Уходит в прошлое год столетия русской катастрофы. Казалось бы, хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории, вспомнить о национальном самосознании и роли русских в своей стране, задаться вопросом - возможно ли повторение сценария.
Тем более что и президент объявил в послании Федеральному Собранию, что «год столетия Февральской и Октябрьской революций – это весомый повод ещё раз обратиться к причинам и самой природе революции в России. Не только для историков, учёных. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, относиться к ней нужно с уважением».
Думаю, многие согласятся с ним, что дата эта требует своего осмысления и переосмысления. Конечно, мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось революций. Но мы знаем, что принесли России либералы, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики… Так что, во всяком случае, нужно этим заниматься. Изучать, анализировать, сопоставлять, взвешивать…
О чём же говорили, о чём рассуждали, что предлагали россиянам на центральных телеканалах, откуда черпают россияне взгляды, убеждения, нравственные ценности? Хорошо или плохо совокупляться на дискотеке под аплодисменты толпы «общественности», как и с кем живут олигархи и их брошенные жёны, сколько внебрачных детей у известных артистов, кто сколько украл и от кого ребёнок. Шли безконечные сериалы про хороших и плохих ментов, знахарей, леших, патрулей, провинциальных девочек и мальчиков, в одночасье становившихся богатыми и знаменитыми, пошлые аншлаги и юморины. «Нестареющие звёзды», накачанные силиконом и ботоксом, пытались кататься на коньках или танцевать, в лучшем случае петь. Одни и те же «аналитики» старались перекричать друг друга на полит-шоу, переходя с одного телеканала на другой.
Конечно, в стране выполнялась и официальная программа: выставки, публикации, конференции, научные проекты, фильмы. И даже телесериалы о демонах революции. Но всё это шло мимоходом, довеском и растворялось в культе развлечения и потребления, пропагандируемого СМИ. Серьёзного и нужного разговора не получилось.
Китайцы говорят про Россию, что это «большой корабль, который медленно тонет», что мы катастрофически отстаём от нового мирового технологического уклада. Если у нас и есть новые технологические разработки, то только в ВПК и в космической отрасли. Согласитесь, что у них есть основания так говорить.
К началу объявленной в Китае политики широкой модернизации в 1978–1979 гг. КНР была страной, где 80 % населения недоедало. Лишь треть взрослых умела писать и читать. Промышленность отставала от Запада на десятки лет. Основным видом транспорта был велосипед. Страна казалась полностью подорванной утопическим «великим скачком» и разрушительной «культурной революцией» – настоящей гражданской войной, закончившейся лишь со смертью Мао Цзэдуна. Железные дороги блокировались бандами в десятки тысяч хунвейбинов. Города становились аренами сражений с применением танков и авиации. Так, например, произошло в 1968 году в Чунцине, где погибли десятки тысяч человек. В 1979 году в крупнейших провинциях КНР Сычуань и Аньхой разразился жестокий голод. Крестьяне просили подаяния на дорогах, целыми селениями снимались с места и бродили по стране. В высшем руководстве Коммунистической партии Китая не было ни одного человека, избежавшего репрессий. Сам лидер КНР Дэн Сяопин попадал в тюрьму трижды.
Всё это было, и всё это Китай сумел преодолеть, остановив разрушительную волну всеобщего распада. Именно в дни трагедии 1989 года на площади Тяньаньмэнь китайское общество сделало свой выбор, избрав реальный прогресс вместо распада и гниения.
Сегодня Китай – это вторая экономика мира после США, а по некоторым оценкам, даже первая. Китай – абсолютный лидер в производстве всех товаров широкого спроса. Он занимает первые места по добыче полезных ископаемых (угля, руд, древесины и прочих), по объёму промышленного производства и объёму экспорта, по количеству строящихся и построенных небоскрёбов, по количеству нанотехнологических патентов и по многим другим параметрам. И получается, что люди, ещё недавно неграмотные в массе своей, не знавшие, что такое душ и горячая вода, учатся работать на компьютерах. Как и почему китайцам это удалось?
За века Китай пережил множество исторических событий: войны, революции, смена власти и религиозных верований. Эпоха коммунизма и здесь принесла свои плоды, и большая часть населения перестала во что-то верить. Но очевидно одно: эта страна сохранила своё наследие и веками укоренившиеся традиции. Образ мысли, этика и нормы поведения современных китайцев сформированы и держатся на «трёх китах»: буддизм, конфуцианство и даосизм. И главное – власти выучили уроки, анализируют, что происходит, и делают выводы.
Как тут не вспомнить высказывания двух разных политиков из двух разных эпох. Джон Кеннеди, год 1959-й: «Нам всем придётся изучать русский...» Владимир Путин, год 2002-й: «Моя дочка учит китайский...»
В 1917 году исчезла Россия, которая занимала шестую часть земной суши и имела 160 млн населения. Сегодня Российская Федерация – это страна, владеющая 1/9 суши с населением 147 млн человек. Уже сто лет мы живём в государстве, созданном большевиками. У нас произошёл разлом не только государства, но и сердец, коренная ломка прежних жизненных традиций. Ныне герои нашего времени – скоробогачи, шоу-звёзды и телеведущие, блогеры и продюсеры, духовные вырожденцы и христопродавцы...
Этому потоку, опасному для духовного здоровья человека, противостоит малая часть народа, идущая за Христом. Иными словами, в России существуют две разные системы нравственных ценностей, у каждой из которых своё знамя и свой язык.
Историю победивших революций пишут сами революционеры – так было и есть. Нынешнюю историю пишет элита, плывущая в фарватере либеральной идеологии, которая присваивает себе национальное богатство, одновременно пуская корни за рубежом.
Когда же мы посмотрим исторической правде в глаза, займём принципиальную позицию в отношении своего прошлого, чтобы строить великое будущее? Только и остаётся вслед за Николаем Васильевичем Гоголем воскликнуть: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа».
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №12, 2017г.