Всё, что происходит сейчас в США и вообще в российско-американских отношениях, говорит лишь об одном – о возможности нормализации и перспективах улучшения двусторонних отношений между нашими странами надо просто забыть. Предпосылок для нормализации нет по целому ряду причин.
Во-первых, сам Трамп. За время своего президентства он буквально поменялся на глазах: от его предвыборных лозунгов, от его первоначальной команды не осталось и следа. Трамп буквально стал встраиваться в политический истеблишмент, в антироссийский мейнстрим. Более того, он стал даже агрессивнее, чем предыдущая администрация Барака Обамы. Один из известных американских публицистов так описал ситуацию: если бы вы продолжительное время пробыли на Марсе и пропустили выборы в США, а потом снова вернулись в Америку, то вы бы подумали, что президентские выборы выиграла Хиллари Клинтон.
Текущая политика Дональда Трампа идёт в русле двухпартийного консенсуса, когда политика сегодняшней текущей администрации является продолжением политики предыдущей. Конечно, Трамп сам по себе до сих пор не устраивает истеблишмент. Его агрессивные заявления по поводу Северной Кореи, Ирана и Сирии даже вызывают ненависть со стороны праворадикального крыла республиканской партии.
Так, недавно был создан комитет по расследованию связи Трампа с Россией. Ядром этого комитета выступают очень известные американские политики и политологи. Среди них мы можем найти Макса Бута, Дэвида Фрама и бывшего директора национальной разведки Джеймса Клеппера. Главная цель комитета – дискредитировать Дональда Трампа, привести «своего» политика на должность президента США и ещё сильнее ухудшить отношения между США и Россией. На мой взгляд, этот комитет является новой версией легендарного комитета по насущной угрозе, который создавался трижды, и трижды этот комитет менял американскую политику и внешнюю политику США.
Сначала комитет был создан в 1950 году, и его цель состояла в том, чтобы пролоббировать один из основных документов «холодной войны» – СНБ-68, который, по сути, определял всю внешнюю политику США до конца распада Советского Союза.
Второй комитет был создан в 1976 году. Данный комитет просто методично и талантливо дискредитировал всю внешнюю политику предыдущих администраций Картера и Никсона и, по сути, бойкотировал разрядку. Он сформировал даже кадры для администрации Рейгана. Обозначил основу для победы Рейгана на выборах, что и определило внешнюю политику США.
Третий комитет был создан в 2003 году. Его цель состояла в том, чтобы сформировать внутри американский дискурс для обоснования вторжения американских войск в Ирак. Что в итоге и получилось.
Стоит отметить, что друзей у нас в США, по большому счёту, нет. Конгресс настроен антироссийски; либеральные интервенционалисты и неоконсерваторы смотрят на Россию как на страну реваншистскую, которая мешает формировать либеральный мировой порядок под главенством США. И все они хотят наказать Россию. Если есть друзья России в США, то они находятся на таких маргинальных позициях, что к их голосам уже не прислушиваются. Это те же Патрик Бьюкенен и Генри Киссинджер. Последнего другом нельзя назвать, но по сравнению с другими представителями американской элиты он просто меньшее из зол.
В российско-американских отношениях вырисовывается целый пласт проблем. Это и вопросы ПРО, и расширение НАТО, и Украина, и Крым, и Сирия, и санкционная политика США, и дипломатические войны. И по каждому из этих вопросов наши точки зрения кардинально расходятся. Плюс к тому уже с лета ходят слухи, что Соединённые Штаты Америки намерены выйти из договора РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. – Ред.).
То есть признаков того, что мы можем найти точки соприкосновения, сейчас не наблюдается, и вряд ли они могут быть найдены в ближайшее время. Хотя бы потому, что Соединённые Штаты входят в период турбулентности и находятся в условиях ослабления своей мощи. Но вот этой утраченной позиции они и не хотят терять, пытаясь доказать всему миру, что США всё ещё гегемон. И продемонстрировать это они намерены на таких проблемах, как Северная Корея, Иран и Сирия. Ведь если посмотреть на выступление президента США на Генассамблее ООН, то складывается впечатление, что сам Трамп с его агрессивной риторикой является представителем страны-изгоя. Ну как может мировой лидер говорить, что он готов уничтожить целый народ, целую страну?!
Поэтому сейчас я не вижу никаких особых предпосылок для нормализации отношений между нашими странами. Более того, думаю, что Россия и США вступают в привычный период своих отношений, как это уже было между Советским Союзом и США. И этот период для нас понятен, он ясен, мы знаем, как действовать, чтобы сдерживать Соединённые Штаты. Наша главная задача вместе с Китаем – попытаться удерживать мировой порядок от скатывания к хаосу.
Константин Владимирович БЛОХИН