19 декабря – день памяти святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай Чудотворец родился во второй половине III века в римской провинции Ликия. Местом рождения будущего святителя стал город Патара, стоявший на берегу Средиземного моря. В период античности Патара служила одним из важнейших портов региона и языческим религиозным центром. О детстве и юности св. Николая сохранилось мало сведений, но очевидно, что он вырос в языческом городе, атмосфера которого была далека от христианских идеалов. Это не помешало избраннику Божию стать «правилом веры» и столпом Православия. Во многом похожим на Патару был и другой портовый город – Миры, расположенный в той же области Ликия, что и родина святого. Миры Ликийские стали местом служения и погребения св. Николая и благодаря ему прославились на весь христианский мир.
Вскоре после кончины святителя Николая, которая произошла 19 декабря 330 (или 335) года, его гробница стала местом паломничества. Миры пользовались особым вниманием византийских императоров. На протяжении многих столетий чудеса, совершавшиеся у гробницы мирликийского архиепископа, привлекали сюда богомольцев со всей империи.
Точное время создания храма, в котором служил и был погребён св. Николай, неизвестно. Раскопки показали, что первоначально он имел форму базилики, типичную для ранне-
христианских построек III-IV вв.
Со временем размеры собора были увеличены, а форма стала более сложной, дополненной новыми приделами. Пол храма украсили мозаиками в виде различных геометрических композиций, составленных из кусочков мрамора и цветного камня. Стены были расписаны частично дошедшими до наших дней фресками, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового Завета, пророки, мученики и святители.
Отдельное место занимают фрески, изображающие сцены из жития святителя Николая и его чудеса. Эти фрески являются уникальными для Малой Азии. По мнению исследователей, они были созданы в XII веке уже после перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бари, что свидетельствует о высоком духовном значении, которое сохранял храм в глазах византийцев.
В XIII веке храм постигло суровое испытание – в результате природного катаклизма протекавшая неподалёку река Мирос изменила своё русло, что стало причиной схождения селевого потока. Собор святителя Николая и монастырские постройки оказались залиты шестиметровым слоем ила и грязи. В последующие столетия греки продолжали совершать богослужения только в маленькой церкви над гробницей святителя.
Своим возрождением храмовый комплекс в Мирах Ликийских обязан удивительному русскому человеку – Андрею Николаевичу Муравьёву (1806–1874). Он находился на государственной службе различного рода: был военным, выполнял обязанности секретаря Св. Синода, но самым продолжительным местом его службы стало Министерство иностранных дел России.
Талантливый литератор Муравьёв совершил несколько поездок по восточным странам и опубликовал свои путевые заметки с описанием увиденных святых мест, которые читал даже император Николай I. В 1850 году, возвращаясь из очередной поездки по святым местам Востока, А.Н. Муравьёв сумел осуществить своё давнее желание – посетить Миры Ликийские и гробницу св. Николая.
Миры лежали в стороне от обычного пути движения пароходов, и даже такому опытному путешественнику, как Муравьёв, непросто было до них добраться. Однако всё благополучно устроилось самым неожиданным образом, как считал сам Андрей Николаевич, при помощи св. Николая. По пути от Кипра до Родоса пароход, на котором плыл Муравьёв, был застигнут внезапно начавшейся бурей, которая вынудила судно изменить курс и пристать к турецкому берегу неподалёку от Мир Ликийских.
В Мирах путешественник обнаружил засыпанные землёй величественные развалины монастыря, в котором служил св. Николай, и маленькую церковь над его гробницей, низкую и тесную, сложенную из тёсаных камней. На протяжении многих веков местные греки сохраняли гробницу святителя, несмотря на то, что она была пуста. Муравьёв нашёл эту мраморную гробницу целой. Только верхняя плита её была повреждена. Посередине зияло обширное отверстие, которое в XI веке проделали похитители мощей святого, чтобы достать их. Сама плита была расколота турками во время греческого восстания в первой половине XIX века. При церкви постоянно жили один греческий игумен с послушником, которые смотрели за храмом и проводили еженедельную службу.
В последующие годы деятельный А.Н. Муравьёв приложил немало усилий для восстановления собора на месте служения святителя Николая. Опираясь на поддержку московского митрополита Филарета (Дроздова), Муравьёв задумал не просто отреставрировать храм в Мирах Ликийских, но приобрести его в собственность России и создать здесь русский монастырь и паломнический центр. На пожертвования, собранные в России, развалины храма св. Николая и прилегающая к нему территория были выкуплены у их владельцев.
В 1852 году начались первые реставрационные работы, прерванные Крымской войной (1853–1856 гг.) и возобновлённые в 1858 году. Значительных усилий потребовала расчист-ка собора от заполнявшей его земли и мусора. О масштабах запустения свидетельствует тот факт, что за год из храма было вывезено 6500 кубометров земли.
В результате проведённых работ были расчищены главный и два боковых нефа собора, их стены восстановлены и покрыты сводами, пристроен внешний нартекс. По просьбам местного населения, желавшего скорее начать богослужения в древнем храме, он был освящён в таком виде. Тем временем по всей России шёл сбор пожертвований на полное восстановление храма св. Николая в Мирах Ликийских.
Однако новая Русско-турецкая война 1877–1878 гг. помешала осуществлению этих планов. После неё между Россией и Турцией усилилось взаимное недоверие, негативно отражавшееся на вопросе о храме св. Николая. В то же время Константинопольский Патриархат был озабочен перспективой появления русского монастыря на своей канонической территории и представлял османскому правительству этот вопрос в негативном свете.
В итоге в 1891 году турецкие власти приняли решение конфисковать землю храма в пользу казны под предлогом того, что с момента приобретения она не обрабатывалась. Россия безуспешно пыталась найти решение этой проблемы на протяжении ещё почти двадцати лет. Всё это время в стране продолжался сбор средств на восстановление храма св. Николая, и накопилась немалая сумма – 246 тысяч рублей. В 1910 году из-за невозможности решить вопрос о Мирах Ликийских собранный капитал был направлен на строительство русского подворья в итальянском городе Бари, где почивают мощи св. Николая. Эта сумма составила более половины общих расходов на возведение русского комплекса в Бари.
Что касается мирликийского храма, то во второй половине XX века здесь снова началась реставрация, которой занялось турецкое государство. В настоящее время храм превращён в музей, который является самым посещаемым местом во всей туристической провинции Анталья. В храм святителя Николая в городе Демре (как сегодня называются Миры Ликийские) приезжает до 500 тысяч человек в год. Среди них немало наших сооте-чественников, которые стремятся посетить это святое место. Возле храма можно увидеть памятник Николаю Чудотворцу, выполненный русским скульптором Г. Потоцким, и прочитать рассказ о святителе на русском языке.
К сожалению, утрачено и то место, где находилась гробница святителя. Возле южной стены внутри храма стоит несколько римских саркофагов, но сведений о том, в каком из них был погребён святитель, не сохранилось. В процессе восстановительных работ гробницу святителя передвигали, и сейчас остаётся только догадываться, где покоились мощи чудотворца. Муравьёв, видевший гробницу святителя до начала реставрации храма, свидетельствует о том, что её крышка была разбита. Можно предполагать, что гробницей святителя является саркофаг с разбитой крышкой, но так ли это в действительности, остаётся загадкой.
Возможно, и не в той форме, о которой мечтал Муравьёв в середине XIX века, но сегодня храм святителя Николая в Мирах Ликийских доступен для посещения любому. Здесь нет мощей святого, а богослужение в храме проводится крайне редко. Но, без сомнения, святитель незримо присутствует на месте своих земных подвигов и не оставляет без внимания никого, кто посещает его храм. Уже много веков мощи св. Николая находятся в Италии, но это только мироточивые кости святителя. Прах св. Николая Чудотворца навсегда остался почивать в Мирах Ликийских, и трудно не согласиться с Андреем Муравьёвым, который писал о том, что это место должно быть близко сердцу великого святителя ничуть не меньше итальянской земли.
Ирина Александровна
СВИСТУНОВА
Фото Сергея КОРИЦКОГО