Протоиерей Александр Шаргунов - Ради любви к миру

 

4 декабря – введение во храм Пресвятой Богородицы

 

«Слыши, Дщи и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея» (Пс. 44, 11–12). Божия Матерь, трёхлетняя Отроковица, вводится в храм Господень. С младенчества Она оставляет земные пути, избирая дорогу, на которой сторицею принесёт для всего рода человеческого плод чистоты и правды. И наше слово сегодня – об удалении от мира.

Потому что есть иная дорога, где таинственное семя слова Божия попирается ногами прохожих и похищается птицами небесными. Такова жизнь человека, погружённого в суету мира. Любящему Бога надо совершенно порвать со всяким пустым общением, потому что невозможно спастись без благоговейного принятия благодати. Если это небесное семя не может произрасти в сердце, открытом шуму и толпе, не надлежит ли нам задуматься, какой опасности мы себя подвергаем?

Большинство людей с предубеждением относятся к одинокой жизни. Она страшит их, как изгнание, как смерть. Они не знают ни сладости, ни преимущества этой жизни. Божия Матерь говорит нам сегодня, что человек никогда не бывает менее одинок, чем когда он один. Потому что в это время он имеет возможность общаться с Той Личностью, Которую заповедано нам любить всем сердцем, всею мыслию и всею душою своей – с Богом. Нет ничего слаще, чем беседа с Ним вдали от всего, что может препятствовать ей.

Говорят, что в начальную эпоху своего существования люди селились в лесах, отделявших их друг от друга. Затем они стали собираться в местах, где цивилизация предоставляла им больше удобств для жизни. Но расширение круга общения скоро стало разрушать их нравы. Они незаметно теряли невинность и передавали друг другу словом и примером пороки, к которым имели наклонность по своему падшему естеству. С развитием техники происходил всё больший рост городов. Оставив пустыню природы, они обрели новую пустыню среди многолюдных толп. И стало ясно, что общение с дикими животными бывает порой менее опасным, чем общение с себе подобными. Спасаясь от пустоты одиночества, люди собирались вместе в гигантские мегаполисы. Как никогда, они стали бояться быть одни. И теперь телевизор, присутствующий в каждом доме, всё более фокусирует человечество в одну заражённую грехом толпу.

Бог не заставляет никого оставлять мир ради духовной жизни. Однако каждый христианин, даже живущий в мире, должен знать, что мир – не только творение Божие, отпавшее от Бога и спасаемое Его любовью, но и человечество, объединяющееся без Бога и против Бога. Есть среди нас мир, отвергаемый Богом. «Не о всём мире молю», – говорит Господь. И нам заповедано не любить этот мир и то, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 15–16). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). «Утверждение, что есть люди, не чувствительные ко всему, что может разбудить и воспламенить страсти, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не убедит меня никогда». «Как! – восклицает святитель. – Давид был ранен стрелой любодейства, а ты неуязвим? Один взгляд сокрушил этот столп. Вся его святость не устояла против первого искушения, а ты дерзаешь говорить, что не поколеблешься против стольких врагов. Разве ты камень или, может быть, ты из бронзы? Разве ты не человек, как другие? Как можешь ты касаться огня и не обжечься?»

Говорят, что праведный Лот среди множества городов остался один, не подверженный общей заразе. Но этот пример должен заставить нас вострепетать. Среди всего народа нашёлся только один, кто устоял. Указывают на пример Ноя, благочестие которого не поколебалось развратом всех. Поистине, эти двое святых, жившие: один – в растленной стране, а другой – в растленном веке, обращены особенным образом к нашим дням.

Сейчас часто говорят об «апостольстве мирян». Но никто из апостолов и святых не выходил никогда на проповедь спасения, не вооружившись против опасностей мира сего. Время от времени они должны были уединяться для молитвы, чтобы запастись вечностью. Надо самому глубоко освятиться истиной, прежде чем дерзать освящать ею других. На острове Мальта паломникам показывают пещеру апостола Павла, где после кораблекрушения, прежде чем отправиться с новой проповедью, он молился в уединении в течение нескольких месяцев. Преподобный Антоний Великий говорил: «Пока ты не поймёшь, что в мире есть только Бог и ты, ты будешь страдать». 

Преподобный Серафим Саровский годами очищал в покаянии своё сердце, тысячу дней и ночей молился на камне, прежде чем получил благословение Божией Матери выйти с утешением к людям.

Удаление от мира совершается ради любви к миру. Чем больше любовь, чем большее число людей включает она в свою молитву, тем ближе должен быть человек к Богу. Тем больше он нуждается в уединении. Так Божия Матерь святым и совершенным удалением от мира c младенчества Своего – явила спасение миру через Своего Божественного Сына. Он пришёл в мир, чтобы избавить всех от ада одиночества. Чтобы собрать всё человечество в вечной радости истинного общения во единый народ Божий.

Протоиерей Александр Шаргунов