30 июля – День Военно-морского флота
Одну из самых северных епархий РПЦ, Североморскую и Умбскую, очень часто называют «флотской». Её правящий архиерей, епископ Митрофан (Баданин), в прошлом морской офицер, с 2000 года – священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря. И Север, и флот епископ Митрофан знает и любит. Сам потомственный военный моряк. С 1976 года служил на Северном флоте. С 1979 года – в должности командира корабля, командовал кораблями различных классов. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга. В 2000 году принял монашеский постриг. Автор серии книг «Православные подвижники Кольского Севера
Не только и не столько
благоукрашенность
– Владыка, каковы сейчас трудности, радости и победы Североморской епархии?
– Думаю, вообще само нынешнее существование нашей Североморской епархии – это одна большая радость и благодарность Господу за Его к нам благоволение и помощь всем нашим благим начинаниям. Мы сейчас находимся с вами в духовно-просветительском центре Североморской епархии – мог ли я, да и все мы, мечтать о том, что в городе Североморске, столице Северного флота, появится такой, не побоюсь этого слова, мощный просветительский центр? Речь идёт не только и не столько об очевидной «благоукрашенности», оснащённости нашего центра, сколько о его духовной и образовательной притягательности как для воцерковлённых православных людей, так и для тех, кто ещё находится в духовном поиске.
Центральная задача нашей «епархии Северных морей» – окормление моряков-североморцев. Наши священники, естественно, большую часть работы проводят непосредственно на кораблях и в частях. Но и здесь в центре идут занятия: собираются руководители органов воспитания военнослужащих Северного флота, всех его соединений и частей – серьёзные люди, старшие офицеры. С ними мы проводим занятия, лекции. Непременный элемент этой работы – выставки, которые мы здесь разворачиваем.
Новую выставку мы предполагаем посвятить творчеству художника Павла Рыженко: «Духовные вехи России».
Павел Рыженко скончался внезапно, и мы были, по сути, последними, с кем он встречался здесь, на Северном флоте. И потому предстоящая выставка его работ – своего рода дань памяти в эти дни трёхлетия с момента его безвременной кончины в июле 2014 года. Павел Владимирович был приглашён посетить наши края командованием флота – мы обратились с просьбой написать картину под названием «Девятый отсек», посвящённую трагедии АПЛ «Курск». Сюжет картины – центральный эпизод подвига моряков «Курска», момент, когда несколько ребят-подводников, уцелевших после взрыва, собрались в последнем отсеке лодки и пишут прощальные письма. Это происходит при свете единственного источника, лампочки аварийного освещения. Из плафончика этого фонаря была изготовлена лампада. Водолазы осенью 2000 года специально подняли этот плафон, он теперь светит, не угасая никогда. Эта неугасимая лампада «Курска» горит в Видяево, в храме на престоле. Мною была написана книга с таким названием: «Неугасимая лампада “Курска”», посвящённая духовным причинам той тяжёлой трагедии в Баренцевом море.
Павел загорелся этой идеей, приехал со своей выставкой картин в Североморск. Возникало очень важное чувство скорби о понесённых утратах, нашей тоски о той России, «которую мы потеряли», но которая очень нам нужна, потому что мы оттуда родом.
Мой адрес – не дом и не улица
– И откуда же мы? Из какого века?
– Увы, но уже из коммунистического века и из атеистического воспитания. И именно поэтому нам кровно необходимо переосмыслить свою историю, переработать её не только головой, но и сердцем. Я бы назвал этот важный духовный процесс – «возвращением на Родину».
И когда пришла весть о скоропостижной кончине Павла, мы были потрясены. Картина не состоялась, но идея осталась. А Павел провёл огромную работу: спускался в отсеки подлодок, делал зарисовки подводников… Он скончался в возрасте сорока трёх лет, и сейчас мы делаем памятную выставку с помощью его вдовы Анастасии. Выставка картин поедет по всем гарнизонам, домам офицеров, культурным центрам епархии, и везде мы будем говорить о великой истории нашей великой страны. И о том печальном юбилее, который проходит в этот год в России – столетии страшных потрясений, которые радикально изменили «генетический код» народа, вызвав синдром болезни «Ивана, родства не помнящего». И нет более важной задачи, чем исцелить душу нашего народа.
– По вашему мнению, возможно ли «возвращение на Родину»?
– Этот процесс абсолютно неизбежен. В противном случае не будет смысла в продолжении человеческой истории вообще. По моему глубокому убеждению, этим последним смыслом существования человеческой цивилизации наиболее выраженно обладает только Россия со своим православным духом, с нашей сохранившейся в сердцах ортодоксией. И в первую очередь с нашим сокровищем – Православной Церковью – той Церковью, которая во главу угла ставит сбережение веры, традиций, заветов, хранит неповреждённо именно то, от чего всеми силами отказывается весь «цивилизованный» мир. При этом само слово «цивилизованный» следует брать в кавычки, равно как и слово «прогресс», да и многие другие понятия на поверку оказываются лживыми, подложными. Вспомним в этой связи размышления академика Шафаревича, историка Данилевского о том, что гордым словом «прогресс» мы называем вовсе не прогресс, а регресс. Поскольку налицо постоянная, устойчивая тенденция деградации, примитивизации, обесценивания человеческой духовности, интеллекта, культуры. И все эти наши небывалые технические «достижения» создают некую иллюзию прогресса, а в действительности лишь усугубляют пустоту бытия, всё больше раздробляя целостность человеческой личности. Надежда «цивилизованного» мира, гордый «человек разумный» – homo sapiens – терпит поражение на всех фронтах, становясь всё более несчастным. И, кроме того, человек, отвергнувший Бога, не может считаться «разумным», с ним произошла страшная беда – он повредился головой. По словам апостола, люди, «называя себя мудрыми, обезумели».
– Тотальная подмена понятий: мир говорит фальшивыми словами, и мы подчас врём сами себе.
– Человек энергично примитивизируется и, боюсь, безвозвратно утрачивает фундаментальную природную мудрость, простоту и гармонию. То, что можно обозначить одним словом, – целомудрие. На сегодня противостоит этому «шествию разрушителя» единственная реальная и спасительная сила, которую Господь сберёг для нас по молитвам новомучеников, – Русская Православная Церковь. Человек, приходящий к вере, присоединяющийся к Церкви, получает особое чутьё к распознанию этой беды, в нём возникает сила сопротивления.
Я прочитал, как однажды император Александр II, когда ему предложили на подпись бумагу, в которой было упомянуто слово «прогресс», подчеркнул красным карандашом и написал: «Никогда больше в официальных бумагах это слово не употреблять!» То есть у него, как у помазанника Божия, возникло сразу какое-то отторжение – может быть, неосознанное до конца, но он запретил вообще употреблять это слово – «прогресс», видимо, чувствуя, что здесь сокрыта ложь. Можно с уверенностью сказать, что человеческая история будет продолжаться до тех пор, пока есть люди, которые не утратили такое чутьё, которые сопротивляются духовной деградации, то есть пока существует Православие.
Возвращение домой
либо жизнь в стране далече
– Владыка, согласитесь, даже в Православной Церкви России есть такие явления, которые никак не свидетельствуют о Христе, о верности Ему. Если даже наша Церковь подвергается страшным искушениям, то неужели есть надежда на то самое возвращение на Родину, о котором вы говорите?
– Во-первых, в самой Церкви нет изъяна и греха – она всегда «столп и утверждение истины». Все изъяны и грехи несут в себе люди, в той или иной степени, по своим немощам отступающие от этой истины. У нас лишь два пути – либо возрождение и «возвращение на Родину» – и продолжение в таком случае человеческой истории, либо завершение человеческой истории.
Мы имеем классический пример на все времена – история городов Содома и Гоморры. Этот пример – как обобщённая модель существования человечества в целом. Так было ещё во времена Авраама, но такой же закон продолжал действовать в течение всей человеческой истории, и тем более сейчас, «в последние времена для вас». Почему Господь уничтожил именно эти города? По толкованиям святых отцов, отличие духовного состояния упомянутых двух городов от иного ветхозаветного мира состояло в том, что их жители решили узаконить грех, придать ему статус нормы человеческой жизни. Так предполагалось нейтрализовать чувство стыда, заглушить голос совести, устранить спасительные для души нравственные страдания человека, переживающего совершённое им греховное деяние. В итоге этих богоборческих усилий жизнь человека в Содоме и Гоморре потеряла смысл, благодатная перспектива покаяния и нравственного роста души была уничтожена. В те давние времена Господь положил конец этому пустоцвету в истории человечества, «пролив дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19, 24).
Нечто подобное происходит сейчас на всей территории просвещённой Европы. Активно и открыто современное человечество, «истлевающее в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22), стремится узаконить грех. И те вопросы, которые задавал Авраам Богу: «Ради скольких праведников Ты помилуешь эти города?» – вновь встают перед нами. Мы помним, как Господь отвечал, уходя карать Содом и Гоморру, что помилует их и ради 50, и 40, и 30, и Авраам в своём отчаянном «торге» дошёл до десяти – даже ради десяти оставшихся праведников Господь хотел бы помиловать эти города. Однако даже и стольких не нашлось в том людском сообществе, наверняка гордо считавшем себя прогрессивным, цивилизованным и очень либеральным. Их развалины покрыты ныне Мёртвым морем.
Человечество всегда грешило, ибо грех соединился с человеческой природой. Но люди должны каяться, им должно быть стыдно, они должны мучиться от греха и сопротивляться ему. Ежели они окончательно встанут на путь нынешних западных цивилизаций, которые, можно сказать, напитались водами Мёртвого моря, перестав даже стыдиться греха, краснеть от стыда, то человеческая история подходит к своему завершению.
Скорбь святителя Игнатия
– Владыка, печальный опыт последнего времени свидетельствует, что количество людей с крестами – далеко не всегда непременное условие качества христиан и что несоответствие перехода количества в качество может аукнуться серьёзнейшими потрясениями как для отдельного человека, так и для всего народа…
– Ещё в XIX веке об этом скорбел святитель Игнатий (Брянчанинов), и говорил он не столько о бедном всё более запутывающемся западном мире, сколько о своём родном российском Отечестве. Тогда ещё на всю Россию сияла Оптина пустынь, иные великие духовные центры, они была отдушиной каждому, кто искренне желал услышать и прочувствовать свежесть и постоянную новизну учения Христа, злободневность Слова Божьего. Но, увы, всё завершилось тем, чем завершилось. У нас нет другого пути, ничего тут добавить или изменить мы не можем: мы идём тем путём, который открывает нам Господь. Что утешает и радует на этом пути, так это то молитвенное единство, которое мы ясно чувствуем с теми, кто жил до нас! Если мы с ними едины, ежели преподобный Трифон принимает нынешнее наше внутреннее духовное устройство, и оно ему по душе, то он во всём нам поможет, попечалуется пред Спасителем о наших делах-проблемах. Если мы и вправду достойны памяти наших великих предков, и в первую очередь наших новомучеников, если мы находимся с ними в подлинном духовном родстве, молитвенном единстве, то мы с ними – одна Церковь, которая живёт и напрямую беседует со Христом-Владыкой.
Для нас особая радость быть в одной Церкви с нашими Кольскими старцами, подвижниками XVI–XVII веков. Это великая честь, но чтобы обрести это единство, нужен серьёзный труд. Время подвижничества Кольских святых – это расцвет Северной Фиваиды, апогей молитвенного стояния Русской земли. Конечно же, эти наши великие молитвенники отзовутся, помогут нам преодолеть многие наши беды и искушения. Всё дело-то в нас, а не в них. Без подлинной молитвы всё превратится в какое-то обрядовое действо, в утренник с костюмами. Наша надежда не в том, что мы тут срочно сформируем отряд старцев, а в том, что Господь примет наши намерения. И что наши намерения чистые. Что в нас нет двойного дна. Что мы делаем то, что говорим, а чувствуем то, что декларируем, не обманывая себя и других. Делаем то, чем, к сожалению, уже не мог похвастаться российский народ к концу ХХ века. Говорили одно – чувствовали другое, декларировали одно – на самом деле было противоположное. Именно эта проблема лживости идеалов и подмена духовного фундамента развалила Российскую империю.
Не стройте карточный домик!
– Неужели ещё есть такие люди, которые вот так, как вы говорите, способны усвоить уроки истории?
– Могу сказать точно: есть. И слава Богу! Например, мы в очень добрых отношениях с предпринимателями с Урала, из Екатеринбурга. Они ещё во времена разорения флота взяли шефство над нашими несколькими атомными лодками. Оказывали и оказывают большую помощь экипажам кораблей, семьям, гарнизонам. Сейчас, например, строят храм в Гаджиево. Я был у них в гостях и весьма порадовался, поскольку увидел там тех самых российских промышленников, купцов, крепких хозяйственников, которыми была сильна Россия. Такие люди ясно свидетельствуют, что не надо «хоронить» Россию. И помощь Церкви для них – неотъемлемая часть бизнеса, жизни, мировоззрения. С их помощью строился Храм-на-Крови в Екатеринбурге, монастырский комплекс на Ганиной Яме и очень многое другое. Это те самые мужики, для которых «ударить по рукам» означало полную гарантию исполнения договоров.
Ведь главный вывод состоит в том, что причина произошедшей в 1917 году катастрофы состояла не в экономической и социальной сфере. В этом смысле ситуация была прекрасной. Вспомним слова нашего «замечательного друга» Уинстона Черчилля, который писал, что «Величественный корабль России затонул, когда до гавани оставалось не более полумили». Действительно, к 1917 году Россия представляла собою величественный, прекрасный корабль, который приближался к берегу, где его встречала восторженная толпа с цветами и оркестром, и все ожидали, что вот он сейчас пришвартуется и… вдруг на глазах изумлённых людей он взял и затонул. Таково было общее впечатление из Европы, которая видела, что Россия уже победила в войне, сохранила свой экономический и политический потенциал и готовилась получить заслуженные плоды этой победы…
Но, увы, все рухнуло. И надо сказать, что эту катастрофу сотворил вовсе не Ленин, выскочив в марте 1917-го из «пломбированного вагона», нет, эту беду сотворили мы с вами.
– Получается, это такой свое-образный «привет из прошлого» потомкам, столь падким на сладостное желание ненавидеть отчизну?
– Надо сказать, что то же самое произошло и с Советским Союзом. И это тоже страшная беда, поистине катастрофа. Вновь рухнула величайшая Держава мира. Мы потеряли колоссальные территории, величие и мощь мировой державы. И вновь причина не в экономической слабости. Мы имели лучшие армию и флот, прекрасную науку, культуру, здравоохранение, образование… Так в чём же дело? Только, и исключительно, в отсутствии истинной духовности. Лживость декларируемых советских идеологем стала очевидной. Жизнь лишилась духовного фундамента: вся мощь рассыпалась в прах, потому что общество долго пребывало в духовном прельщении иллюзорными идеями, и стратегия развития государства строилась на идеологических фантомах.
– «Аще не Господь созиждет град, всуе бде стрегий»?
– В том-то и дело. Сейчас мы поднимаемся с колен, вновь доказываем Западу и Востоку, что мы держава мирового уровня, и дай нам Бог ума помнить о тех самых словах псалмопевца: «Аще не Господь созиждет град…» при всех наших успехах, которые действительно имеются. Поэтому уповать на экономический рост, на мощь Воо-
ружённых сил, на повышение уровня жизни можно лишь тогда, когда есть надёжный духовный фундамент, ясная национальная идея и прямой путь, по сути, тот самый «смысл жизни». Наши предки выбрали нашу идею и путь ещё 1000 лет назад – это Путь Христианина.
Священник на войне
– Насчёт военной мощи нынешней России. Что можно было бы сказать в ответ тому английскому генералу, который, когда «Адмирал Кузнецов» проходил через Ла-Манш, с пренебрежительной улыбкой высказался о возможностях его пребывания в Средиземном море?
– Отряд боевых кораблей СФ пробыл в Средиземном море четыре месяца. Наши моряки показали высочайший уровень реального использования всех видов оружия. Но особое, отдельное слово о нашей корабельной авиации, которая никогда раньше не имела опыта боевого использования и при этом совершила просто невероятное. Вы представьте себе, что такое непрерывно летать с полной нагрузкой в течение четырёх месяцев днём и ночью. Но мы вышли в бой и показали такие результаты, которые свидетельствуют: выросло новое поколение замечательных лётчиков, мастеров высокого класса, героев, по сути дела. Конечно же, произошедшее было бы невозможным без очевидной Божьей помощи. Мы убедились, что Господь с новой Россией.
С этим соединением впервые в боевой обстановке на море пребывал наш священник, протоиерей Сергий Шерфетдинов из посёлка Видяево. Батюшка провёл там эти четыре месяца в постоянном контакте с ребятами, поддерживая их молитвой, благословляя на боевые вылеты. Эти молитвенные усилия привели к удивительному результату. У нас не было ни боевых потерь, ни потерь по вине личного состава. Были неизбежные при такой интенсивности использования техники потери – техника тоже устаёт. В этом смысле нет худа без добра – теперь имеется ценный материал для анализа причин аварий и недостатков, и военная промышленность должна будет потрудиться над их устранением. В общем, наша корабельная авиация показала себя блистательно: за время работы у берегов Сирии ребята только ночью сделали 1800 вылетов. Какое мастерство – ночью, в кромешной тьме, взлетать и садиться на крохотную палубу авианосца. Четыре месяца непрерывных полётов – какая это нагрузка и напряжение! Так что результат у наших ребят блестящий, и это не только моё мнение, но каждого, кто имеет отношение к Военно-морскому флоту. С нами Господь. К чести командования флота надо сказать, что именно от него исходила инициатива пригласить на борт крейсера священника.
– Не воспринималось ли присутствие священника как дань моде?
– Нисколько. Когда лётчики стали вникать в боевую ситуацию, а на войне это происходит очень быстро, то перед каждым полётом старались брать благословение. Откуда берётся наша подлинная сила? Это – вера и умение. Священники в Вооружённых силах будут востребованы всегда. Думаю, Господь милует Россию, и наказание безбожием XX века больше не обрушится на души Российского воинства. Армия и флот сейчас очевидным образом черпает новые возможности от этого взаимодействия с Церковью как в смысле воспитательной работы, так и общего духовного настроя военнослужащих.
– Пожелаете что-нибудь читателям «Русского Дома»?
– Будьте верными Христу! Помните, что нынешнее благополучие и мир – не наша заслуга, а дар, вымоленный нашими новомучениками, и при том лишь «на короткое время». От нас зависит судьба страны, будущее России. Мы наблюдаем, как принято говорить, очередную «положительную динамику» в экономике, в производстве, науке, крепнет армия и флот, мы не гнёмся под напором ненависти наших «заклятых друзей», но если мы не обретём свой подлинный духовный фундамент, то всё кончится плачевно. И вновь всё рухнет как карточный домик, столь же неожиданно и безповоротно, чему мы были свидетелями и сто лет назад, и тридцать. И в очередной раз Россия разрушит всё своё богатство «до основания», и никакого чаемого величия, державности мы не обретём. Поэтому нам необходимо сейчас сделать чрезвычайное усилие для возвращения к нашим историческим истокам, к нашей подлинной духовности. А подлинная духовность нашей тысячелетней истории – это Православие. В этой работе все мы должны быть христолюбивыми: и воинство, и власти, и все мы. Надо пожалеть друг друга, научиться прощать другу обиды, брать тяготы ближнего на себя. Общество наше всё ещё болеет, тяжёлые последствия страшной духовной пандемии XX века далеко не уврачеваны. Будем же заботливыми врачами друг ко другу.
Даже за одну спасённую душу Господь щедро вознаградит каждого.
Беседовал
Пётр Михайлович ДАВЫДОВ