Александр Бобров - Черно-голубое чудовище

 В конце сумрачного ноября-чернотропа отмечается Всемирный день телевидения. Этому великому изобретению ХХ века в 2008 году исполнилось 85 лет. В 1923 году русский инженер, родом из древнего города Мурома, Владимир Козьмич Зворыкин, эмигрировавший в США в 1917 году, запатентовал электронную систему телевидения с передающей и приёмной электронно-лучевыми трубками. Он первым сумел приручить электронный луч.

Далее — труд, труд, труд, и, наконец, триумф, успешное осуществление мечты, внедрение телевидения и… мучительная тоска по Родине, поездки в Россию (и до войны и после), помощь советским инженерам. Но он так и не решился остаться в стране Советов: власти приглашали, но он знал, что многие его коллеги, даже не сотрудничавшие с белыми, попали под молот репрессий. А Зворыкин-то служил у Колчака. В конце жизни изобретатель сказал, глядя на собственное детище: «Телевидение превратилось из чуда в чудовище».И видеомагнитофон, к слову, изобрёл русский инженер Епиходов, как и радио — русский гений Попов!
ТВ — не зеркало, а страшная реальность

Напомню, что после Бесланской трагедии руководители крупнейших телекомпаний России, чувствуя гнев народа и боясь реальных шагов власти, упредительно подписали Хартию телевещателей против насилия и жестокости. Под этим документом стоят подписи руководителей федеральных каналов Первого, «России», НТВ, ТВЦ, СТС и REN-TV. А другим, что же, любое непотребство дозволено? Например, в самое детское вечернее время, после 18 часов, в сетку ТВЦ вторгается купленный олигархом 3-й канал, на котором мы прежде делали программу «Русский Дом». Но его руководители, что же, всё могут?

Впрочем, подписавшие хартию каналы, что может подтвердить любой телезритель, не собираются её выполнять. Да это и понятно: за убаюкивающим документом не последовало создание реального органа, в задачи которого входил бы контроль за соблюдением декларации. Контролёр на ТВ по-прежнему один: политиканство и деньги. А все знают: где эти диктаторы-близнецы — там преступления, кровь, разврат.
Все каналы телевидения, похоже, заключили между собой какую-то тайную хартию. Это ярче всего показал недавний круглый стол, проведённый Национальной ассоциацией телевещателей (НАТ) в Центральном доме журналистов. Там вспыхнула яростная схватка между производителями телепродукции и её критиками, которые пытались пошатнуть их догмы.

Первая: «Телевидение — это всего лишь СМИ, ничего больше». ТВ — уже давно медийная среда, где человек не только развлекается, но и живёт. Именно эта среда задаёт ему все основные парадигмы, мотивы поведения, способы осознания реальности. И она вполне сопоставима по воздействию с семьёй и школой. Более того, ТВ сейчас сильнее семьи и школы: мало времени уделяют ребёнку родители или учителя, и больше он сидит у экрана ТВ. Пошлые программы СТС и ТНТ просто вдалбливают самые отвратительные стереотипы поведения детям и молодёжи.

Вторая догма: «ТВ всего лишь отражает реальность». Да не только отражает, но и изменяет её. Если человека нет в телевизоре, то его как будто и нет вовсе. А если показывают часто, как Ивана Урганта, то его личность в массовом сознании вырастает до неприличных размеров. И сколько же омерзительного (например, терракты) происходит именно в расчёте на то, что их покажет ТВ, и это изменит реальность в политических интересах преступников. Потому во многих странах террористов не показывают совсем. А нас нещадно закормили насилием на экране, провоцируя его в жизни. Так что ТВ — не зеркало, даже не кривое зеркало, а эрзац-реальность!

Третья догма: «Всё решают рейтинги, диктат рекламы. И вывод: “этого хочет телезритель”». Экономика ТВ — самая запретная сфера. Дело даже не в том, что факты скрыты (можно узнать и бюджет ВГТРК). Рекламный бюджет ТВ — пять млрд долл. Как они распределяются? Во имя каких идеалов? И не является ли рейтинг лишь инструментом перераспределения одного и того же количества денег среди одних и тех же…

Здесь критики отважно покусились на «святая святых». Против прозрачности своих финансов объединяются самые ярые вроде бы конкуренты эфира! Например, руководитель НТВ г-н Кулистиков откровенно заявлял, что главное — прибыль. А когда только прибыль, и нет ни контроля общества, ни нравственных ограничений, а главное — наплевать и на национальные интересы, то вступают в силу волчьи законы, высказанные ещё Марксом: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт…». Они и идут на преступление против  истины и морали.
Меньше каналов — лучше для нравов

Многие исследователи телевидения за рубежом, которые смотрят глубоко, давно развенчали важнейшую догму, о которой ничего не сказали на круглом столе: «Чем больше каналов, тем лучше. В результате конкуренции их качество будет расти». Как доказал французский социолог Пьер Бурдье, когда всё определяет рейтинг, то это отнюдь не приводит к улучшению качества. Наоборот, идёт игра на понижение: людей притягивают к экрану наркотиками, насилием, сексом, вседозволенностью, — надо соревноваться, кто больше навалит трупов, больше покажет секса не только в большом городе, но и в райцентре. Отсюда и милицейские кухонные сериалы, всякие там ледовые шоу со «звёздами», которых выпекают, как блины, и прочая низкопробная продукция. Вспоминается афоризм Станислава Ежи Леца: «У каждого века есть своё средневековье». Говоря о 70-летней истории российского ТВ, следует признать, что наше время можно назвать телесредневековьем.

Как много экранного времени уделялось в советское время детскому ТВ и документалистике! Смешно сравнивать с нынешними реалиями. Какие литературные споры и политические дискуссии велись на экране в начале перестройки! Где сё это? Ещё на нашей памяти все были озабочены тем, чтобы телевидение помогало воспитывать детей и юношество. Теперь на ТВ прямо противоположная  установка.  Как не вспомнить библейские слова о том, что слаб человек и не избежать ему на земле искушений, но горе тому, через кого эти искушения приходят. Однако, чем больше раздаётся справедливой и обоснованной критики, тем яростнее объединяются продюсеры и академики. К сожалению, никто уже и не говорит об одном из главных прав человека — праве на свободное получение информации, праве на свободу слова и высказывания. Оно на современном ТВ беспардонно попрано! Культура общества в том, что люди могут открыто обсуждать любые насущные проблемы и духовные процессы, но, когда не дают слова оппозиции, людям из глубинки, когда ликвидирована единственная православная программа в России — «Русский Дом», — о какой свободе слова и мнений можно говорить!?
Владимир Зворыкин —  против Владимира Познера

Насколько телевизионная камарилья боится народного гласа, показал наш главный «телеакадемик» Познер. После возобновления разговоров об общественных советах на ТВ, он напористо задал несколько нервных вопросов. (Познер часто заявляет: «Я журналист. Я привык задавать вопросы»). Но на некоторые вопросы он мог бы дать ответы сам как профессионал, как ведущий Первого канала. Например: почему в субботу (а это день, когда выходит его программа) в «Утренней почте» — семейной развлекательной программе — передавали песню «Виагры» с рефреном: «Чем выше любовь, тем ниже поцелуи». Я не хочу, чтобы мои внучки слушали эти непристойные стоны. Можно ли такое представить в обожаемых Познером США? Как отметил на заседании заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Андрей Бусыгин, около 2/3 всех обращений, поступивших от граждан в министерство за 2007 год — начало 2008 года, содержат требования «прекратить беспредел» на телевидении. Присоединяюсь!

Собственно, и сам Познер привёл данные опроса ВЦИОМ, по которому 58 % респондентов ратуют за введение каких-то ограничений показа на ТВ насилия, жестокости, пошлости и порнографии хотя бы в детское время. Но Познер в своей передаче предпочёл задать другой вопрос: почему эти 58 % не смотрят поголовно канал «Культура»?

Я, входящий в это большинство, легко отвечу: во-первых, потому, что этот канал страдает культурной однобокостью и не отражает всей многонациональной, глубинной культуры России, во-вторых, там мало духовных и патриотических программ, в-третьих, заранее знаешь, что скажут и кого пригласят Швыдкой, Ерофеев, Макаров, Варгафик и проч. Кроме того, у большинства недовольных ТВ есть дети и внуки, есть верующие близкие и думающие друзья. Они, как нормальные люди, смотрят куда более объективно на происходящее, чем телевизионщики, которые имеют коммерческие и тщеславные интересы.

Однако пропагандист Познер, строя из себя защитника свободы слова, назвал робкую попытку контроля ТВ без обиняков цензурой (неужели академик даже не знает, что цензурой называется предварительный контроль?) и пустился в рассуждения даже по поводу эфемерных общественных советов, реагирующих на уже вышедшие программы. Как бы нам всем вместе — открыто гневающимся на акциях протеста и тихо ойкающим у домашних телеэкранов — ответить академику на его риторические вопросы? И спросить, знает ли он, что накануне его программы на Украине состоялось рабочее заседание Общественного совета при Национальном совете страны по вопросам телевидения и радиовещания, в котором приняла участие содокладчик мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы Ханне Северинсен. Она поздравила членов этого совещательного органа Национального совета с началом работы и выразила уверенность, что эта общественно важная деятельность будет иметь положительные результаты. Ведь именно такие независимые общества имеют бесспорное влияние на развитие демократических процессов и укрепление свободы слова. Тут я с уважаемой датчанкой согласен больше, чем с Познером. А уж какой строгий контроль на Би-би-си, поклонник этого канала должен знать

Несомненно, гениальный Владимир Зворыкин был бы сегодня непримиримым врагом Владимира Познера. Гений инженерной мысли сказал в конце жизни, узнав и американское, и советское телевидение: «Что самое лучшее в телевизоре? То, что его можно выключить!» Остроумно сказано, но жизнь идёт, борьба за умы и карманы принимает жестокие формы, и телевидение сегодня невыключаемо! Мы все погружены в эту виртуальность, нами постоянно манипулируют с экрана. Ради какого будущего России? — вот главный вопрос времени! И на него пытаются ответить те, кто борется против нынешнего чёрно-голубого чудовища.

Александр Александрович БОБРОВ