23 июля –10 августа 1922 года, 95 лет назад, состоялся Приамурский Земский Собор
Приамурский Земский Собор был созван во Владивостоке по инициативе генерала Михаила Константиновича Дитерихса для духовного пресечения последствий Февральской революции, с целью создать хотя бы небольшой плацдарм исторической русской государственности для продолжения Белой борьбы.
Это также был последний, наиболее зрелый и выстраданный итог Белого движения. В Соборе приняли участие все дальневосточные епископы – Владивостокский, Харбинский, Камчатский (находившиеся в это время в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, образованной в конце 1921 года с центром в Сербии), а также представители Старообрядческой Церкви. Делегаты избирались от всех сословий, общин, различных организаций – за исключением февралистов, социалистов и коммунистов. Всего – 276 делегатов.
Собор признал причиной революции грехи русского народа, призвал к покаянию и провозгласил единственным путём спасения России – восстановление законной православной монархии. Собор постановил, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых. То есть Собор признал Династию Романовых царствующей, несмотря на смуту, и на краткое время восстановил в Приамурье Основные законы Российской империи (на основе которых Приморье жило до окончательного завоевания края красными).
Соответственно, было решено, что свободное от большевиков Приамурское государственное образование должно быть возглавлено представителем Династии. Однако самозванно выпущенное Великим князем Кириллом Владимировичем в последние дни Собора объявление себя Блюстителем престола (26.7/8.8.1922) было демонстративно проигнорировано; обращения Собором были направлены великому князю Николаю Николаевичу и вдовствующей императрице Марии Феодоровне. На переходное же время правителем края был избран ген. Дитерихс. Почётным председателем Собора был единогласно избран находившийся в Москве Патриарх Тихон. Ответную приветственную телеграмму Собору прислала вдовствующая императрица Мария Феодоровна.
В приказе № 1 генерал-лейтенант Дитерихс писал: «По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьёю, ужасная смута постигла народ Русский, и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей иудейской веры...
Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца и мысль всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно наследственного Помазанника Божия. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском [государственном] объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить всё служение своё к уготованию пути Ему – нашему будущему Боговидцу» (из указа № 1 от 8.8.1922).
А вот строки из последнего указа генерала Дитерихса от 17.10.1922 – перед уходом из России под натиском красных: «Я верю, что Россия вернётся к России Христа, России – Помазанника Божия, но что мы были недостойны ещё этой милости Всевышнего Творца».
Приамурский Земский Собор был исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории гражданской войны. На далёком последнем краешке свободной Русской земли он сформулировал выводы, которые поныне имеют огромное значение для всех русских людей, стремящихся к восстановлению нашей легитимной исторической государственности.