Священник Димитрий Шишкин - Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

 

В основании этой ереси лежит мысль, что истина разделена между всеми христианскими конфессиями, а в более широком смысле – между всеми религиями, и нужно только объединиться на основании этой «всеобщей истины» в единую Церковь для совместного решения общемировых проблем

 

Бывает так, что человек увлекается какой-то идеей, по виду правдоподобной,  но в естественном и полном своём развитии способной довести до помрачения сознания. Всем известный пример – это то, что происходит сейчас в США по поводу ни на чём не основанных подозрениях о связи тех или иных политиков с коварными «русскими». Создаётся ложный образ нашей страны, нашего руководства, нашего мышления. Образ, настолько отличный от реальности, что он, влияя на мнение людей, начинает уже сам разрушать реальность.

К сожалению, такая же схема болезненной подозрительности и неприязни действует сейчас и в нашем обществе. Самое печальное для нас, что действует эта бесовская схема против Церкви. Но вот что особенно горько – это то, что подобная кампания набирает обороты и внутри самой Церкви. Я имею в виду так называемое «движение непоминающих», а также сочувствующих им, вплоть до уклонения в раскол. Это те епископы и священники, монахи и миряне, которые перестали поминать Святейшего Патриарха на литургии якобы за приверженность его самого и его ближайшего окружения экуменической ереси, за связи с католиками и сочувствие латинству. Список протестующих медленно, но неуклонно растёт…

Что же происходит по существу? На чём основаны эти обращения с призывами «бить в набат», «вразумлять безчинных» руководителей Церкви и призывать клириков и мирян присоединиться к движению «непоминающих»? Основаны они на очевидном в последнее время сближении части ру-ководства РПЦ с латинянами и с западным миром. Звучит уже само по себе ужасающе. И действительно, мы знаем, что католическое учение исказило чистоту христианской веры и за множество веков прибавило к своему лжеучению много иных заблуждений и ересей. Мы помним и об экспансии католицизма на Руси в XIII веке и об изгнании из Москвы униатского митрополита в XV веке. И о засилии латыни в дореволюционной России, в том числе и в православных школах, где влияние латинского языка, иезуитских приёмов и методов обучения было велико.

 Это влияние распространялось главным образом со стороны Юго-Западной Руси (ныне – западной Украины), подпавшей в XVI веке под власть Литвы, а затем Польши. В конце XVII века Патриарху Московскому Иоакиму приходилось даже привлекать из Греции учёных ревнителей благочестия для одоления «польско-латинского засилья» в Москве. Словом, настойчивое стремление западного мира «покорить схизматиков», то есть православную Русь, так или иначе присутствовало на протяжении всей нашей истории. Так что всякое общение, сближение с латинским, католическим миром, а тем паче с «церковной» его частью – всегда воспринималось православными с насторожённостью и опасением. И это настроение, в общем, правильно и понятно. Но именно на этом «сыграл» сатана – большой мастак из всего доброго и правильного выводить худое и неправое.

Я имею в виду само «движение непоминающих» и уклонение некоторых православных в раскол.

Здесь важно узнать и объективно оценить официальную позицию руководства РПЦ. В общих чертах она такова: мы живём не просто в сложное время, но во время глобального, общемирового кризиса, который непонят-но как будет развиваться и чем закончится. Масштаб и пугающая неопределённость перемен заставляют многих говорить о наступлении «последних времён». Но нет никакого сомнения, что воля Божественная в отношении человеческой истории теснейшим образом связана с волей самих людей. Самый яркий пример – это библейская история с ниневитянами, покаяние которых «изменило решение самого Бога». Причины же этого глобального кризиса кроются в греховном и массовом отступлении людей от Божьих заповедей. И вот эта мысль – о реальном участии всех нас в Божественном промысле, о необходимости покаянного осмысления путей нашей жизни – и лежит в основе всех тех действий, которые предпринимает руководство нашей Церкви на международном уровне. Мы вынуждены, – говорят наши иерархи, – не только соприкасаться, но и общаться с «внешним миром» и искать какие-то общие точки приложения сил, в том числе с католическим Западом. Но притом, взаимодействуя со всеми, кто «не против нас» на ниве утверждения библейских нравственных ценностей, защиты гонимых христиан, решения социальных проблем, мы всецело должны «блюсти себя», с тем чтобы не выходить за границы чистоты нашей веры и оставаться благовестниками Евангельской правды и проповедниками Православия.

 Такова, в общем, позиция руководства РПЦ. И хоть цель этой совместной деятельности понятна: это противодействие, с одной стороны, страшному либеральному разложению нравов, а с другой – безумию псевдоисламской идеологии, но единственная альтернатива этому разрушительному хаосу – это не просто декларативное утверждение библейских духовных и нравственных ценностей, а твёрдое и непоколебимое стояние в истине, всю полноту которой хранит Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Это для нас особенно важно понять, потому что ересь экуменизма действительно всё более распространяется в мире и всё большее смущение вносит в церковную жизнь.

Что же такое экуменизм и в чём его опасность?
В основании этой ереси лежит мысль, что истина разделена между всеми христианскими конфессиями, а в более широком смысле – между всеми религиями, и нужно только объединиться на основании этой «всеобщей истины» в единую Церковь для совместного решения общемировых проблем. Здесь надо сказать, что сама идея «вседуховности» противна нашей вере, мы считаем, что вся полнота Божественной истины сохраняется в недрах Святой Православной Церкви, вне которой невозможно достижение единства и согласия с Богом. Но экуменизм – это дух, который овладевает людьми порой незаметно, так что даже появился такой оксюморон, как «православный экуменизм». Вот и Русская Православная Церковь, до 1961 года не участвовавшая в экуменическом движении, затем под благовидным предлогом «проповеди Православия» была в эту деятельность вовлечена. А в последние годы эта деятельность значительно активизировалась.

Это и вызывает тревогу и смущение в среде православных. 

В этой связи вспоминается восьмая глава Первого послания к Коринфянам апостола Павла. Коринфские язычники из остатков жертвенной пищи устраивали в капищах трапезы, на которые приглашали друзей из новообращённых христиан. И вот иные из них, зная, что «идол в мире ничто», – ничтоже сумняшеся шли и ели эту пищу как дарованную от Бога. Но другие, зная, что это мясо – идоложертвенное, и в то же время видя вкушающими своих «мудрых» собратьев, следовали их примеру, но притом оскверняли свою совесть. Всё это вносило разлад и разделение в церковную жизнь.  Узнав об этом, апостол Павел рассудил, что любовь к братьям по вере следует предпочесть «надмевающему» знанию. Поэтому он и заключает своё обращение к коринфским христианам такими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Вот как толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст: «Если соблазняет (брата моего) что-нибудь, зависящее от моей власти и дозволенное, я буду воздерживаться и от этого, не один и не два дня, а во всю мою жизнь».

И хотя руководство наше решительно настроено против экуменизма и участвует в межконфессиональных встречах исключительно из православных побуждений. Но это их знание служит соблазном для тех, кто не знает об их намерениях или сомневается в них. И в этом случае апостол знанию предлагает предпочесть любовь к «немощной братии», чтобы не подавать им повода для смущения и соблазна. Потому что хоть большинство и относится с безусловным доверием к деятельности нашего руководства на ниве «внешнего миссионерства», но есть и иные примеры. И одни (считая деятельность священноначалия еретической) уходят в раскол, другие (продолжая поминать, как они думают, «патриарха-еретика») оскверняют свою совесть, а третьи (полагая, что экуменизм – это благо) действительно уклоняются в ересь и гибнут для вечности. А причина всему этому – некое «знание», предпочтённое снисхождению и любви.

Если же говорить об отношении к инославным, то, по слову апостола, нам нужно стараться быть «в мире со всеми» (Рим. 12, 18). Это не означает, что нужно искать с иноверцами какого-то особенного сближения, единения и «общения любви». Потому что именно под этим «благим предлогом» и распространяется ересь экуменизма. И не лучше ли нам, оставив «кесарю – кесарево», принести Божие (то есть чистоту исповедания Православия) – Богови. Верим, что многие из самых трудных, мучительных и «неразрешимых» вопросов мирового масштаба Господь Сам разрешит тогда самым удивительным и наилучшим образом. Как это и бывает всегда, когда мы относимся к Нему с полным доверием, всё внимание устремляя на то, чтобы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

Конечно, мы можем и должны доносить свою тревогу до священноначалия, смиренно просить его проявлять максимальную сдержанность и благоразумие в общении с иноверцами. Но упаси нас, Господи, от болезненной подозрительности, от уклонения в осуждение и раскол. Будем помнить, что при всей возможной разности суждений и мнений все мы призваны сохранять неповреждённой чистоту исповедания Православия и верность канонам. Все мы призваны хранить «единство духа в союзе мира» 
(Еф. 4, 3).

И если для одних опасность кроется в отступлении от догматической чистоты веры, то для других – в возможности отпадения в гибельный раскол. Будем помнить о страшных словах Господа, сказанных об участи ветвей, отделившихся от Лозы. Будем со страхом и трепетом хранить верность Матери-Церкви и добрую любовь с послушанием – в отношении священноначалия. Будем твёрдо помнить, что Церковь – это Тело Христово и Сам Господь не потерпит лжи, найдёт возможность обличить и исторгнуть из среды церковной всякую неправду.

В заключение хочу привести слова недавно прославленного в лике святых епископа Серафима (Соболева): «Да избавит нас Господь от любви к экуменическому движению. Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности – залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, – залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви».

Сказаны эти слова были ещё в 1948 году, но актуальными они остаются до сих пор.

Священник 
Димитрий ШИШКИН