Анна Андреева - «Вы уж там, пожалуйста, держитесь. Всё будет…»

В восьми километрах от Углича по Ярославской дороге среди густого леса стоит удивительный храм – церковь Михаила Архангела, «что в бору». Место это особое. Изначально здесь был монастырь, точная дата его основания неизвестна, но мы знаем, что к концу XIV века он уже существовал, поскольку его игумен, как записано в летописи, присутствовал на освящении одного из храмов города Углича.

Настоятелем необыкновенного храма Михаила Архангела, «что в бору», является также человек необыкновенный. Игумен Рафаил – в прошлом известный художник-авангардист Сергей Борисович Симаков. С самого детства он начал увлекаться живописью, но родители это не приветствовали. Они были истинными сторонниками коммунизма, и в их понимании это увлечение никак не способствовало строительству светлого социалистического будущего. Вот архитектор – это да, это профессия, необходимая для страны. Семья не была религиозной, родители Сергея, творческие интеллигенты, были очень светские люди и очень порядочные. Послушание родителям было превыше всего, поэтому из уважения к ним и по их настоянию, окончив школу, Сергей поступил в Московский архитектурный институт. Здесь он познакомился со своей будущей женой – Еленой, дочерью знаменитого генерала Александра Георгиевича Котикова, который был комендантом Берлина с 1946 по 1950 год. Этого человека до сих пор помнят и безгранично уважают немцы, в Берлине есть школа и улица, названные в его честь.

С самого детства художник сталкивался с множеством противоречий.  Он всегда говорил, что искусство – это попытка разобраться в жизни и мире. В его картинах – вопросы и поиск ответа на них. Сергей увлекался многим, разными религиями, даже мистицизмом. «Но моя жена Елена относилась ко всему этому с такой брезгливостью, – говорит о. Рафаил, – что так меня никуда и не затянуло, как могло бы увести увлекающегося творческого человека». Эти попытки разобраться в себе наконец увенчались успехом: в возрасте 34 лет они с женой принимают крещение, потом венчаются, а через полгода покупают домик для мастерской в деревне в 12 км от Углича, и начинается их новая жизнь. Представители элиты московской интеллигенции приехали в деревню, где их дом оказался единственным жилым домом, а до ближайшей цивилизации – 12 км. Дорога непроезжая. Первое, что они сделали, – разработали 70 соток земли. Начали выращивать все известные нашему климату культуры, завели домашний скот – коров, телят, поросят, коз, овец, кур, гусей. Потом стали помогать о. Иоанну, который был настоятелем храма в соседней деревне. Как-то на одной выставке картин Сергея местный батюшка спросил его, почему бы ему не рукоположиться?  Жена на это отреагировала так: «Ему Господь такой талант дал, что же его теперь – в землю закопать?!» На что батюшка ответил: «Господь – художник всех художников!» – и сказал это с таким вдохновением, что через несколько месяцев художник Сергей Симаков стал священником, затем – настоятелем храма Михаила Архангела, «что в бору», а матушка Елена – ангелом-хранителем этого храма. 

Отец Сергий перестал писать картины, но стал писать иконы. Это были 90-е годы, в лоно Церкви начали возвращать храмы, которые были у неё жестоким образом отобраны. Всё было разграблено, разрушено. Отец Сергий обновлял фрески, писал иконы и всё это делал абсолютно безвозмездно. Средства с его выставок шли на реставрацию храмов в Угличе, во всём Угличском районе и самым нуждающимся приходам по всей России.

В 2000 году на выставках в Ярославле и Костроме несколько его картин замироточили. Мироточение – это не просто чудо, это свидетельство грядущих испытаний. О. Сергий заболевает, врачи ставят диагноз – рак в последней стадии, и счёт идёт на недели, в лучшем случае месяцы. Матушка, всегда строгая генеральская дочь, вдруг стала тихой молитвенницей. Ему сделают операцию, шесть дней он будет между жизнью и смертью. Матушка всё это время будет рядом. Он встанет, а через полгода после этого скоропостижно от рака умрёт матушка Елена. За месяц до смерти она примет монашеский постриг с именем Анна в честь Анны Кашинской, которую они особенно почитали. Через восемь месяцев после её смерти о. Сергий тоже примет монашеский постриг с именем Рафаил. Исполнилось 13 лет, как нет матушки и уже 18 лет, как о. Рафаил живёт вопреки всем утверждениям врачей. Кстати сказать, он никогда не пользуется услугами врачей. Никаких капельниц, уколов, таблеток. Представьте, сколько у него духовных чад и сколько людей предлагают ему обеспечить лечение в самых лучших клиниках. Но он от всего этого отказывается, говорит: «Ну, чайку с какой-нибудь травой я ещё попью, а всё остальное и не предлагайте». Был случай, когда ему стало очень плохо, он потерял сознание, его привезли в больницу. Там отец Сергий пришёл в себя, поисповедовал всех, кто был с ним в палате, причастил; кого было необходимо, пособоровал и… уехал. Его самого полечить не успели. На все попытки предложить ему медицинскую помощь он всегда отвечает: «На всё воля Божья».

Храм Михаила Архангела отреставрировали, отремонтировали. К основному храму пристроен придел в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Службы не сокращаются, даже если в храме нет ни одного человека, только отец Рафаил и певчие. Всенощная продолжается до 6 часов. Когда батюшке предлагают сократить службу, ссылаясь на то, что нет в храме никого, отец Рафаил отвечает: «Ваше дело – приходить на службу или нет. Я ведь не вам служу». Храм двухэтажный, двупрестольный. Нижний храм, Введенский, очень уютный, тёплый. Роспись поновлена самим игуменом Рафаилом и угличским художником Фёдором Куницыным. Летний верхний храм освящён в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил Небесных. В престольный праздник, 21 ноября, на богослужение храм полон народу, но о. Рафаил каждому на исповеди уделяет столько внимания, сколько этому человеку нужно. Батюшка с улыбкой называет своих прихожан «приезжанами» – иначе как на машине или на автобусе сюда добраться сложно. Всю сельскохозяйственную продукцию раздают прихожанам во славу Божию, ничего не продают. «Мы все выращены на батюшкином и матушкином молочке», – говорят здесь. И если вам кто-нибудь будет засовывать в карман гусиные яйца или попытается предложить пакетик творожка, не отказывайтесь – всё натуральное.

Архангельское всегда существовало как пустынька. Вокруг никогда не было деревни, здесь жили только трудники, послушники, один или два монаха. Такая традиция сохраняется и сейчас. Домики построены в русском стиле, в них только электричество и печка. Желающие могут, взяв благословение у батюшки, приехать летом, потрудиться во славу Божию, пожить и помолиться в святом месте.

Отец Рафаил всегда опускает глаза, когда разговаривает с людьми, говорит извиняющимся голосом. Он очень настоящий, простой, немногословный и очень успокаивающий. Когда кто-то жалуется на безчиния и отец Рафаил действительно видит, что это явный безпредел, он говорит: «Давай молиться, чтобы у них ничего не получилось. Потерпи – посмотрим. Всё на волю Божию».

Отец Рафаил безвозмездно подарил свои картины городу Угличу, все они выставлены в «Галерее современного православного искусства». Галерея расположилась в двухэтажном домике недалеко от угличского кремля. Здание на 70 % ремонтировалось на средства отца Рафаила. Он говорит, что искусство не бывает современным или несовременным, оно не бывает православным или неправославным – оно бывает хорошим или плохим. Выставка буквально наполнена светом – это от картин идёт, брызжет какой-то неземной свет. Расскажу о нескольких работах, особенно запомнившихся.

На первом этаже выставлены ранние картины художника. Портрет Высоцкого. Он сделан с фотографии незадолго до смерти поэта. Художник очень уважительно относится к его личности. Посмотрев фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», отец Рафаил сказал, что это предательство близких – вот так обнажить всё, что обычно не говорится вслух, без какой-либо попытки разобраться, что происходило у человека внутри. Понимала это только мать Высоцкого. Она сказала тогда отцу Рафаилу: «Я благодарю вас, что вы увидели в моём сыне не актёра, не поэта, не певца – человека». Очень хрупкого человека, глубоко вросшего в русскую землю, вне всякого сомнения, имеющего талант, но не имеющего основы, на которую он должен был опереться. Трагедия личности. Всех интересует грязное бельё, никому не интересно, какая борьба происходит внутри человека. Гениальность, талант – это дар, с которым ещё и справиться надо. Это как раз понял в актёре и поэте художник Симаков. У Высоцкого, к сожалению, не получилось найти основы, которая помогла бы ему справиться со всем буйством, что происходило внутри.

Несколько картин отца Рафаила мироточили – «Кирилл Белозерский», «Антоний Римлянин». Картина «Соловецкие святые» стала последней, написанной художником Симаковым, и последней его картиной, что мироточила. В 1991 году он стал священником и больше не написал ни одной светской картины – только иконы.

Огромная картина – портрет самого батюшки. Написала его ученица отца Рафаила, ярославская художница. У каждого в жизни есть учитель, духовный наставник, иными словами, тот человек, перед которым вы особо себя чувствуете. Кто угодно может сказать вам что угодно, вы согласны оказаться в неловкой ситуации перед всеми, но только не перед этим человеком. И вот духовное чадо пишет своего духовного отца, художника с мировым именем, гениального человека… Представляю себе, как у неё руки тряслись. И батюшка тоже понимает, что с ней происходит. Ей удалось показать самую главную черту батюшки – любовь. Вот в чём гениальность этой картины. Отец Рафаил сидит в своей комнате, «кельюшке», как он её называет, где всё лежит, как лежит, как это бывает у творческой личности, и ничего передвинуть нельзя... А в глазах такая любовь, такое тепло исходит от него: «Держись, всё будет хорошо». Вообще, «коронная» фраза отца Рафаила: «Ну, вы уж там, пожалуйста, держитесь. Всё будет». Многие его спрашивают: «Батюшка, а как будет-то?» – «А как Бог даст, так и будет».

 

Анна Алексеевна  АНДРЕЕВА