Дмитрий Казённов - Шестнадцать Патриархов

 

 

11 ноября 1917 года, 100 лет назад, Всероссийский Поместный Соборпринял решение о восстановлении Патриаршества

 

В наши дни по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла это 100-летие восстановления Патриаршества будет увековечено: в Москве, рядом с Храмом Христа Спасителя, появятся 16 бронзовых фигур всех Предстоятелей Русской Православной Церкви. Проект воплощает в жизнь коллектив молодых талантливых скульпторов, возглавляемых академиком Российской академии художеств, народным художником РФ Салаватом Александровичем Щербаковым.

не каждому посчастливится наблюдать за работой известного скульптора. В мастерской Салавата Александровича Щербакова, словно в симфоническом оркестре, каждый исполняет свою партию: одни занимаются одеяниями глиняных фигур Патриархов (по эскизам, выполненным из глины, затем будут отлиты бронзовые скульптуры), другие – историческими деталями. На импровизированных постаментах замерли натурщики, облачённые в рясы и мантии. А Салават Александрович дирижирует творческим процессом: обращает внимание помощников на живописную складку одежды модели, подсказывает, как должна идти линия плеча глиняной фигуры. На взгляд непосвящённого – мелочи, но благодаря таким деталям и рождаются шедевры. Мастер тщательно исполняет скульптурную работу по образам композиций, занимаясь ей едва ли не круглосуточно.

– Нашу мастерскую вполне можно назвать «комбинатом», – говорит С.А. Щербаков. – Работы много. Получив заказ, ведём его целиком – от проекта до создания и установки памятника, включая даже благоустройство территории вокруг него. Очень важна достоверность каждого образа, поэтому тщательно выверяем любую деталь. Обращаемся за помощью к историкам, при создании фигур Патриархов они оказывают нам поистине неоценимую помощь.

– Кто ещё помогает вам в работе?

– Молодые скульпторы, выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова. Архитектор проекта – Игорь Николаевич Воскресенский. Коллектив у нас опытный, крепкий: каждый прекрасно знает своё дело.

Мы работаем одновременно над несколькими фигурами будущего памятника, специально ставим их рядом, чтобы соблюсти точность пропорций. Сейчас в мастерской три натурщика, но не помешал бы и четвёртый: работы ведь много, а время не ждёт. Приступили к проекту около двух лет назад, на создание одной фигуры уходит по несколько месяцев. Но должны всё успеть к назначенному сроку: в конце ноября установим скульптуры Патриархов у Храма Христа Спасителя.

– Где именно?

– Вдоль парапета, выходящего на Москву-реку. Место для каждой фигуры выбирали тщательно, много раз расставляли фанерные силуэты будущих скульптур вокруг храма. Свои предложения и эскизы представили Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, он дал свои замечания и одобрил проект. Православная общественность также активно участвовала в обсуждении, поэтому памятник в честь 100-летия восстановления Патриаршества в России можно назвать нашей общей работой.

– Ваш проект был единственным или существовали альтернативы?

– Рассматривалось несколько вариантов. Сначала хотели установить бюсты Патриархов, но мы предложили иное – бронзовые фигуры на постаментах в полный рост. Ведь каждый предстоятель Русской Православной Церкви был яркой и сильной личностью, выразить столь мощный характер в бюсте сложно, для этого нужна именно фигура. Так, священномученик Гермоген призывал к сопротивлению иноземным захватчикам в Смутное время. Поляки заточили его в темницу, но сломить не смогли. Гермоген умер в тюрьме, но его огненное слово всколыхнуло русский народ: ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от захватчиков. Поэтому скульптура Патриарха-мученика облачена не в пышные парадные одеяния, а в простую рясу – одежду узника.

Совсем иным предстанет, например, Патриарх Филарет – отец царя Михаила, основателя династии Романовых. Фактически они вместе управляли державой, восстанавливая её после Смуты. Или Патриарх Никон – инициатор исправления богослужебных книг, породившего раскол, создатель величественного Ново-Иерусалимского монастыря. Суровый и властный человек, не боявшийся вступать в спор с самим царём. В этих скульптурах ощущается величие и сила.

И, разумеется, особая тема – шесть Патриархов советской и постсоветской эпохи: Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II и нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл. Все они явили образец честного Служения в эпоху государственных гонений, а затем – возрождения духовности в России.

Скульптуры установят на бронзовых постаментах, на которых напишут годы жизни и правления Патриархов, кратко перечислят их деяния. Завершат композицию две небольшие стелы. Одна объясняет значение восстановления Патриаршества для России. На другой – имена инициаторов и меценатов проекта.

– В вашей мастерской лежат фотографии Патриарха Тихона и других предстоятелей Русской Православной Церкви советской эпохи, мы видим их лица и облачение. А как вы создаёте образы тех, кто жил много веков назад?

– Мы используем разные источники – иконы, парсуны, воспоминания современников, видевших предстоятелей. В Оружейной палате и в Историческом музее хранятся личные вещи Патриархов, их облачение, панагии, посохи. А черты лица помогает создавать творческая фантазия.

– Будут ли связаны ваши скульптуры с горельефами Храма Христа Спасителя?

– Безусловно. Горельефы выполнены в стиле русского классицизма, поэтому здесь не возникнет никакого архитектурного диссонанса. Мы бережно относимся к историческому наследию. Вспомните, например, памятник Патриарху Гермогену в Александровском саду. Он ведь появился у кремлёвской стены не просто так: ещё в 1910 году соответствующее решение принял Священный Синод. Но грянула Первая мировая война, затем революция, и проект остался на бумаге. А затем там, где планировали установить памятник священномученику, появился мавзолей Ленина. Иные времена – иные герои. И всё же историческая справедливость восторжествовала: в 2013 году мы установили памятник Гермогену рядом с Кремлём. А на постаменте написали: воздвигнут по решению Священного Синода и святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Связь времён не должна прерываться.

– К слову, о временах: каким вы видите будущее монументальной скульптуры в Москве?

– В любом виде искусства – живописи, музыке, скульптуре – существуют классика и авангард. Зачастую их противопоставляют друг другу. Так, например, в СССР многие скульп-торы жаловались, что соцреализм не даёт им развиваться и самовыражаться. А в постсоветское время «маятник» качнулся в другую сторону: пошли нападки уже на классическую скульптуру, мол, она безнадёжно устарела, пора её «сбросить с корабля современности».

На мой взгляд, должны существовать и классика, и авангардное искусство. Но каждый стиль должен знать своё место. Нет смысла, например, ставить в Москве вместо классического памятника Юрию Долгорукому некое странное сооружение, автор которого заявит: а я, мол, так вижу основателя столицы. В историческом центре таким «шедеврам» места быть не должно. Зато, скажем, Москва-Сити – прекрасное место для современной скульптуры, здесь она уместна.

Главное – не должно быть слабого искусства и шарлатанства. И классик, и авангардист должны проявить себя сильными, умелыми и талантливыми профессионалами. А шарлатанов хватает как в классической, так и в современной скульптуре. Хотя в авангард, конечно, им «просочиться» легче.

– Московских монументалистов часто упрекают в гигантомании…

– А разве много в столице больших памятников? За князя Владимира, установленного на Боровицкой площади, меня сильно критиковали, но сейчас любой профессионал видит, что он «попал» в нужный размер. Нужно понимать, что величественные монументы не прихоть скульптора: они должны гармонично вписываться в большие открытые пространства. А создают их для того, чтобы помнить о великих людях – славе и гордости Отечества. Утрата исторической памяти – преступление перед потомками. Вот почему так важен проект, посвящённый 100-летию восстановления Патриаршества в России. Православие – исток нашей духовности, и мы стремимся напомнить об этом нашим соотечественникам.

Дмитрий Александрович КАЗЁННОВ
Фото Леонида ФИЛАТЬЕВА