Виктор Грибков-Майский - Сватовство майора, или Картина в стихах

 

26 ноября 1852 года,  165 лет назад, умер Павел Андреевич ФЕДОТОВ

 

 

В собрании Русского музея есть знаменитое полотно талантливого русского художника с трагической судьбой Павла Андреевича Федотова (1815–1852) «Сватовство майора», написанное в 1848 году.

Сюжет картины хорошо известен – всё перемешалось в купеческом доме: купец и сваха обмениваются знаками, мать пытается удержать за подол платья невесту, кошка намывает гостей, а в дверях стоит главный герой – майор. Но мало кто знает, что в одно и то же время Федотов работал сразу над двумя произведениями: над картиной и над поэмой «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора».

Ещё при жизни автора поэма была очень популярна и получила широкое распространение в списках. Из-за критического содержания напечатать её в России не представлялось возможным, поэтому она была анонимно издана в Германии, в Лейпциге, в 1857 году. Это издание на родине подверглось цензурному преследованию. Действующие лица поэмы – майор, купец Кульков, невеста, сваха – присутствуют и на полотне.
Не будем пересказывать всё содержание поэмы, приведём лишь ту её часть, иллюстрацией к которой является знаменитое полотно:

– Кстати ж, слышал, у Кулькова,
У подрядчика лесного,
У купца-бородача,
Старовера, богача,
Хлебосола записного
Уж назначен миллион
Дочери. Когда бы он
Отдал мне её... Не худо!
Аппетитненькое блюдо!
Право, нечего зевать,
Надо сваху засылать,
А потом принарядиться
Поновей, понадушиться,
Можно и духов достать
И помады хоть у франтов,
У бригадных адъютантов,
Взять у них же орденок,
Да батистовый платок,
Да часы на случай, с дочкой
Коль придётся говорить,
Пальцем баловать с цепочкой
И носочком такту бить;
Шарф надеть, позвонче шпоры,
Да, поднявши плечи, грудь,
Эполетами тряхнуть.

Всего в поэме около тысячи стихо-творных строк, среди них есть такие, которые и сегодня звучат актуально:

– Впрочем, есть и там места,
На которых и спроста,
Без особенной науки,
Можно греть порядком руки…
– Или провиантский штат,
Иль полиция, таможня...
Вот уж, говорят, там можно!
Только с прочими делись,
А иначе берегись!..
– Вслух кричит: «Казна богата!
Грех обидеть ближних, брата,
У казны ж не грех украсть,
Есть кому её накласть…»
– Так беда от патриотов –
Только и звенит в ушах,
Что торговля-де в руках
Наша вся у иноземцев,
Англичан, французов, немцев,
А что наши-де купцы
Просто неучи, глупцы…

Кисти Федотова, кроме «Сватовства майора», принадлежат ещё несколько шедевров – «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор». Но стихотворного описания удостоилось только одно полотно – «Сватовство майора». Не может не возникнуть законный вопрос – почему?

С одиннадцати лет Федотов был связан с армией, но подал прошение об отставке, когда решил посвятить себя искусству. В 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. И всё было бы хорошо в жизни бывшего военного, а теперь уже живописца, если бы не нужда. Ни усердная работа, ни пенсии, назначенные государем и Академией, ни творческие успехи и признание – ничто не помогло избавиться от этого тяжёлого житейского недуга.

Оставалось единственное средство – женитьба, к которому Федотов так и не прибег, но о котором, по всей видимости, постоянно думал, что резко проявилось в его психическом заболевании. В 40-е годы им была создана серия рисунков «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни», среди которых был рисунок под названием «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», который многое объясняет.

Судьба его картин оказалась более успешной, чем судьба самого художника. Постоянная нужда, всевозможные лишения и непосильный труд сделали своё дело: свою смерть художник встретил в богадельне для душевнобольных. Но картины обессмертили художника, вписав его имя золотыми буквами в историю русского изобразительного искусства.

Виктор Михайлович 
Грибков-Майский