Галина Лебедина - У каждого народа есть своя Румия

Архив: 

 

История людей, о которых я хочу рассказать, из разряда «обыкновенных чудес». 

 

Елена, верующий человек, профессиональный музыкант, вышла замуж за человека в прямом смысле неверующего. Я знала его с начала их брака и была свидетельницей на их свадьбе. Часто мы с подругой вооружались против немыслимых аргументов и фактов «неверующего человека», её мужа. Очень скоро у них родились погодками три дочери. Елена водила детей в храм, где она вместе с ними молилась о муже.

И однажды случилось так, что знакомый священник благословил их всей семьёй поехать на север. Лена хотела было отказаться, в то время они испытывали некоторые материальные трудности. Но священник, он же руководитель проекта «Общее дело» в Благотворительном фонде содействия возрождению храмов Отечества Алексей Яковлев, рекомендовал им не откладывать поездку, дал денег, на которые они приобрели иконы, орудия труда и бензин для машины. Вместе со своими друзьями Ольгой и её дочкой школьницей Златой, заехав перед поездкой к преподобному Сергию Радонежскому, они устремились на двух машинах в Вологодский край.

Любитель активного отдыха с палатками, Дмитрий, муж Лены, был рад подышать свежим воздухом, поплавать в речке, полюбоваться красотами природы северного края.

В первый день, когда они приехали в деревню Фефёлово, их поразила красота этого скромного уголка России: облака отражались, как в зеркале, в чистой воде неглубокой местной речки. Луга, заросшие сочной зеленью, дороги, по которым можно было ходить босиком. Вокруг дома с покосившимися глазницами окон, упавшие, словно склонившиеся в поклоне заборы. А в заросшем высокой травой и бурьяном святом месте они увидели старинную дореволюционную часовню, которая в прямом смысле стояла на камнях. Окна часовни были забиты досками. Внутри – горы мусора. В советское время в часовне находился склад зерна. В безпорядке на полу валялись трухлявые телогрейки и мешки.

Рядом с часовней они и поставили две палатки. Дети вместе с родителями приступили к работе. Сначала из храма вынесли мешки мусора. Каждое утро девочки старательно наводили порядок, очищали, мыли пол, стирали надписи со стен. Повесили полочки, поставили иконы. Дмитрий выкосил траву вокруг заброшенной часовни.

И вдруг к этому забытому всеми храму потянулись местные жители. Пригласили батюшку из соседнего села, отслужили водосвятный молебен. И часовенка в честь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня стала неузнаваема.

Четыре девочки, Анастасия, Екатерина, София и их подруга Злата, никогда не забудут тихую песню кузнечиков, чистую воду в реке, разговоры у костра и невидимую благодать.

– Мне понравилось готовить на костре еду. Однажды утром, когда все ещё спали, я вылезла из палатки и увидела летящего сокола. А когда мы купались в речке, то я ловила руками рыб, но потом отпускала.
– Мы трудились и отдыхали, познакомились с удивительными людьми, многому научились.
– А главное – мы поняли, что любовь – это чувство деятельное, если любишь, то делай, оберегай, трудись.
– Большие дела могут делать и маленькие люди!
– Это так просто. Убрать мусор, навести порядок, выкосить траву, чтобы не гнили нижние венцы, стереть надписи со стен, повесить иконы.
– Впервые за несколько десятилетий помолиться…
– А главное, наша часовня будет жить! Наш приезд помог местным жителям задуматься о состоянии святыни, построенной руками их прадедов. Они хотят продолжить то, что мы начали.
– Местные жители – удивительные, открытые, доброжелательные, гостеприимные, очень трудолюбивые, приветливые люди. Они нам давали всё, о чём мы просили, и что даже не просили – косы, грабли, приносили дрова, рыбу, овощи, ягоды. Они провожали нас как родных, хотя вначале отнеслись с некоторым недоверием.
Благодатное прикосновение к Животворящим Древам Креста Господня не осталось незаметным для Дмитрия: через год он крестился. Пришёл в храм просто поговорить со священником, а отец Николай его спросил:
– Хочешь сегодня покреститься? Сегодня же 14 августа, день празднования Изнесения Честных Древ Креста Господня.
Именно так называлась часовенка, которую они восстанавливали.
А ещё через год местные жители прислали весточку о том, что в часовенке возобновились службы.

«Часовенку мы теперь посещаем вместе с соседями по даче, приезжал трактор, весь мусор вывезли. Валера договаривается с предпринимателем насчёт горбыля, если получится, то постараемся подремонтировать часовенку. Приезжайте к нам на следующий год. Будем вас ждать!»

Восстановление и строительство храмов – это особая миссия. Нередко церкви строились всем миром, соборно. Воздвигались они по обету, за спасение от болезни, в благодарность за победу над врагом. Это было общим делом – делом народа.

Однажды в одной передаче рассказывалось о горе в Сербии, называется гора Румия – гора покаяния. В середине века турки разрушили церковь, стоявшую на вершине горы. Сербы считали, что произошло это за грехи народа, и верили, что каждый должен покаяться и принести на вершину горы камень. Верили, что, когда камней станет достаточно, Господь спустит церковь с неба. И так случилось. В 2005 году с неба на вертолёте была доставлена церковь, но люди не прекращают носить на вершину горы камни, за себя и за своих любимых людей.

Мне непременно захотелось, набрав камней, подняться на эту святую гору, покаяться за себя и своих близких. Решила ждать отпуска и, накопив денег, поехать в Черногорию. А пока зашла перед работой в храм и увидела, как женщина подавала 100 рублей «на кирпичики». Храм этот стоит у метро «Ломоносовская» в Петербурге, на месте кладбища и взорванной в 1966 году церкви Преображения. Храм маленький, временный. Начались уже работы по восстановлению исторического храма. Когда-то давно мы с крёстной мечтали построить храм у нас в деревне, на даче, под Гатчиной. Не вдвоём конечно, а совместно с нашими родственниками.

И, глядя на женщину, вкладывающую свой маленький капитал «за душу» своих родных, я подумала, что храм целиком в покаяние нам не удастся построить, но хотя бы малую часть внести мы можем. Это и будет наша Румия, наша гора – покаяния. Пусть и не на горе, а на пустыре и бывшем кладбище. А ведь Господь преобразился на горе Фавор. И храм Преображенский пусть место видимо – равнинное, но невидимо – возвышенное. Невидимая гора.

У каждого народа есть своя Румия. И в каждом селе есть часовенка, которая сможет стать покаянием. А если мы не сможем подражать детям, то даже маленький покаянный кирпичик, принесённый с любовью за наших близких и нас самих, может преобразиться в целую гору покаяния. Главное, что любовь сильнее смерти. А Господь говорит нам о том, что любовь покрывает множество грехов.

Галина Евгеньевна 
ЛЕБЕДИНА