Александр Бобров - Празднику - злат Венец!

Архив: 

Детинушка – сажень косая,
Ну, словом, русский богатырь,
Шёл полем, в борозды бросая
Литые зёрна доброты…
 

Такой величественный образ собрата-песенника рисовал Виктор Боков, когда думал о судьбе русской песни. Она сегодня – печальна. А на Украине – просто трагична.

 В ноябре 2016 года – в месяце памяти Алексея Ивановича Фатьянова, который ушёл 40-летним в небесные и песенные просторы Родины, в объявленный Год кино никто в российском эфире не вспомнил, что исполнилось 60 лет замечательному советскому фильму Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». Напомнили нам об этом опосредованно – во всех новостных телепрограммах, когда в социальных сетях стало стремительно набирать популярность видео, на котором 83 юных студента а капелла исполнили на вокзале в Запорожье песню (музыка Бориса Мокроусова) из фильма «Весна на Заречной улице». Ту самую, фатьяновскую – «Когда весна придёт, не знаю». Пели ярко, широко, свободно и… по-русски! Зрители снимали флешмоб на телефоны. Кто-то плакал, кто-то злобно играл желваками. Но отважные девчонки и мальчишки не остановились до конца песни. Отклики – пронзительные!

Это послужило последней каплей, и в том же ноябре Верховная Рада проголосовала за первый законопроект, который устанавливал квоту украиноязычного продукта в теле- и радиоэфире. Сама норма вызвала возмущение у многих украинских артистов и медийщиков, которые посчитали, что это спровоцирует очередной раскол в украинском обществе. Но квоты начали действовать! Доля песен на государственном языке тогда должна была составлять не менее 35 % от общего времени звучания песен, распространяемых в течение суток, а также на протяжении временных промежутков: с 7:00 до 14:00 и с 15:00 до 22:00. То есть если раньше под норму подходили украинские артисты, которые пели на русском языке, то теперь они не считались.

 Ныне, в 2017-м, принят ещё более ужесточающий закон: уже 75 % эфирного продукта должно быть украиноязычным. Ну, трепаться-то на пародийном украинском можно сколько угодно, но где наберёшь столько песен и подлинных произведений литературы и культуры? Дошли до маразма: если можно, мол, титровать русские фильмы по кадру, то почему нельзя переводить гнусными голосами русскоязычные песни в радиоэфире прямо во время их звучания? Невыносимое издевательство! Несмотря на робкую критику европейского сообщества, самих исполнителей и медийщиков, закон заработал. Молодой журналист Андрей Любка назвал свою статейку в газете «День» – «Квота радости». Да, в стране, где есть квота на радость, но нет – на зло укронацизма и на дурость, просто не может быть вольного творчества!

Фатьяновский комитет и внучка поэта Анна Китина (Фатьянова) сумели добиться того, что президент России Владимир Путин подписал заблаговременно указ о «Праздновании 100-летия Алексея Фатьянова». 

Считаю, что в этом есть огромная заслуга «Русского Дома» – с 1993 года, со времени начала моего сотрудничества с программой и генеральным директором ТК «Московия» Александром Крутовым мы сделали семь полноценных программ о песнях Фатьянова и праздниках в Вязниках. Теперь предстоит огромная работа – поэтическая, издательская, организационная – от администрации Орловской области до Союза писателей России – по достойной встрече юбилея.

Бытовала в русском народе такая поговорка-славица, приведённая Владимиром Далем: «Празднику честному – злат венец, а хозяину – многая лета!». В городе Вязники Владимирской области 21–22 июля пройдёт 44-й праздник «На солнечной поляночке». У каждого праздника есть, конечно, и вдохновители, и организаторы, и спонсоры, без которых сегодня никуда. Но истинным хозяином этого праздника являются вязниковцы. Все, кто продолжает трудовые традиции царской ремесленной слободы, уездного мануфактурного городка, советского промышленного и культурного райцентра, кто защищал и воспевал нашу общую Родину. Последнее ярче всего удалось Алексею Фатьянову, о котором Ярослав Смеляков сказал, как припечатал: «Русской песни запевала и её мастеровой».

Бывшая Вязниковская слобода раскинулась по правому берегу Клязьмы на нескольких горах, которые называются здесь Венцами. На одном из них – Вечный огонь и Аллея Героев. Вязниковская земля относительно численности населения дала их больше, чем любой другой край России, – 26 Героев Советского Союза, а на подходе к Аллее Славы – бюст уроженца Вязников, дважды Героя, космонавта Валерия Кубасова – ещё недавно постоянного гостя праздника. На другом Венце находится городской парк и знаменитая теперь уж на всю страну Солнечная поляночка.

Я думаю над клязьминской водой
О городе, где мы бродили вместе:
Он был когда-то царской слободой,
Теперь он стал столицей русской песни,
Как высоко на всех его Венцах,
Как далеко просторы просветлели!
Фатьянов отзывается в сердцах,
Которые ещё не очерствели.

Александр Александрович 
БОБРОВ