Игорь Кучменко - Во стольном граде во Владимире

 850 лет назад был заложен Успенский собор в г. Владимире – главный кафедральный храм Владимиро-Суздальской Руси, в котором была помещена знаменитая Владимирская икона Божией Матери.

 

«Золотое кольцо России» – всемирно известный туристический маршрут проходит, можно сказать, по самой истории нашей страны, по городам – свидетелям важнейших её событий. Памятники русской истории и культуры предстают перед современником в уникальной сохранности, повествуя о подвигах и доблести предков, обращаясь к нам прямо с улиц и площадей древних городов. Поверх величественных стен монастырей плывут неповторимые колокольные звоны…

Украшение «Золотого кольца» – город Владимир – гордится своей более чем 1000-летней историей. Город-крепость, а впоследствии и стольный град древней Руси был основан в 990 году святым равноапостольным князем Владимиром Святославичем, крестителем Руси, на высоком берегу реки Клязьмы, на границе Залесья и Ополья. В 1108 году его правнук, князь Владимир Мономах строит мощную крепость, защищённую с юга крутыми берегами Клязьмы, с севера – речкой Лыбедью, с востока и запада – глубокими оврагами. Назвал её в честь своего святого предка, князя Владимира.

Сын Мономаха, князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, мало внимания уделял доставшейся ему по наследству своей северной вотчине. А вот его сын, св. благоверный князь Андрей Боголюбский, оценил по достоинству преимущества наших северных земель, их богатейшие природные ресурсы, и основал много новых городов по всей суздальской земле. В 1157 году во Владимире он построил новый княжеский двор с церковью во имя небесного покровителя своего св. Георгия. Вскоре Владимир стал столицей Владимиро-Суздальского княжества, политическим центром всей Северо-Восточной Руси.

Сама Пресвятая Богородица и повелела св. Андрею Боголюбскому Свою чудотворную икону, взятую им из киевских земель, поставить именно во Владимире, а на том месте, где Она явилась ему, выстроить храм величественный, поистине столичный, и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери. Во Владимире он построил белокаменный Успенский собор в 1158 году (8 апреля исполнняется 850 лет со дня его освящения) и поставли образ Божией Матери, привезённый из Киева. Чудотворная икона с того времени стала именоваться Владимирской. В 1395 году она была перенесена в Москву, где находится и поныне.

Владимирская икона Богоматери, как говорит предание, написана евангелистом Лукою на доске того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом. Икона создавалась во время земной жизни Богоматери и принесена святым художником к Ней. Видя изображение Своё на иконе, Пресвятая Дева Мария повторила своё пророчество, сказанное ещё до Рождества Христова: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Рождённого от Меня и Моя с сею иконою да будет». Икона с тех пор много раз реставрировалась ещё византийскими мастерами, потому дата её написания подвергается сомнению искусствоведами. Но мы верим: это тот, написанный апостолом Лукой, образ.

В 1164 году икона была в походе св. князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил с помощью Богоматери. Перед сражением князь Андрей укрепил дух свой приобщением Святых Тайн и молитвой у чудотворной иконы Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет», – так вопиял он к Ней.

Во время пожара, охватившего весь город (13-го апреля 1185 года), сгорел соборный Успенский храм со всем его богатым убранством, но Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава Владимира возрастала и распространялась. Пред Владимирскою иконою русские люди приносили клятву в верности своему Отечеству.

По повелению князя была написана удивительная икона в память о видении ему Богородицы, названная Боголюбивой или Боголюбской иконой. Она стала первой писанной на Руси иконой, ибо до той поры все образа привозились к нам из Византии. В течение веков от неё происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей Владимира от моровой язвы. В память об этом был установлен ежегодный Крестный ход с образом вокруг града Владимира.

…Из Москвы подъезжаем к Владимиру около полудня. Останавливаемся перед его Золотыми воротами. Здесь встречали иностранных послов и именитых гостей, провожали воинов-защитников Отечества. Под сводами ворот проходили княжеские дружины, возвращавшиеся из походов. Здесь отмечали торжественный въезд на великое княжение святого благоверного Александра Невского и Дмитрия Донского.

Эти ворота – редчайший памятник древнерусской фортификации, были построены из белого камня в 1158 – 1164 гг. св. благоверным князем Андреем Боголюбским как главная боевая башня созданной им крепости. Из пяти внешних ворот её уцелели только одни – Золотые. Боевая башня, триумфальная арка, церковь – всё сочетается в лаконичной, яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот, которые внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

В основательных каменных стенах ворот расположился небольшой музей военной истории, мы поднимаемся к нему по внутренней лестнице. Живописна и по-особому драматична диорама обороны города: осада татарами в 1238 году. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды, и неприятель проник в город не через них, а в пролом деревянной стены на валу.

Обзорная экскурсия по городу. Самые древние во Владимире белокаменные церкви XII века, пережившие монгольское иго, феодальную междоусобицу, войны, но сохранившие своё величие и дивную красоту. С ними город по-прежнему имеет столичное достоинство, соединяет во времени «матерь городов русских» Киев и третью столицу Руси, а когда-то «пригород» Владимира, Москву. Градостроительный замысел князя Андрея Боголюбского раскрывают летописи: «Да будет сей град великое княжение и глава всем». Архитектурным и духовным средоточием новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158 – 1160 гг. на крутом холме над Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчивает главу, возносящуюся выше Киевской Софии почти на 33 метра.

Младший брат св. благоверного князя Андрея, Всеволод Большое Гнездо (княжил с 1176 по 1212 годы), сохранил и приумножил столичное великолепие города, построив «детинец», т.е. кремль с Дмитриевским собором, Рождественский монастырь с белокаменным храмом, Княгинин монастырь в северо-западном конце Владимира, а главную святыню княжества – Успенский собор – сделал ещё больше и краше. Теперь трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото фризов, рельефы на камне, многоцветные наружные росписи, бронзовые кубки, ветрила над закомарами...

Мы вошли в собор. Просим помолиться за своих родных и близких, пишем записочки. Кланяемся хранящимся здесь святыням, мощам святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Георгия, Владимирского чудотворца, Глеба Владимирского, частице мощей св.Александра Невского (460 лет, до перенесения в Санкт-Петербург, мощи святого покоились в Рождественском Владимирском монастыре).

В ансамбль Успенского собора входят колокольня и Георгиевский придел. Колокольня представляет собой высокое (56 м) сооружение, увенчанное шпилем. В настоящее время Успенский кафедральный собор внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО.

От Успенского совсем недалеко до Дмитриевского собора, посвящённого святому воину Димитрию Солунскому. Расстояние чуть более 100 м. Одноглавая четырёхстолпная церковь невелика, не слишком вместительна. Гармоничен, строен и прост силуэт здания, величественны его формы, красноречиво резное убранство – более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. Этот храм – зримый образ Божиего Града, икона в камне.

В прошлом году отпраздновали 850-летие переноса столицы Древней Руси из Киева во Владимир. То, что это не просто историческая веха, а один из поворотных моментов истории, отчетливо понимаешь здесь, в земле отважных воинов, великих тружеников, искусных зодчих и сказителей.

Игорь Владимирович КУЧМЕНКО