Венчание одной из обворожительных пар предвоенного Парижа было знаменательным событием в среде русских эмигрантов.
Он – князь Николай Александрович Оболенский (1900–1979), сын рязанского губернатора, крестник императрицы Марии Фёдоровны и Великого князя Константина Константиновича, воспитанник Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге.
Она – Вера Аполлоновна Макарова (1911–1944), дочь вице-губернатора Баку.
Никто из присутствующих на свадьбе в 1937 году не мог и предположить, что через несколько лет князь Ники Оболенский сначала станет членом подпольной организации французского Сопротивления, а затем будет арестован гестапо и отправлен в лагерь Бухенвальд.
И уж совсем никто не догадывался, что красавица Вики, манекенщица, постоянная участница шумных парижских молодёжных компаний, будет сначала ключевым звеном парижского подполья, агентом британской разведки, а потом стойкой заключённой, прозванной гестаповскими следователями «княгиня – Ничего не знаю». Она сидела в знаменитой моабитской тюрьме, затем была казнена отсечением главы.
Существует легенда, в которой немецкий следователь с притворным недоумением спросил её, как это русские эмигранты-антикоммунисты могут оказывать сопротивление Германии, воюющей против коммунизма: «Они с ума сошли, что ли? Какой им смысл быть с голлистами, в этом коммунистическом гнезде? Послушайте, мадам, помогите нам лучше бороться с нашим общим врагом на Востоке». На это Вики заявила: «Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». Тогда немцы выразили недоумение, почему она покрывает евреев. «Я христианка, – ответила им на это Вики, – и поэтому не могу быть расисткой».
И уж совсем было немыслимо предположить то, что князь Николай Оболенский на старости лет в свои 62 года станет сначала православным диаконом, а через год – священником и прослужит в разных русских храмах Франции до самой смерти в 1979 году.
Князь Николай, выйдя в апреле 1945 года из лагеря и не зная о казни Вики, писал своей жене:
«Вики, моя дорогая! Я от всего сердца надеюсь, что ты уже давно на свободе, что ты себя хорошо чувствуешь и что мы скоро будем вместе. Меня всё время поддерживала уверенность в том, что после нашего общего испытания мы станем ближе, сильнее и ещё более счастливыми, чем когда-либо, и что никакая облачность не сможет нас разделить. Вот я на свободе и живой и могу сказать только одно: это чудо Господней Милости. Ты увидишь, как я во всех отношениях изменился и думаю, что к лучшему…
Милая моя, я спасся только благодаря моей вере. У меня есть твёрдые доказательства, что мёртвые живут и нам помогают...
Я тебя крепко целую, мою любимую Вики, преклоняюсь перед тобой и тебя благословляю. Твой старый муж, Николай».
Может, пора кое-кому уяснить, что же такое этот Русский мир!
Протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ