Протоиерей Евгений Соколов - Забытая премудрость Божия

Архив: 

Хорошо помню фразу, которую часто повторяла мама: «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10). Я, тогда пятилетний мальчишка, пытаясь перевести эти слова на свой детский язык, решил, что для того, чтобы стать умным, нужно бояться Бога. 

Потом в житиях святых прочитал, что святые подвижники духовно возрастали и спасались постом, молитвой и страхом Божиим. И я подумал, что страх Божий – это, наверное, боязнь наказания за совершённые грехи.

Моя бабушка совсем по-другому раскрыла смысл слов «страх Господень». Она была любящим, но очень строгим воспитателем.  Помню её реакцию на первую мою тройку в школе: «За что ты меня наказал? Что я тебе плохого сделала? Неужели я заслужила подобное обращение?». И тогда до меня быстро дошло, что самая главная боль – это когда причиняешь боль другому человеку.

Страх Божий – это не боязнь наказания, а боязнь делать что-либо неугодное Богу, Который есть Любовь. Оглядываясь на нашу историю, можно увидеть, к каким страшным трагедиям приводило человечество отсутствие страха Божия, желание жить без воли Божией – изгнание из райского сада наших прародителей, всемирный потоп (когда волю Божию старались соблюдать всего восемь человек из всех живущих на земле людей, которые и остались живыми после трагедии), смешение языков при постройке Вавилонской башни, распятие Мессии. В нашей истории нужно вспомнить междоусобную резню русских князей, приведшую к монголо-татарскому игу, революцию 1917 года, когда люди нашей страны решили построить рай на земле без Бога. И чем всё закончилось? В учебниках по истории, где тщательно анализируются причины происшедших трагических событий, нигде не написано, что главной причиной нашей кровавой революции было нежелание жить по воле Божий, так как страха Божия не стало у народа, презревшего библейскую истину: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им».

В этом году мы отмечаем столетие нашей национальной трагедии. Просматривая многочисленные статьи, слушая различные дискуссии, хорошо осознаёшь, как далеко ушли мы в своём высокоумии, пытаясь найти истину и опять (в который раз!) без Бога. Воля Божия по-прежнему никого не интересует. Самое странное, что очень многие участники подобных исторических споров искренне считают себя верующими людьми. Казалось бы, классическая духовная аксиома: «Смысл бытия любого творения состоит в служении Творцу в рамках Его воли». О чём же верующим людям можно спорить? Ответ заключается, видимо, в том, что воли Божией никто не знает или не хочет знать. Иссякают наши духовные источники, нет прозорливых старцев, опытных духовников. И, не зная воли Божией, мы пытаемся найти выход из сложных духовных проблем современной жизни своим лишь умом и упованием на свои силы. Самое печальное во всём происходящем, что никто Божию волю понять и не пытается. Премудрость Божия нам не интересна.

Но есть особые случаи в происходящих событиях, когда воля Божия явно выражена. То, что происходит сегодня вокруг возвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора в Петербурге, вызывает просто оторопь! Храм – дом Божий. И строили его для того, чтобы люди могли в нём молиться, приобщаться к церковным Таинствам, славить Творца. Неужели не ясна в данном случае воля Божия? Неужели кто-то дерзнёт сказать, что для Творца безразлично, как проходит духовная жизнь в Его доме, в храме, Ему посвящённом?

Хорошо помню своё первое посещение Исаакиевского собора в далёком 1959 году. Вместе с бабушкой мы шли в группе экскурсантов, которую вела молодая женщина, интересно рассказывая о соборе. Помню, как мы подошли к центральному приделу, и экскурсовод сказала: «А теперь войдёмте в главный алтарь». Помню окаменевшее лицо бабушки и её резкий жест: «Стоять на месте! Не входить ни в коем случае». Вспоминаю этот случай как характерный эпизод отношения работников культуры к святыням.

Начало премудрости – страх Господень. Слова Святого Писания не вразумляют нынешних, часто считающих себя верующими людей от культуры. Опять с благими намерениями наперевес безстрашно попираем волю Божию. Так и хочется сказать им, жителям города трёх революций: «Право, может, хватит идти против рожна? Нет у вас страха Божия, но у нас он есть, хоть какие-то остатки сохранились. И страшно нам против воли Творца выступать, страшно делать неугодное Богу». Мы же на ваши дворцы, картины и прочие культурные ценности не претендуем. Кесарю – кесарево, но Богу-то Божье отдайте. Или нужно ждать, по поговорке «Пока гром не грянет…» некоего Петербуржского потопа, чтобы опять в себя прийти?

В очередной раз творение отказывается познавать, признавать и слушать волю Творца. Ясные и понятные слова Священного Писания попираются заумными философскими рассуждениями, а то и просто обычным хамством по отношению к Богу и Его Церкви. Что же, мы помним, что «Мир на волю дан», но при этом хорошо бы ещё не забывать о том, что «Бог поругаем не бывает».

Протоиерей Евгений Соколов