Александр Бобров - Студенты без кастрюль и корней

 ...Что ещё потрясло? Полное отсутствие национального самосознания у студентов. Последние три десятилетия волюнтаристской, антирусской, а то и русофобской политики в СМИ и коридорах власти сделали своё дело.

Пишу эти строки накануне нового учебного года. А в конце прошлого учебного года состоялась встреча ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона и председателя Синодального отдела по делам молодёжи архимандрита Серафима (Амельченкова) с недавно назначенным руководителем Федерального агентства по делам молодёжи А.В. Бугаевым. Последний выразил готовность к развитию сотрудничества с ОЦАД.

В тот же день в Минобрнауки России состоялось заседание коллегии Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), на котором были подведены итоги работы ведомства в 2016 году и поставлены задачи на будущее.

Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева высоко оценила работу Росмолодёжи с лидерами: «Работа с молодёжными лидерами идёт точечно, глубоко и правильно». Глубоко и правильно? Может, растить карьеристов и функционеров получается, но и тут со своей «точечной работой» бугаевцы не больно преуспели. Выращенные лидеры – и те на Запад смотрят. Так, например, бывший комиссар движения «Наши» Мария Дрокова, в своё время поцеловавшая Владимира Путина и награждённая в России орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени (!), радуется штатовской грин-карте, осуществив мечту: жить в США.

Особый упор и министр, и выступавший начальник Росмолодёжи сделали на Фестиваль молодёжи в Сочи и на другие форумы. О, это сегодня любят –«Тавриду», например: госфинансирование, море, звёздные гости, фуршеты. А содержание и отдача? – не смешите. Бугаев рассказал, что в 2016 году в форумах, организованных Росмолодёжью, приняли участие более 350 тыс. молодых людей (капля в море, конечно!). Он подчеркнул, что и в дальнейшем проведение форумов и открытый диалог с молодёжью на понятном ей языке будут основой в повседневной работе ведомства. То есть главное по-прежнему – тусовка и пыль в глаза на бюджетные деньги. Как человека, который ежедневно общается с молодёжью, меня это угнетает. 

Что ещё потрясло? Полное отсутствие национального самосознания у студентов. Последние три десятилетия волюнтаристской, антирусской, а то и русофобской политики в СМИ и коридорах власти сделали своё дело. Есть известный анекдот: на придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России (русофобской, замечу!), обратился император Николай I:

– Вы думаете, все эти люди вокруг нас – русские?

– Конечно, Ваше Величество…

– А вот и нет. Это – татарин. Это – немец. Это поляк. Это – грузин, а вон там стоят eврeй и молдаванин.

– Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?

– А вот все вместе они русские!

А мы кто сегодня вместе? Например, в царской и советской армии все – от поляка Брусилова до армянина Баграмяна считали себя русскими офицерами, а Газманов поёт: «Офицеры-россияне, пусть свобода воссияет…». Ну, воссияла ваша либеральная свобода – и что?

За прошедшее время приняты Стратегия национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Основы государственной культурной политики, имеющие прямое отношение и к национальной политике. Я живу, пишу и преподаю в Москве и ближнем Подмосковье – в сердце державы. Так вот, после серии статей и вялых обсуждений в разных СМИ решил задать вопросы студентам двух вузов, где преподаю основы творческой деятельности журналистов и литературное мастерство, простой вопрос: «Кем вы себя ощущаете в первую очередь?»

Честно скажу, что у меня с ребятами достаточно доверительные отношения, потому что стараюсь на них не давить и своих убеждений не навязывать, потому надеялся получить достаточно честный краткий ответ, кем более всего – гражданами РФ или русскими? Ведь мы все живём в одной стране, общаемся, учимся, а главное, пишем на русском языке. Ответы меня, честно говоря, повергли в недоумение, если не выразиться сильнее. При относительно однородном, хотя и пёстром составе (как ведётся в мегаполисе), назвали себя русскими только 44 % опрошенных, гражданами РФ – лишь 11 %, как и «просто человеком» – те же 11 %, на второе место вышли уклончивые ответы – «наполовину украинской, наполовину русской», «наполовину русской, наполовину кабардинкой» – 14 %, а твёрдо по национальному признаку назвали себя лишь 5 % («Я – казашка, и никогда – русская!»), то есть даже вместе с уверенно назвавшими себя русскими – 49 %, меньше половины! Другие ответы были пестры, например, 11 % ребят ощущают себя «просто человеком». Абстрактно! То есть многие будущие мастера пера и микрофона, бойцы информационного фронта и сферы идеологии, как ни крути, вообще не определились.

Причём, когда я задал этот простой вопрос в лоб третьекурсникам, они, как более изощрённые и уже хлебнувшие лицемерия СМИ, начали темнить, уходить в витиеватость. Как написала староста группы: «Кем я себя ощущаю? Хороший вопрос, особенно в реалиях сегодняшнего дня, когда активно обсуждается вопрос российской нации. Внутри просыпается подленький еврей и с характерным акцентом вещает: “Доца! Не делай маме болна!”. На задворках сознания вещает поляк: “Панночка!...”. Но это всё корни моего происхождения. Такие же, как литовские князья или ссыльные русские аристократы в Сибири. Корни – это хорошо, корни – это важно. Но сегодня я отвечу, пусть и немного хвалебно: “Я гражданин планеты Земля, человек мира!”». А я-то сначала замер с интересом: куда приведёт? И – такое разочарование… Другая студентка засыпала процентами: «На 50 % я ощущаю себя коми, на 100 % – русской, арифметически неправильно, но духовно всё возможно. По моей математике, я – на 1000 % Гражданин мира и на 150 % – русская в итоге». Вот и пойми!

Зато убийственно понятно ответили студенты нового направления МГИК – литературного творчества и художественного перевода – те, которые, по замыслу, должны влиться в русскую словесность как творцы, организаторы, переводчики, редакторы. И что? Перечисляю итог опроса (может, конечно, малость выпендривались и дерзили): гражданин РФ – 3 человека; просто человек – 1; никем – 1; всеми – 1; космополитом – 1; русской… – 1. Одна! Правда, самая способная и творчески состоятельная. Руки опускаются. А я им перед этим рассказывал про классический ответ полунемца Владимира Даля, когда у него допытывались про национальность, чтобы вручить весомую премию Берлинского университета как выдающемуся немецкому филологу. А он ответил честно: «Каждый принадлежит к той национальности, на языке которой думает. Я думаю по-русски». И премия – обломилась! Потом в эту несколько упрощённую формулу сама русская реальность внесла дополнение: «Русский – это не кровь, а Язык и Судьба». Не корни даже, не характер, а именно – судьба, когда потомок правителей Грузии становится русским полководцем Багратионом, а еврей из литовского местечка – пронзительно русским пейзажистом Левитаном. А я ведь им на прошлой лекции читал стихи Сергея Маркова:

Я – русский. Дышу и живу

Широкой, свободною речью,

Утратить её наяву –

Подобно чуме иль увечью…

Чиста, как серебряный меч

И свет в глубине небосвода,

Великая русская речь – 

Надежда и счастье народа.

Вот каковы наши корни, глубины самоощущения. А для молодых это – пустой звук? Доктор политических наук, писатель Александр Щипков, который обещает, что нас ожидает мировая перестройка, полон оптимизма и заявляет: «Слово “русский” ведь долгое время было маргинализировано и отчасти табуировано. Но уже сейчас за него идёт жёсткая борьба: в будущем тот, кто сможет представлять русских, получит в свои руки громадный исторический ресурс. Надеюсь, это будут здравые и ответственные люди, а не те, кто ходит с уточками и носит на голове кастрюли».

Мои студенты ни уточек, ни кастрюль не носят, но за слово «русский» – точно не борются. Это следствие той политики, которую ведёт (вернее, не ведёт!) государство в лице вице-премьера по делам спорта и МОЛОДЁЖИ Виталия Мутко (ни словечка про молодых – только о футболе); целая структура Росмолодёжь (вы слышали кого-то из них по ТВ, например?) или такая загадочная структура, как управление Администрации Президента по общественным проектам, которое напрямую отвечает за патриотическое воспитание молодёжи. Его возглавил Сергей Новиков – технарь по образованию, работник Росатома, откуда, наверное, и перешёл вместе с Сергеем Кириенко в АП. Но если вы там, славные атомщики, отвечаете за идеологию и СМИ, подумайте, как собрать и зарядить плодотворными идеями атомизированную молодёжь!

Александр Александрович  БОБРОВ