Правила жизни Александра Крутова

Продолжаем публикацию интервью с главным редактором журнала «Русский Дом» Александром Николаевичем КРУТОВЫМ, взятым накануне его 70-летнего юбиле

 

– Александр Николаевич, в 1971 году вы окончили МГУ, получили диплом журналиста. Как складывалась ваша биография потом?

– С 71-го по 81-й год я работал на  Всесоюзном радио «Маяк». Прошёл все ипостаси: корреспондент, собкор, спецкор, комментатор, зав. отделом. Огромное количество интереснейшей работы! Проехал все наши ударные стройки, все учения-манёвры, в 1980-м даже умудрился быть ответственным за освещение Олимпиады по радио. В 1983-м заканчиваю Академию общественных наук при ЦК КПСС (81–83 гг.) и перехожу на телевидение в программу «Время», где вначале комментатором, а потом и ведущим работаю по август 91-го.

– Простите, но мелькала информация, что в 70-е годы Александр Крутов – парторг Центрального телевидения…

– В том-то и дело, что мелькала! И мелькала как самая глупая деза, которую можно придумать! В 1989-м, как многие помнят, состоялся 1-й Съезд народных депутатов СССР. А перед этим, понятно, была предвыборная кампания. Моим конкурентом по избирательному округу выступал человек по фамилии Заславский. И вот его команда не нашла ничего лучше, как запустить подобную «утку». Повторяю – в 70-е Крутов работал на «Маяке», на ЦТ я – с 83-го. «Господам-демократам» сперва резонно было бы самым элементарнейшим образом поинтересоваться: а есть ли вообще такая должность, как парторг телевидения или радио? И как может один и тот же человек совмещать ипостась коммунистического функционера и свои профессиональные обязанности? Потому что это – на грани фантастики! Была должность «секретарь парткома», но это освобождённая должность. Т. е. человек занимался делами местной партийной организации и ничем другим! Если это – освобождённая должность, как бы я совмещал «Время» и партком? Воистину хочется сказать: вы, господа, когда врёте, думайте – что вы врёте!

– Не могу не задать ещё один вопрос на «коммунистическую тему». Извините, если он покажется несколько нетактичным. Готовясь к беседе с вами, я, разумеется, не мог обойти стороной интернет. И вот какой неоднозначный, скажем, факт привлёк моё внимание. Вы вышли из КПСС сразу после провала «августовского путча», после поражения ГКЧП. Такого в те дни было предостаточно. Люди, не скрывая, жгли партбилеты перед телекамерами. КПСС рухнула – стало можно её безбоязненно пинать. Но чтобы вы были банальным конъюнк-турщиком? В это трудно поверить. Пожалуйста, Александр Николаевич, объясните – что же было на самом деле?

– Интернет – ловушка цивилизации. Чем дальше уходишь в интернет, тем дальше от правды, тем более от истины. У Козьмы Пруткова есть замечательные слова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись “буйвол”, не верь глазам своим». Я не выходил из партии – это партия вышла в расход, исчезла, сдулась. Её не стало в одночасье, так что и выходить было неоткуда. Призраки с рассветом исчезают, так и призрак коммунизма, который бродил по Европе и нашёл пристанище в России, как только забрезжил рассвет, сгинул. Ибо коммунистический дом строился на песке, а не на камне.

Я вступил в партию в конце 70-х: идея коммунизма была привлекательной. В неё хотелось верить! Очень хотелось улучшить ситуацию посредством своих скромных сил. Хотя бы где-то, хотя бы на немного... Искренне хотелось помогать людям, делающим добро. Всё ещё верилось, что можно исправить систему, но система оказалась неисправима.

Чем больше узнавал о людях, стоявших у истоков, чем больше информации поступало о «товарищах по партии», правящих бал под лозунгами марксистско-ленинской идеологии, тем чаще задавался вопросами: «Куда же мы идём? Что будет с нами дальше?».

На многие вопросы я находил ответы в Православии. Именно православный взгляд на мир помог мне увидеть всю тщетность и лживость дьявольской марксистско-ленинской идеологии. Это была партия тройной морали, где говорилось одно, делалось другое, а замышлялось третье. Люди устали от обмана и лжи, пустых обещаний и невозможности построить «рай на земле». Поэтому партия и обанкротилась. Двадцать миллионов коммунистов не вышли поддержать «нашего рулевого».

Не изжитая по сей день трагедия заключается в том, что все жертвы, подвиги и труды нескольких поколений были одновременно брошены в топку возврата дикого, если не сказать наидичайшего капитализма.

Так что в отличие от тех, кто сжигал партбилет публично, с выстроенной по-режиссёрски мизансценой, я не испытывал никакой радости от того, что рухнул Советский Союз: это была моя страна, в которой я родился и прожил большую часть своей жизни. Но компартия для меня просто перестала существовать ещё и потому, что она увела русский народ от исторической православной России в безбожный мир коммунизма.

– Времена поменялись, позади остался не только атеистический агитпроп, но и лихие 90-е. Но к людям, поднимающим русский вопрос, отношение со стороны властей мало изменилось. Стоило Александру Крутову вместе с «Родиной» пойти на выборы в Государственную Думу, как закрывается «Русский Дом». Совпадение до такой степени прозрачное, что и спрашивать ничего не надо... Интересует другое. Как бы вы охарактеризовали сегодняшних депутатов, сравнивая с их же коллегами начала «нулевых», а паче – с народными депутатами СССР?

– Депутаты бывают разными. И сегодня, и тринадцать лет назад, и в годы перестройки... Но всегда есть общие тенденции. На Съезд народных депутатов СССР люди выдвигались не деньгами, не связями. Тогда, на первых свободных выборах, смотрели, как человек проявил себя, как показал себя народу. В первую очередь избирали по делам, по наглядным достижениям, по ощутимым заслугам. Большинство избранников были людьми дела. Хотя по красивым речам, по внешне убедительной, неистово изобличающей направо и налево наши недостатки говорильне проходили тоже многие. Для людей это было в новинку. Но всё равно это было время личностей. Ярких, самобытных, имеющих свою точку зрения и умеющих её отстаивать. Прямые телевизионные трансляции с заседаний съездов народных депутатов смотрели, как захватывающие сериалы.

Сегодня, на мой взгляд, наступила эпоха усреднённого прагматизма, или прагматичной усреднённости, – как хотите. Никто особо не высовывается. Всяк сверчок – знай свой шесток! Есть системная, а потому весьма удобная, устраивающая всех оппозиция. Есть послушное большинство, где все похожи друг на друга. Большинство, которое, уподобившись съездам КПСС, в безропотном подчинении проголосует за любую директиву, спущенную сверху. А фракция «Родина» умела ставить неудобные властям вопросы. Что называется – не в бровь, а в глаз. Мы были возмутителями спокойствия, если хотите. И заметьте, делалось это не для телевизионного пиара, не для показухи перед избирателями. Извините за громкие слова, «Родине» по-столыпински нужна была Великая Россия! Великая Россия, а не сырьевой придаток Запада. К сожалению, нас было ничтожно мало...

Вот с этого места, как говорится, поподробнее. Хотелось бы узнать хотя бы об одном вопросе, поставленном перед Государственной Думой Российской Федерации...

– Когда я пришёл в Думу, то меня поразил при входе в зал заседаний оккультный флаг: белое полотнище с тремя красными кругами – рериховское «Знамя мира». Не государственный флаг, а оккультный талисман! Борьба за то, чтобы его убрать, тогда разгорелась нешутейная. Слава Богу, не все депутаты оказались рерихнутыми, и «знамя первой брачной ночи» исчезло из здания Думы. Это я к тому, с чего началась моя депутатская деятельность.

В те годы нашу страну потрясла серия терактов. Я считал, да и сейчас считаю, что мы не учитываем очень важный аспект действий террористов – то, как теракты сказываются на психологическом и физиологическом здоровье людей, которые находятся пусть даже в тысяче километров от места трагедии и наблюдают за происходящим по телевизору. Ведь главная цель террористов – посеять панику, парализовать волю, подавить возможность человека к сопротивлению, вызвать недоверие к властям, напугать страну. И здесь террористы используют телевидение как наиболее массовый и эмоциональный инструмент воздействия на психику одновременно сотен миллионов людей. 

Поэтому я, как депутат Госдумы, предложил внести в Закон о СМИ поправку, цель которой оградить нравственное и физическое здоровье людей. Тележурналисты могут и должны присутствовать на месте совершения теракта с захватом заложников, собирать информацию, но не давать её в прямой эфир. Мы прекрасно знаем, что в «Норд-Осте» и Беслане террористы наблюдали по телевизору в прямом эфире за операцией по освобождению заложников и использовали телевидение для корректировки своих действий, так как видели обстановку вокруг школы, видели много вооружённых гражданских лиц, среди которых можно спокойно затеряться, что они в конце концов и предприняли. Во время теракта в Москве на Дубровке террористы использовали информацию, данную властями, что заложников только 354 (а их было 916) для физического и психологического давления на захваченных людей, заявляя им: вас бросили, вас не собираются спасать, вы уже мертвы. Услышав переданное по телевидению заявление доктора Рошаля о том, что без пищи и воды можно прожить восемь дней, они говорили заложникам, что именно власти не дают им еды и воды.

Три дня мы были участниками чудовищной телевизионной постановки реальности. Три дня шок и страх транслировался на всю страну. Три дня самым частым словом у телекорреспондентов, ведущих рассказ с места трагедии, было слово «неизвестно». Неизвестно, сколько боевиков, неизвестно, сколько заложников, неизвестно, сколько убитых и раненых, неизвестно, что террористы требуют, и так далее и тому подобное... Спрашивается, если ничего не известно, то зачем вести вещание часами, показывая одну и ту же страшную «картинку»? Ничего, кроме паники, массового психоза, стресса и психологического шока, такая «информационная политика» принести не могла. Если тележурналисты дадут правдивую, честную информацию после развязки, то это отнюдь не ограничение свободы слова, но отказ от содействия бандитам. К сожалению, мои слова в Госдуме не были услышаны. Но я и по сей день не оставляю надежды достучаться. К примеру, в этом интервью...

– Не могу пройти мимо фонда «Возвращение», одним из учредителей которого стал Александр Крутов. Какие цели ставились при организации фонда? Каких успехов удалось добиться? Каковы неудачи, может быть, поражения? И почему?

– Фонд был основан 27 декабря 2006 года по инициативе замечательного публициста Юрия Бондаренко. Цель – возврат к историческим традициям русского народа, к нравственным ценностям наших предков. Одним из приоритетнейших направлений, поставленных перед фондом, стало продолжение работы великого русского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва по реабилитации и возвращению нашим улицам, площадям, городам их исконных названий. Тех самых названий, которые жили веками в Российской империи и были утрачены, отвергнуты, как будто бы стёрты ученическим ластиком в последующие десятилетия советской власти. В первую очередь это касается тех мест, где располагаются действующие, строящиеся или возрождаемые храмы Божии. Очень хорошо заметил Юрий Константинович: «Нельзя мириться с тем, что восстающие из руин святыни находятся на улицах, носящих имена ярых гонителей Церкви – Ленина, Свердлова, Урицкого и тому подобных деятелей». Помню, как всех вдохновило, когда с самого начала наше движение получило благословение митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа.

Работы оказалось – непочатый край! Но полностью согласен со словами Бондаренко: удалось сделать главное – вернуть тему в обиход общественной жизни, что признают и наши противники, среди которых и коммунисты, и либералы. К глубокому сожалению, многое из задуманного остаётся пока в проектах, пусть и не по нашей вине. Нет до сих пор на русских картах Вятки, Симбирска, Екатеринодара. Зато есть Ленинградская и Свердловские области. Не видно двуглавых орлов на кремлёвских башнях. Зато мозолят глаза и попирают историческую справедливость «рубиновые звёзды». Остаются в Москве площади Ганецкого, Воровского, крымского палача Бела Куна. И уж совсем вопиющая картина со станцией метро «Войковская» и ближайшими окрестностями. Ведь рядом со станцией метро – пять Войковских проездов. Целых пять! И сам район называется «Войковский». И управа района «Войковский» есть, куда же без неё? А ведь этот Пётр Лазаревич Войков – убийца царской семьи, которая канонизирована.

Значит – двойная мораль. Значит – двойная игра! Значит – кто-то (и этот «кто-то» не из самых последних!) считает, что так оно правильней, так оно пускай и дальше будет. А для отвода глаз проводят опрос на интернет-портале «Активный гражданин». Ребята, вы ничего веселее придумать не сподобились? Вы вообще в курсе, как народ разбирается в собственной истории? Пройдите по улицам, позадавайте хрестоматийные вопросы из школьной программы хотя бы тридцатилетней давности... Результат подсказать? Или сами догадаетесь? Обществу потребления не нужна родная история. Обществу потребления нужны смартфоны и гаджеты. Вы проводите опрос среди смартфонов и гаджетов? Поздравляю! Мо-лод-цы!

– Можете ли выделить в вашей судьбе людей, которые укрепили вас на тернистом пути к Богу?

– Их было много. И это не только священнослужители, но и мирские люди, такие как Слава Клыков. Несомненно, епископ Тихон (Шевкунов). Я всегда с благодарностью вспоминаю отца Иоанна (Крестьянкина), это был удивительный старец. Каждый приезд к нему и каждая беседа с ним укрепляли в выборе пути. Я делал так, как он говорил, и никогда об этом не жалел. Это человек, прошедший через тюрьмы и ссылки, но с Божией помощью не сломившийся. Отец Николай Гурьянов, который, как и отец Иоанн, благословил наш «Русский Дом». Отдельно хочу сказать о владыке Василии (Родзянко). Господь подарил мне месяц общения с ним. Месяц я слушал рассказы этого удивительного человека о той жизни, которую никогда не видел. О жизни в эмиграции людей, вынужденно уехавших из России и живших в рассеянии. Людей, которые остались русскими на нерусской земле, на чужбине. Людей, которые остались верны Богу, сохраняли веру и сохраняли ту Россию, которую мы потеряли. Я слушал его, и это для меня было потрясением именно из-за красоты той старинной России, которой мне очень и очень не хватало. После этого я сел и перечитал очень многих русских философов по-новому и многих наших классиков, в первую очередь – Достоевского, Лескова. И начал понимать именно ту грань, которая отделяла ту настоящую Россию от новой лже-России. Это было удивительное время! Мы оставались с владыкой Василием друзьями до самой его кончины... 

Несомненный подарок судьбы – встреча с моим соратником по «Русскому Дому» генералом Николаем Сергеевичем Леоновым, а также с генералом Леонидом Петровичем Решетниковым, который взял меня на работу в Российский институт стратегических исследований, благодаря чему я смог продолжить работу над документальными фильмами. И со многими другими, перечислял бы долго. Мне в жизни, несомненно, везло и с духовными наставниками, и с друзьями-соратниками.

– Вы себя считаете счастливым человеком?

– Несомненно. Но давайте разберёмся, что это такое? Я однажды решил посмотреть в Евангелии, что такое счастье. И в Евангелии такого слова не нашёл, чему был удивлён. В Евангелии есть другое слово – радость. И если посмотреть на свою жизнь со стороны, вспоминая то, что прожил, а прожил не так уж и мало – 70 лет, то можно сказать, что многое я бы, конечно, переделал, исправил. Вот по земным меркам, наверное, в моей жизни было больше радости. Но много было и горестных минут, и невзгод, и падений, и вновь подъёмов. И уныние наступало, но, слава Богу, проходило. Но всё же что-то за мою жизнь мне сделать удалось. Сделал бы гораздо больше, но не довелось. Почему? Могу сказать откровенно. Я очень поздно по-настоящему пришёл к Богу.

– Александр Николаевич, вот в «Википедии» про вас написано, что вы по убеждениям монархист. На этот раз интернет не врёт?

– Да, я по убеждениям монархист. И считаю, что в любом доме, а тем более в Русском доме должен быть хозяин. Один. В русском государстве должен быть один руководитель этого государства. Это должна быть сакральная фигура, которая была бы вне подозрений. Это не диктатор и не какой-то тиран. Это именно царь – Помазанник Божий, поставленный Господом, чтобы не просто управлять нами, а быть нам отцом.

– Но как сегодня это возможно?

– Вот сегодня я не вижу такого отца нации. Не вижу монарха в нашей стране. Его нет и не будет в ближайшее время, потому что для того, чтобы был монарх и был отец нации, люди должны принять эту идею душой и сердцем. Понимаете? Только у верующего человека может быть непререкаемый авторитет. Господь. Вот Господь через Всероссийский Собор скажет: «Я ставлю этого человека над вами, и вы слушайте его, подчиняйтесь ему, верьте ему». Но так как мы неверующие люди в массе своей, то и такого человека не может быть. Мы всегда найдём возможность для того, чтобы его оклеветать, чтобы найти в нём какие-то пороки и недостатки, какие-то тёмные пятна. Поэтому сегодня это пока мечта. Монархия – это мечта русского человека. Пусть она будет. Без мечты плохо жить.

– И что же нам остаётся, что из этого следует?

– А следует – жить, как поётся в одной замечательной песне. Задача сегодняшнего дня – безотлагательный переход от тактики выживания к стратегии развития. В моём понимании, стратегия развития – это прежде всего возврат к русской соборности. Это – стремление больше отдать, собирать силы и средства на общее дело. А общее дело у нас с вами одно – Великая Россия! Поодиночке, конечно, можно выжить. Но можно ли жить, выживая? Уныние – это грех.

Не надо бить себя в грудь и обвинять во всём и вся иноземцев да иноверцев. Просто надо не бояться идти по собственной земле. Надо не бояться идти по русской земле. Не бойтесь быть русскими, не бойтесь быть православными, не бойтесь любить свой народ. И – читайте «Русский Дом», мы не подведём. 

Отдельное спасибо хотел бы сказать всем, кто поздравил «Русский Дом» и меня с тройным юбилеем. Ради вас, наших читателей, мы работаем и мы благодарны всем, кто нас поддерживает и кто нам верит.

Беседовал
Александр Владимирович РОЗОЧКИН
с участием 
Андрея Викторовича ПОЛУШИНА