Александр Кокшаров - Опыт предков-победителей

 

Для людей вдумчивых интереснее всего образ действия, технология удивительных достижений, преодоления непреодолимого. Нередко по разным причинам утрачиваются именно ключевые детали. В таком случае есть чем восхититься, но нечему научиться. 

 

Попробуем не упустить именно технологию побед в безвыходных ситуациях на известных исторических примерах. Возникает вопрос: кто решит, самая важная информация выделена в качестве ключевой или второстепенная? Есть смысл обратиться к мнению непосредственных участников – победителей, разумеется, если нет сомнения в добросовестности их суждений.

Один из подобных примеров приведён в житии преподобного Александра Свирского (1448–1533). Речь идёт о богатом купце Богдане Семёнове Корюкове, пришедшем в обитель преподобного со своим горем – дети умирали один за одним. Живым оставался единственный сын – наследник, и тот тяжело болен. Купец говорит о невыносимости своих страданий и просит молитв святого о спасении сына.

Александр Свирский говорит глубоко верующему человеку (это обстоятельство упомянуто вначале), что жизнью и смертью распоряжается Господь, советует покаяться в грехах, и тогда Господь даст всё полезное для души. Святой поясняет, что дети купца умирают по причине его упорства в грехе резоимства (т. е. обмере, обвесе, обсчёте покупателей). Особенно подчёркнута пагубность подобных действий в отношении бедных. Купец поражён тем, что Господь открывает подвижнику благочестия его тайны. 

Св. Александр предлагает купцу покаяться, простить долги бедным, помогать вдовам и сиротам, кормить голодных, посещать больных и заключённых и стать таким образом более угодным Богу. Святому открыто, что в этом случае Богдан получит небывалые милости: после исправления жизни они с женой родят дочерей и сыновей (наследников), жить купец будет долго, в старости примет монашество; на похоронах его будут окружать сыновья и дочери, и самое главное – Богдан Корюков унаследует Царствие Небесное. Купец послушался указаний св. Александра Свирского, и дальнейшая жизнь подтвердила правоту преподобного (2, с. 106–110).

О чём говорит приведённый случай? Бог есть. Молитвы православного святого услышаны Всевышним и угодны Ему. Даже такие естественные и очевидные выводы необходимо проговаривать – практика показывает: многим самостоятельно до этого не дойти. Следовательно, Православие угодно Богу и спасительно. Купец имеет глубокую веру и тем не менее грешен (и серьёзно, если «санкция» – смерть детей). Великое горе купца – это милость Божья, иначе он не нашёл бы времени для дальней дороги к преподобному. Не умирали бы дети – Богдан бы не покаялся и не переменил бы жизнь, и в ад попал бы. И величайшая милость Божия – после осознания греха и исправления жизни – рождение сыновей и дочерей.

Одно из самых ярких документально-исторических произведений русской литературы начала XVII века – «Сказание» Авраамия Палицына. В течение года и трёх с половиной месяцев героически оборонялся Троице-Сергиев монастырь в Смутное время от польско-литовских интервентов и русских изменников. Значительное место в «Сказании» уделено многократной чудесной помощи св. преподобных Сергия Радонежского и ученика его Никона.

Обратим внимание – Троице-Сергиев монастырь – многочисленные случаи помощи св. преподобного Сергия, осада врагами – постоянная угроза жизни осаждённых – все, казалось бы, резоны стараться жить по заповедям: «Хлебом преизобильна была тогда обитель чудотворца. И хотя и кровью дрова покупали, но пьянствовать не переставали. Блуд и прочее зло умножились повсюду, увы, и потому в отчаяние многие впадали. Ибо в глубокий ров блуда погрузились все, начиная от простых людей вплоть до священников» (1, с. 421). В последней фразе «…погрузились все…» – не все поголовно, а люди всех сословий и групп были в числе сбившихся с пути. В монастыре начался мор. Описание повальных болезней и страданий осаждённых живо, подробно и страшно. Однажды оборонявшиеся увидели св. Сергия: «Выходя же, они, не веря себе, видят перед собой быстро идущего от надвратной церкви чудотворца Сергия, святого по облику, сединами украшенного старца, говорящего им: «Что трепещете? Если и никого из вас не останется, не предаст Бог это святое место, и не прозвучит среди врагов: “Мы пленили обитель Пресвятой Троицы”. Мужайтесь, не ужасайтесь. Говорите в обители всем, что нечисто живущие в этом святом месте погибнут. Не нечистыми спасёт Господь это место, но ради Своего имени без оружия избавит». «И невидим стал» (1, с. 422).

Удивительно глубокий смысл в этом печальном отрывке: мы, люди, столь повреждены грехом, что страдания и бедствия, даже если они совсем рядом, неспособны многих из нас отвратить от нарушения заповедей. Совершенно точно предсказание Сергия Радонежского – нечисто живущие погибнут. Святой настаивает – всем в обители должно быть передано это предупреждение. 

Предупреждение и нам, живущим пока не в осаждённой крепости – не слушайте тех, кто внушает нам: «Единственный регулятор “отношений” (теперь такой эвфемизм в ходу) – желания человека».

В 1637 году донские казаки без ведома и согласия русского правительства захватили важный опорный пункт турок в Причерноморье – Азов. Мощная крепость являлась к тому же и центром торговли рабами – уроженцами русских, украинских и польских земель. Глумление и надругательство над несчастными пленниками были чудовищны. Взятие города казаками прекратило безчинства и работорговлю. В 1641 году турецкий султан Ибрагим I послал для возвращения Азова армию около 250 тыс. человек. Казаков в Азове находилось около 7,5 тыс. человек. За 4 месяца осады казаки отразили 24 приступа.

Первоначально казакам предложили свободный выход из города с золотом и серебром либо поступление на службу к турецкому султану на почётных условиях и с высоким жалованием. Как оживились бы современные сторонники рыночных отношений – возможность продать себя «задорого»: это же «карьера», мечта креативных и энергичных. Ответ казаков совершенно не рыночный: «...испрося у Бога милости и помощи от Пречистой Богородицы и от образа Предтечи, призывая на помощь чудотворцев Московских и совершив предсмертное прощание друг с другом и со всеми христианами православными, пошли мы из города малою дружиною в семь тысяч всего на прямой бой с тремястами тысячами» (1, с. 515). Казаки победили. Разумеется, славные воины столь поразительную победу объясняли лишь помощью Божьей. У наших атеистически настроенных коллег два варианта: либо «просто так совпало», либо победы вообще не было.

Далее шестнадцатисуточный обстрел Азова турками – ландшафт, видимо, напоминал развалины Сталинграда. Совершенно истомлённые донцы простились друг с другом и со всеми православными христианами и, не видя других вариантов, приготовились погибнуть в бою: «Подняли мы на руки иконы чудотворные, Предтечи да Николину – пошли с ними против басурман на вылазку. И по милости их явной побили мы басурман в той внезапной вылазке шесть тысяч. И увидели люди турецкие, что хранит нас милость Божия, что ничем осилить не умеют нас, с тех-то пор не стали уже посылать к нам на приступ людей своих» (1, с. 518).

Удивительные сведения об отношении Православия к иноверным: в своих явлениях Божия Матерь пояснила, что побеждают казаки по причине невероятных зверств, чинившихся турками над рабами. То есть руками казаков агаряне наказаны не за их веру, а за безчеловечность к пленным. Это ещё одно подтверждение прочности основы мирного сосуществования христиан и мусульман в российском государстве. Всевышний не требует от православных силой оружия принуждать кого-то к принятию христианства или истреблять иноверных – чудо явления казакам Матери Божией вполне это подтверждает.

После бегства турок из-под Азова казаки отправили посольство к царю Михаилу Фёдоровичу с предложением принять город Азов под русскую юрисдикцию и отстроить крепость. Не считая Россию готовой к широкомасштабной войне с Турцией, Земский собор в 1642 году отклонил дар доблестных казаков. Вероятно, в момент решения вопроса о судьбе Азова и была создана «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». По сути, «Повесть...» – это своего рода отчёт о проделанной работе. В чём «секрет» немыслимых воинских подвигов? – «А во время своего сидения осадного держали мы, грешные, пост. Совершали молитвы многие, соблюдали чистоту телесную и духовную» (1, с. 519). 

Такой образ действий победителей – ни прибавить, ни убавить! Возникает вопрос, а может ли нам в XXI веке быть полезным опыт победы над тридцатикратно (!) превосходящим противником при одинаковом уровне развития вооружений?

Удивительные примеры имеются в любом периоде отечественной истории. Возможно, иногда надо заострять сравнение: нестяжательность славных донцов (после первого приступа турок к Азову парламентёры предлагают казакам плату за право похоронить убитых – казаки ответили, что трупов вражеских они не продают, и турки целый день хоронили своих товарищей), и жалкую мелочность нынешних потребителей, для которых деньги – главная ценность в жизни, и прибыток или возможность предотвратить трату денег вытесняет все мысли и цели. Надо суметь восхититься красотой поступков славных (молившихся Богу) предков и в большом, и в малом – так восхититься, чтобы захотелось подражать и сравнить с тем, что нам навязывают, как очень важное: «Тот же отель, тот же бассейн, но потратить меньше!» 

Более того, если рассмотрим биографии лучших воинов, учёных, рабочих, крестьян, конструкторов, – словом, всех родов деятельности людей, то с удивлением поймём – перед нами либо люди верующие и молящиеся, либо (в XX веке) не всегда осознающие своё следование требованиям православной веры, но живущие по заповедям, усвоенным хотя бы в форме добрых народных обычаев их православных близких. В житиях святых, в истории необходимо находить убедительное и краткое подтверждение красоты и великолепия жизни по заповедям.

Приведённые примеры говорят о несомненной помощи Божией старающимся соблюдать заповеди. Столь успешный опыт победы над непреодолимыми обстоятельствами есть смысл обдумать.

Александр Дмитриевич КОКШАРОВ