«Говорят, монастырь – это образ рая на земле. Какой же он, рай? Там красота и любовь. И лев лежит рядом с ягнёнком. Идеальный монастырь утопает в цветах, и животные, нашедшие здесь приют, не обделены добрым словом, лаской и пропитанием»,
– слова одной из насельниц Богородично-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятине (Калужская область) очень точно характеризуют тот маленький кусочек земного рая, где подвизаются барятинские сёстры.
Проблема бездомных животных за последние годы достигла катастрофического размаха в нашей стране. В монастырях кошки и собаки находили приют во все времена, обретая там мало-мальские похлёбку, ласку и милость. Однако сегодня масштаб наплыва в монашеские обители осиротевших и просто безжалостно выкинутых на улицу или подкинутых животных ужасает. И проблема эта в первую очередь связана с оскудением в людях доброты, любви и милосердия. А зачастую и с элементарным непониманием, что есть хорошо, а что плохо, то есть грешно.
Люди часто забывают, что кошки и собаки – это именно ДОМАШНИЕ животные, им требуется уход и забота, без которых они обречены на мучительное существование или (не знаешь, что хуже) лютую смерть от голода, под колёсами автомобиля.
Для многих монастырей сегодня стала характерной такая «картинка»: к обители подъезжает автобус с богомольцами, выходят люди и выносят иногда целые коробки с котятами или щенками и выпускают их на территорию монастыря – в надежде, что их тут же разберут другие паломники (которые, в свою очередь, скорее всего, тоже привезли в монастырь своего «кота в мешке»). Получается замкнутый круг: животных не становится меньше, наоборот, их столько, что многих из них ждёт неминуемая смерть от болезней, голода и холода.
Прихожанка Серафимо-Дивеевского монастыря Е., известная в Дивееве спасительница кошек, призналась, что видела столько зла по отношению к животным, что боится потерять веру в людей, – так мало осталось в них доброты…
Благодаря «добрым» людям, регулярно подкидывающим в монастыри и взрослых кошек, и крохотных котят (часто больных, истощённых), семейство кошачьих стало неотъемлемой частью монастырской жизни в Барятине.
Для содержания кошек монахини приспособили нежилые, но тёплые помещения – «кошатники». Волонтёры привезли клетки, помогли кормом, лекарствами. Но всё равно людей и усилий катастрофически не хватает. И кошачий конвейер в Барятине рискует стать безконечным… Правда, в последние годы, благодаря группе в соцсетях «Кошки Барятинского монастыря», кошкам стали помогать. Ветеринарные клиники делают скидки на стерилизацию и прививки, приезжают «кошколюбы», дарят клетки и домики, привозят корм, помогают пристраивать котят.
Кошки в Барятине повсюду: на улице и в кельях, в цветниках, на пнях и деревьях. Кроме того, монахини рисуют их на пасхальных яйцах, кружках, тарелках, картинках, открытках, лепят из керамики. Сувениры раздариваются гостям и друзьям обители, продаются в монастырской лавке.
Кошки нынче в моде, но больше в качестве симпатичных игрушек. Пристроить сирот к любящим хозяевам очень непросто. Даже породистых плохо берут, а уж тем паче шансы инвалида, слепого, без ушка, лапки, практически равны нулю.
– Кошки – это наш крест, – вздыхает настоятельница монастыря игумения Феофила (Лепешинская). – Люди теперь «гуманные», котят жалеют, не топят, а в монастырь подбросить, часто вместе с кошкой-матерью, за грех не считают. Дачники с началом сезона берут кошек, чтоб избавиться от мышей, а осенью оставляют их умирать голодной смертью. Вот кошки и находят дорожку к нам. В монастыре столько кошек не потому, что мы их сильно любим, просто деваться некуда, не будем же мы их грузить в мешок и вывозить в лес. Я как-то писала в одной из статей (игумения Феофила – автор нескольких книг; окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. – Прим. авт.), что любовь одна: человек либо обладает этим даром, либо нет. А бывает и так, что любовь к кошкам преображается порой в любовь к Богу. Мы знаем случаи, когда гости нашего монастыря приняли крещение, начали молиться, посещать храм. Даже из Англии к нам приезжал человек по имени Джеймс, который, пока не набрёл в интернете на нас, считал, что в России преобладает жестокое отношение к животным. Так вот Джеймс (кстати, большой почитатель преподобномученицы Елисаветы Феодоровны) пробежал марафон в Лондоне, чтобы собрать деньги на наших кошек.
– Почему-то считается, что любить надо людей, а не животных, – замечает «старшая по кошкам» монахиня С. – Но они дарят столько радости! И какие, в отличие от многих homo sapiens, благодарные. Через общение с кошкой человек нередко дорастает до любви к ближнему. Не надо бояться подбирать животных на улице, бездомных, брошенных, «забытых» хозяевами на обочинах. Конечно, они некрасивые, с тусклой шерстью, больными глазами, но ласка и любовь творят чудеса, трясущиеся комочки превращаются в красавцев с царственной осанкой, достойных потомков своего прародителя – льва.
У Барятинской обители есть сайт в интернете – активный, с интересным наполнением, где публикуются статьи на самые разные темы (http://www.feofila.ru). Здесь можно почитать и о кошках, которые, случается, и в рай прокладывают дорожку.
Христина Евгеньевна ПОЛЯКОВА
Банковские реквизиты:
Калужское отделение № 8608
ПАО Сбербанк г. Калуга.
Получатель: Богородично-Рождественская девичья пустынь.
ИНН 4004008713, КПП 400401001,
р/с 40703810622200100092.
Банк получателя:
Калужское отделение № 8608 ПАО Сбербанк
г. Калуга, к/с: 30101810100000000612,
БИК 042908612, ОКПО 44375623, ОКОНХ 98700.
Назначение платежа: «Пожертвование на уставную
деятельность монастыря».