Наталья Варламова - Зубы, селфи и воробьи

 

Понятие о подлинной красоте, в создание которой люди всегда вкладывали много труда, размывается, нивелируя подлинную культуру

 

На вечный вопрос: «Быть или казаться?» в наше время определённо получен ответ. Вопроса больше нет. Казаться! Улыбаться! Производить впечатление! А насчёт «быть» – это какие-то зануды когда-то там давно придумали.

Тиражируемые СМИ американские улыбки во весь рот с демонстрацией стоматологических достижений XXI века в селфи есть непременный атрибут современной массовой культуры. Начиналось всё с официальной рекламы: зубы, растянутые губы и рты до ушей у девиц и парней, детей, дам среднего возраста и старушек, мужчин и дедушек бело-пластмассово сверкали с баннеров, экранов и афиш. Эти рты и зубы призваны были, по мнению рекламщиков, рождать в нас неуёмную радость и сподвигать покупать, покупать, покупать! И мы покупали, покупали, покупали. Зубы чуть ли не клацали, а рты всё улыбались и улыбались.

Функция улыбки как знака вежливости на Западе в большой степени уже утрачена, достаточно вспомнить фальшивую улыбку Хиллари или Луи де Фюнеса. В нашей стране улыбка всегда означала большее, чем просто вежливость, это особый знак расположения, который не «вываливают» на всех встречных-поперечных. Однако надо признать, что иногда нас справедливо упрекают за мрачные выражения лиц. Что ж, это тоже, конечно, перегиб, но ведь бывает сдержанная улыбка, полуулыбка, наконец.

Не говорим здесь о панибратской манере похлопывания по плечу, охоту к которой у любителей пофамильярничать гениально и, наверное, надолго отбил Рауль Кастро, резко отведя от себя руку фатоватого Обамы.

В последние годы повальная эпидемия селфи с выгибанием и закручиванием шейно-спинных позвонков, манерных поз и вымученного веселья тайфуном накрыла массы людей разных возрастов во всех уголках планеты. И вот уже сами потребители, копируя профессионалов рекламы, засевают виртуальное пространство своими зубами, вклеенными в разнообразные улыбки.

Подростки и дамы, парни, мужи и девушки наряжаются в нечто, придумывают позы, ищут фон, чтобы запечатлеть то, как они успешны, как состоялось вокруг них то, о чём мечталось, как они раскованны и непосредственны. Можно ли валять дурака на видео? Нужно! Без этого какое селфи? Чем зацепить, если не выпендриться? А зачем?

Яростная забота о внешнем, желание запечатлеть это внешнее убивают потребность хотя бы обращения к внутреннему миру, не говоря уже о сосредоточении на нём. Человек – мыслящий? Или демонстрирующий? Если бы сегодня Роден ваял своего мыслителя, он, наверное, по требованию медийных персон был вынужден «приклеить» ему завлекающую улыбку.

Когда-то лет 25 назад мой мудрый учитель В.В. Сергеев задавался вопросом: «А когда на воробьёв смотреть?» Этот вопрос возникал в связи с нарастающей суетой жизни, в которой мы начинали терять самое важное: переставали вглядываться друг в друга, в мир и слышать сердца других и своё. И тогда, и сейчас были и есть люди, которые дружно восклицают, услышав такой вопрос: «А зачем?! Чё на воробьёв смотреть-то?»

«Человек – это созерцатель в огромной степени», – отвечал Сергеев. Любуясь природой, всем живым, красотой, видя и чувствуя в людях и их лицах гармонию или умиляясь птахам, мы думаем о бытии и своём месте в нём. Обратный показатель – постановочная демонстрация по теме: «Смотрите, вот я! У меня всё класс! Видите мою улыбку? Мои зубы? Вот я здесь. А вот уже там! На первом плане всегда – я».

Есть такая метка: о духовном состоянии того или иного общества можно вполне определённо судить по тому, насколько часто ставится в театрах этого общества «Гамлет», то есть насколько необходимы современникам ответы на вечные вопросы бытия. Если взглянуть на репертуар российских театров, столичных и провинциальных, то, к сожалению, названную пьесу великого английского драматурга мы встретим нечасто...

И сегодня спор о том, является ли фотография искусством, так и не закончен. Впрочем, если обращаться к работам профессионалов, в особенности конца XX века, когда ещё не было правилом гордиться нравственной разнузданностью, то спора и нет: настолько содержательно глубоки их работы, они ведь заставляли ЗАДУМАТЬСЯ. 

Настоящим раритетом со всё возрастающей моральной ценностью становятся и темнеющие желтовато-серые старые фотографии, исчёрканные пунктиром времени, с туманным подобием резкости, но с безконечно дорогими лицами, в которые хочется всматриваться.

Нынешние повальные фотоотчёты в соцсетях – где, когда, с кем, насколько отвязно или прикольно – ничего общего с желанием задуматься не имеют. Девочек с фотоаппаратами, бегающими по лужайкам в поисках местечка для снимка и с неизвестно от чего распухшими губищами, спрашивают, что им нужно для хорошего снимка.

– А-а… Свет. Да, свет.

– А что ещё?

– Ну, техника хорошая.

А о том, что необходимо знать законы перспективы, уметь мыслить ассоциативно, понимать, что в снимаемом объекте зачастую следует искать символ, встраивающий его в культурную парадигму, они понятия не имеют. А зачем? Главное, поменьше одежды, повычурней поза и зубы! Белые зубы!

Как точно уловил Н.С. Михалков в своём «Сибирском цирюльнике» эту чуждую русским американскую улыбку! Недаром главную героиню играет именно американка, которая весь фильм и сияет своей белозубостью, а русские барышни из пансионов сдержанны и скромны. 

Исчезающее слово «скромность» – как антипод современных манер, бурных, капризных, нацеленных на привлечение преувеличенного внимания к своей персоне.

Массмедиа, соцсети, стимулирующие стадные селфи-инстинкты, решают не только коммерческие задачи. Фонтанирующие мещанство и пошлость селфи с безконечных развлекаловок, реклам и агиток зашкаливают. Чувство меры, кажется, исчезло вовсе. Достаточно вспомнить недавний скандал с подростками из Карелии, которым вздумалось поскакать на памятнике погибшим воинам в Великой Отечественной войне и выложить снимки в сеть.

Понятие о подлинной красоте, в создание которой люди всегда вкладывали много труда, размывается, нивелируя подлинную культуру. В связи с этим, в частности, важно поддержать инициативу московских властей, периодически устраивающих на бульварах выставки профессиональных фоторабот, от которых дух захватывает и думается не только о том, как же они это сделали, а также и о том, как прекрасно Божие творение, как надо беречь красоту мира.

Недавно в Сокольниках профессиональные художники работали вместе с подростками, которые любительски занимаются граффити, причём в определённой тематике – вот это действительно два в одном, если воспользоваться лексикой зазывал: и педагогический ход, и знакомство с основами мастерства.

Борис Пастернак как-то заметил, что культуру надо навязывать, как картошку при Екатерине II. Однако ныне навязывается антикультура, антинорма через своих проводниц – «светских львиц». В рифму ложится, вероятно, весьма кстати, – неистовых блудниц.

Ясно, что пятнадцатилетняя девочка, манерно изгибаясь перед камерой и принимая неестественное выражение лица, не осознаёт того, что она ведь попросту дёшево кривляется… Но почему этого не понимает огромная армия родителей этих девочек и мальчиков, их бабушек и дедушек, ведь они-то принадлежат отчасти и другой отечественной культуре?..

Наталья Владимировна  ВАРЛАМОВА