Нам пишут - На месте разрушенной святыни

... в настоящее время на месте разрушенного в 1934 году древнего московского храма середины XVII столетия святых мучеников Флора и Лавра у Мясницких ворот ведётся строительство театра, что, по мнению специалистов по археологии и  авторитетного общественного движения  в области сохранения исторических памятников, ландшафтов  и видов Москвы «Архнадзор», приведёт, несомненно, к уничтожению культурного слоя утраченного храма. 


Уважаемый Александр Николаевич!

Обращаюсь к Вам с болью в сердце от происходящего произвола и прошу Вас донести информацию через Ваше уважаемое  издание православной общественности, а также до федеральных, московских и церковных властей о том, что  в настоящее время на месте разрушенного в 1934 году древнего московского храма середины XVII столетия святых мучеников Флора и Лавра у Мясницких ворот ведётся строительство театра, что, по мнению специалистов по археологии и  авторитетного общественного движения  в области сохранения исторических памятников, ландшафтов  и видов Москвы «Архнадзор», приведёт, несомненно, к уничтожению культурного слоя утраченного храма. Считаю, что земельному участку указанной церкви необходимо предоставить статус территории объекта культурного наследия. В связи с этим также прошу Вас обратиться через Ваше уважаемое издание к властям и общественности с предложением провести публичные слушания с участием заинтересованных сторон, включая представителей Церкви, общественного движения «Архнадзор», краеведов и всех желающих москвичей по вопросу дальнейшего использования земельного участка разрушенной церкви, поскольку полагаю, что подавляющее большинство москвичей не одобрят строительство театра на месте разрушенной святыни.

Строительство на месте утраченного храма по адресу: Москва, Фролов переулок, владение 2 ведёт, очевидно с разрешения властей, театр Александра Калягина «Et Cetera». Ранее этот деятель культуры рядом с участком снесённой церкви возвёл внушительное здание своего театра, а в настоящее время планирует построить вторую очередь указанного театра на месте самого храма. По мнению общественного движения «Архнадзор», «начавшиеся земляные работы не только окончательно перечёркивают возможность восстановления храма – они ставят под угрозу уничтожения сохраняющиеся в земле фундаменты церкви и остатки древнего некрополя».

Ответственные лица, принявшие решение застроить место разрушенного в 1934 году храма, грубо попрали добрую волю Святейшего Патриарха Алексия II, который ещё в 2006 году добивался восстановления разрушенного храма святых мучеников Флора и Лавра на указанном месте: был назначен с этой целью ответственный священник из храма Илии Пророка в Обыденном переулке, но прежний мэр Москвы Лужков этому воспрепятствовал. В центре Москвы уцелело немного свободных, незастроенных мест, практически единицы, на которых ранее высились храмы, разрушенные в 1920–1970 годах, которые постепенно, к сожалению, продолжают застраиваться в последнее время коммерческими структурами при поддержке властей:

Храм-часовня великомученика Пантелеимона Целителя у Владимирских ворот. На месте указанной часовни построили в 1998 г. торговый центр «Наутилус».

Храм Архидиакона Евпла, который стоял на той же самой Мясницкой улице, что и храм святых мучеников Флора и Лавра. В 2007 году на месте храма Архидиакона Евпла на Мясницкой улице построили торгово-офисный центр.

Храм Воскресения Словущего в Таганке. Ныне на его месте построен торговый центр «Таганка».

Не будем манкуртами, «Иванами, родства не помнящими»: как можно нести в массы людей культуру, одновременно уничтожая историческое наследие наших предков, варварски разрушая культурный слой утраченных православных святынь. По учению Православной Церкви, «там, где когда-то стоял храм, до конца времён незримо присутствует его ангел-хранитель, который приставляется Господом, чтобы оберегать храм, продолжает молиться на этом месте, даже если храм по каким-то причинам бывает разрушен. Молится он за храм, за прихожан, которые здесь бывали, и даже за тех, кто потрудился его разрушить, – чтобы Создатель простил им грехи. Поэтому освящённое место не должно быть попираемо людьми. Даже если не получается построить на нём новый храм, оно должно быть обозначено. И ещё надо помнить о том, что вся духовная, вся эмоциональная жизнь наших прадедов и дедов проходила в храме. Свершалось Таинство Венчания, дети нарекались именами, здесь же проходило прощание с близкими. Поэтому, если мы не хотим быть “Иванами, родства не помнящими”, мы должны сохранять память о своих корнях и вот таким способом, как установка поклонного креста на том месте, которое было особенно дорого нашим предкам. И передавать эту память нашим детям и внукам».

С уважением,
гражданин России, москвич
Алексей Кузнецов