умирали близкие, всё это знают.

Мы как-то были на его концерте. Выступления Задорнова было приятно смотреть. В отличие от остальной гоп-компании известных юмористов – жадной, приблатнённой и презирающей зрителя – Михаил Задорнов стоял особняком. Была в нём какая-то доброта, порядочность, что ли. И его улыбка...

В новостях о нём написали, что Задорнов «высмеивал Америку и западный образ жизни». А что ещё могли в наших «Новостях» отметить?

А ведь он в последние годы, занимаясь публицистикой, с болью отзывался и о нашей российской действительности. И если в адрес американцев Задорнов отпускал беззлобные шутки, в отношении же нашей российской «элиты» его юмор всё чаще мрачнел. Потому что было уже не до смеха.

Нефтегазососы – ведь именно Задорнов употребил этот эпитет. Звучит на первый взгляд смешно, но суть передана убийственно точно. «То, что они творят, разрушает Россию более, чем любые иностранные санкции...» (М. Задорнов об «айпадоблудцах-нефтегазоденьгососах»).

Он был не просто штатным сатириком, он был ещё и думающим, ищущим, страдающим человеком. И очень живым. Отсюда, наверное, все эти его забавные лингвистические изыскания. И увлечение нелепым неоязычеством тоже, наверное, от его поисков смысла...

Смысл он всё же обрёл. В конце пути, пройдя через страдания, пусть даже так. Он успел.

Приход в храм, исповедь и возвращение в Церковь, над которой в прошлые годы не раз беззлобно подтрунивал, – это дорогого стоит. Возможно, обескуражил этим немало своих поклонников-телезрителей, привыкших больше хохотать и поучать. Огорчил, можно сказать, даже «подвёл» часть своей аудитории. Не только из числа родноверов-неоязычников, но и вполне респектабельную интеллигенцию.

Но сейчас, когда от сильных мира посыпались соболезнования и панегирики, хочется предостеречь журналистов от излишнего пафоса. Михаил Задорнов был государственником, но власть при этом не облизывал.

Задорнов прекрасно видел, что происходит в стране. Да, на телеэкране и концертах он больше шутил над «тупыми» американцами, стал невъездным «в (на)» Украину... Всё это так. Но самые горькие свои наблюдения он оставлял при себе, лишь изредка выплёскивая наболевшее в своём блоге... Он мог в чём-то ошибаться, как порой ошибается любой ищущий и думающий человек. Но он был честен и, видя зло, чёрное называл чёрным. И говорил о том, что некоторые действия наших госчиновников наносят России больший вред, чем все санкции Америки и Запада, вместе взятые.

…Прежде чем уйти, Задорнов примирился с Церковью. И это в то время, когда Церковь и Православие уже давно не популярны в обществе, когда только ленивый не пинает верующих. Задорнов вернулся в Церковь. И тихо перешёл в мир иной. Оставив в нашей памяти – нет, даже не шутки, – а свою улыбку.

Царствие Небесное рабу Божию Михаилу.

Александр Юрьевич 
ЕГОРЦЕВ