Андрей Кашкаров - Коля-кинщик

Архив: 

 

Когда приехал я в верховье некогда судоходной реки Вага, то стал записывать свои впечатления, из которых теперь можно составить небольшой рассказ о том, как в XXI веке живут русские люди на селе.

Верховажцы гостеприимны, откровенны, услужливы, легко знакомятся, щедры, любят посплетничать и вообще предпочитают рассеянный и просторный образ жизни. Такие наблюдения я вынес из пребывания на верховажской земле. Купил здесь дом, поставил баню и сарай, завёл скотинку и наблюдаю за жизнью местного населения.

Среди множества жителей в окружных деревнях есть натуры разные. Но мимо одного достойного человека пройти никак не можно.

Этот замечательный человек – Николай Михайлович Лысков – живёт сегодня с семьёй в деревне Киселево, что в Верховье, и каждый день радует земляков своей безотказной помощью и мудрым советом. Честность, доброта и порядочность снискали ему добрую славу земляков, а в своё время «пленили» его супругу Ангелину Павловну. Несколько лет назад она приказала долго жить.

Сам Николай Михайлович в будущем году разменяет восьмой десяток, 4 января он отметит свой 70-й день рождения. Четверо взрослых детей крепко стоят на ногах и радуют его своими успехами. Ежегодные ярмарки, из которых в Верховье особо славится Сметанинский Торжок (в конце июня) и Алексеевская ярмарка в Верховажье, украшают Лысковы своими блестящими талантами.

Николай Лысков всю жизнь трудился. До пенсии работал кинщиком – показывал по клубам кино. Был трактористом-механизатором, водил автобус. Жена Ангелина работала ветеринаром и сделала много добра односельчанам.

Не было случая, чтобы и Николай Михайлович отказал односельчанину в помощи. Заядлый охотник (безупречный стаж 30 лет) и опытный механизатор, Кинщик – большой хлебосол, гостеприимен, отзывчив, совсем не горд в обществе, щедр, ласков и чрезвычайно внимателен ко всем обращениям. Ни одну просьбу Николай Михайлович не оставил без ответа, уделяя человеку неотступное внимание. Как забить поросёнка, завялить мясо, закоптить рыбу, вывернуть и сохранить шкуру лесного зверя – это лишь малая толика полезных советов и непосредственных действий, которые осуществил для меня Николай.

Попасть в общество Николая Михайловича несложно, если только вы человек ответственный, образованный и из местных (именно в таком порядке я расположил бы приоритеты). Авторитетное мнение Лыскова в деревне уважают, и к нему прислушиваются. А если приняли тебя в «ближний круг», то станут приглашать уже повсюду, не заботясь (как иногда бывает в обособленных обществах мегаполисов) о том, «из каких он» и «что у него».

Жизнь в Киселево (относительно моего родного Санкт-Петербурга) отличается своим размеренным укладом и неспешным темпом. Всё ещё можно встретить и в Верховажье, и особливо в отдалённых лесных посёлках, где уклад деревни всё ещё крепок, людей, помогающих «за спасибо». Берущих за свой, не побоюсь этого слова, титанический труд коробку конфет для жены, при этом приговаривая: «Да не нужны мне твои деньги». Таков и Николай Лысков. Или, случается, скажет более красноречиво: «Да пошёл ты…» с неизменной улыбкой, показывая, что «не в обиду будет сказано». После таких слов возможны и песни до утра, и поцелуи «братья навек».

Старожилы (Николай Михайлович по праву носит это звание) во все времена непатриотично советовали молодым людям: уезжайте вы отсюда куда глаза глядят. Помыкавшись в родных местах, не многие современные молодые люди остаются на малой родине, они большей частью спешат проявить себя в районном, областном центре – Вологде, и далее – в Череповце, Москве, Петербурге, Архангельске, где открываются лучшие возможности по рабочим специальностям (в основном строительство), торговой (маркетинг) и даже по военной части. Многие так и делают, едут в промышленные центры, где работы много и, главное, средняя заработная плата велика. В Верховажье она на сегодняшний день чуть более 13 тысяч рублей в месяц. Не разживёшься. Поэтому количество народонаселения сокращается ежегодно. В своё время многие знакомые уехали, а Николай Михайлович посвятил своё время семье, землякам и деревне. И об этом не жалеет.

Я благодарен Лыскову за то, что он, «не петаясь» (не стараясь – ст. разговорн.), своим примером научил меня великой мудрости: чем проще жить – тем лучше.

Вот сейчас перечитал я здесь написанное и сократил половину. Потому как за хвалёные речи Коля мне спасибо не скажет, а ещё не раз, чую, пожурит, чтобы не выделывался. Дело в том, что в Киселево, да и вообще в Верховажье, словам верят в последнюю очередь, такова уж местная специфика, а потому лучше всего верят делам. А написал я о Николае Михайловиче Лыскове с тем, что о хорошем человеке людям знать надо.

Иначе что же в пример землякам будем ставить мы, вырастившие «пивное поколение»? Диктат денег? Или рекламное «имидж – ничто, жажда – всё»? Принцип «ты – мне, я – тебе»? Или чёрствость к чужой беде, зависть и двуличие, гордыню?..

Таких, как Лысков, почти не осталось. Давайте любить его, пока он с нами.

Андрей Петрович КАШКАРОВ
село Киселево, Верховажье