Николай Теребихин - География русской души

 

В живописном пространстве  картин Сергея Никандровича Сюхина предстаёт вся многокрасочная палитра стран и народов Севера, входящих в заколдованный земной круг Лукоморья от норвежских фиордов до ненецких тундр. 

 

Явным образом обозначилось духовное сродство наших душ, сопричастных к потаённым глубинам святой земли Севера. Его зачарованной красоте и вековечной тайне, запечатлённой в мифе о Лукоморье, сказочная география которого была воспета  А.С. Пушкиным. Локализация Лукоморья на краю русской ойкумены превращала его в особое пограничное пространство, наделённое свойствами потусторонности, иномирности, зазеркальности, запредельности. Этот сказочный перевёрнутый мир Зазеркалья, живущий по законам обратной перспективы, составляет основу поэтики творчества русского художника Сергея Сюхина.

Лукоморский мир описывает не столько карто­графию северных инородцев, сколько географию самой русской души, в составе которой соседствуют райское и адское, святое и грешное. По словам великого поэта: «Там русский дух, там Русью пахнет!».

Глубинная русскость творчества Сергея Сюхина, органическая связь его с душой и характером русского народа коренится в религиозном миросозерцании художника, в животворных истоках веры православной, воплощённой в образе Святой Руси. Религиозный универсум Сергея Сюхина находит своё отражение в поэтической форме его живописных произведений, в особом языке их художественного пространства, созвучных иномирскому языку иконы.

В поэтике Сергея Сюхина отчётливо проступают космизм художника, его космическое мирочувствование, глубоко укоренённое в менталитете русского человека, стремящегося постичь мир в его целостности и живом органич­ном всеединстве. Отсюда проистекает такое важное свойство творчества северного живописца, как панорамность видения мира, ярко проявившаяся в композиционном построении его картин. Сергей Сюхин описывает мир как бы сверху, с высоты птичьего полёта.

Панорамность и высотность изображения, свойственные древнерусской литературе и иконописи, отражают не только православное богословие красоты, но и особый пространственный камертон русской души, в которой вертикаль горнего мира растворена и претворена в равнинной широте горизонтами дальнего.

Подобное соположение небесной вертикали и панорамной земной горизонтали составляет основу поэтики композиции картин Сергея Сюхина, в которых параллельно развёртываются два встречных мотива – нисхождение на землю и восхождение к небу. Встреча небесного, божественного и земного, человеческих планов бытия воплощены в образах мирового древа, храма и человека как космической вертикали, вобравшей в свой состав наряду с земным, перстным, частицу живого Бога.

Эти мотивы и образы нашли наиболее полное претворение в своеобразной программной картине Сергея Сюхина «Моя деревня», изображающей мальчика, который, обнимая ствол мирового дерева, воспаряет над родной землёй, восходит, взлетает к небу. 

Космизм и панорамность мировидения Сергея Сюхина явным образом обнаруживаются в пространствен­ной композиции его картин, в которых план земного бытия сливается с горизонтами небесного, а законы земного притяжения уступают место императивам тяготения небесного. Тяга к небу, к предельным высотам бытия отражена в таких работах художника, как «Сон», «Мечта».

Мир художника всегда устремлён вверх: на картине «Вечерний чай» простые мастеровые мужики после завершения трудов праведных пьют чай на крыше дома.

Своё зримое воплощение мотив восхождения и высоты нашёл в образе птицы, которая является своеобразным архетипом поэтики Сергея Сюхина. Образ летящей птицы присутствует в каждой его картине, составляя некий динамический центр её композиционного 

пространства. В этот летящий ряд включены не только реальные птицы (лебеди, вороны, сороки), но даже деревянные, сработанные талантливыми северными мастерами. Столь значимая роль птицы в живописном мире Сергея Сюхина позволяет раскрыть религиозные истоки этого образа, восходящие к мифологическому отождествлению птицы с душой человека. Композиционно это воплощается в летящей птице и летящего человека в образе крылатого ангела-хранителя, парящего в звёздном небе.

С образом птицы связан и один из архетипических мотивов поэтики Сергея Сюхина – мотив полёта. В пространственной композиции его картин весь мир – в движении. В полёте птицы, люди, вещи, рыбы, летит играющий гармонист, летит целый девичий хоровод, летит полицейский пристав, летит батюшка с четвертной и закуской, летит посуда с пиршествен­ного стола... Мотив полёта, вотканный в саму ткань живописных полотен Сергея Сюхина, имеет несомненные религиозные корни, породившие динамические, страннические черты характера русского человека, стремящегося к выходу за пределы видимого мира, к постижению Царства, которое не от мира сего.

Всё это небесный высший план бытия, отражённый в картинах Сергея Сюхина. Когда же художник опускается с небес на грешную землю, то и земной, телесный план бытия в его живописных полотнах одухотворён, наполнен живым религиозным чувством и смыслом, которые воплощаются в гармонии мирского устроения, в добротности, домовитости, ладности быта. Как символ полноты и довольства земной жизнью – кот, который с вальяжным и мудрым видом присутствует в каждой из работ художника, описывающих картины быта. Вольно или невольно, но художник в этом образе воспроизвёл одно из древних языческих представлений о мифологическом хозяине дома домовом, представлявшимся в образе чёрной кошки, которая первой входила в новый дом, устанавливала законы семейного «домостроя».

Можно утверждать, что живописный мир Сергея Сюхина включает в себя все части и уровни священного космоса русской жизни, в которых тяга к небу органично (а чаще дисгармонично) сочетается с силами земной гравитации. Эта дисгармония неба и земли отражает неустранимый дуализм (двойственность) души и характера русского народа, стремящегося к постижению и достижению идеала святости. Идея святости как духовная основа русской души породила два взаимодополняющих образа жизни, два типа русского человека – странника и строителя. Если странник отправляется на поиски «новой земли и нового неба», то строитель стремится воплотить этот священный прообраз здесь, на грешной земле.

Эти земные (домостроительные) и небесные (страннические) пути русского народа образуют путеводную нить живописных полотен Сергея Сюхина, творчество которого произрастает из мифологических глубин земли Русского Севера, предстающего в образе сказочной страны Лукоморья как острова или космической горы, окружённой водами мирового океан-моря.

Николай Михайлович ТЕРЕБИХИН, профессор, доктор философии

****

Архангельский художник Сергей Сюхин уже завоевал себе известность в Норвегии как художник русского Поморья. Он берёт свои сюжеты из пейзажей вокруг Белого моря. Сам он выходец из деревни на берегу Двины. Его картины, графические работы, акварели и многочисленные иллюстрации отражают богатую историю и культуру севера России, его быт и обычаи. Этот современный художник одновременно прочно связан с традицией своего родного края.

Сергея Сюхина живо интересуют исторические связи между северными регионами России и Норвегии, которые возрождаются на границе, столь долго закрытой для нормального передвижения и человеческого общения. В произведениях Сюхина сосуществуют исторические корни и вера в будущее, необходимые для построения новой России.

Как художник он внёс свой вклад в сотрудничество народов Баренцева региона и привлёк внимание людей к культурно-художественной стороне этого взаимодействия. Немаловажно, что Сергей Сюхин в своих произведениях часто обращается к молодёжи, к тем, кто представляет будущее.

Дагфинн СТЕНСЕТ, Посол Норвегии в Российской Федерации