11 июня – Неделя Всех святьых
Сегодня первое воскресенье после Пятидесятницы. Первый праздник – Всех святых, прославленных и никому не известных. Вся Церковь свята. Кто не свят, тот вне Церкви. Все святы святостью одного единого Святого – Господа нашего Иисуса Христа.
В Евангелии праздника Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И далее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34–35).
Господь говорит о том разделении, которым совершается наше исповедание веры. Христос разделяет всех больше, чем кто-либо другой. Что это значит? Это значит, что когда мы узнаём Христа, то становимся либо на Его сторону, либо против Него. Господь посылает Своих учеников с проповедью мира. Но Он говорит, что пришёл принести на землю не мир, но меч. Этими словами Христос предупреждает о гонении на Церковь, которое было всегда, и о разделении, неизбежно открывающемся вследствие этого среди людей.
Когда Бог стоит перед нами в лице Господа Иисуса Христа, речь идёт не просто о каком-то учении, исполненном самой высокой нравственности и самой глубокой мудрости. Речь идёт о Господе Иисусе Христе, о Богочеловеке. Мы не можем принять какую-то часть этого учения, а другую часть отвергнуть. Мы либо принимаем всецело эту Личность, либо отвергаем Её. И когда мы стоим перед Христом, всегда решаются самые главные вопросы нашей жизни: вечная жизнь или вечная смерть.
Почему люди изгоняют Бога из своей жизни? Потому что путь, который предлагает Христос, кажется им слишком требовательным. Христос, отдавая нам всего Себя в Своей всецелой любви, хочет, чтобы мы тоже отдали Ему самих себя до конца. Поэтому святые – это те, кто исполнил заповедь о любви к Богу всей своей жизнью.
Время, в котором мы живём, отличается масштабами зла, которые превосходят всё, что когда-либо было. Можно уже сказать: надо быть не меньше чем святым, чтобы среди самой гущи греха сохранить сегодня верность Богу. Если у нас не будет благодати Божией, мы не устоим среди того страшного зла, которое нас окружает. Всё сегодня сопротивляется Евангелию, правде и высшей истине.
Единственное противоядие против нынешнего распада – благодать Божия, о которой мы всегда должны молиться лично, чтобы каждому из нас Господь даровал хотя бы каплю этой благодати. Чтобы мы обрели мужество и решимость безкомпромиссно противостоять злу. А когда наступит самое худшее, мы должны быть готовы решительно порвать с растленным окружением – вот этот меч, о котором говорит сегодня Христос.
Когда такой момент наступил в жизни ветхозаветного Лота, только тогда он исполнился готовности навсегда оставить свой город (Быт. 19). А его жена – оттого что она не была готова к полному разрыву с грехом и оглядывалась на жизнь в этом городе, – погибла. Но и сам Лот медлил, у него не хватало полной решимости оставить город. И тогда небесные вестники взяли его за руку и вывели оттуда. Это значит, что наступают времена, когда само небо выталкивает из греховного пламени тех, кто хочет спасти свою душу. Конечно, насильно никого не потащишь. Но когда, несмотря на все свои колебания, человек идёт к Богу, то святые приходят ему на помощь. Грешники становятся святыми только благодаря решительному разрыву со злом и грехом в себе и в окружающем растленном мире.
Наступило время, когда недостаточно, чтобы кто-то противостоял сегодняшнему растлению, а остальные с интересом взирали, чем всё это закончится. Вся Церковь призвана к адекватному восприятию того, что происходит в сегодняшнее апокалиптическое время, когда мы противостоим уже не атеизму, а сатанизму. Сам сатана выходит к нам с открытым лицом, и не видеть этого зла – значит ничего не различать в духовной жизни.
Сладость Духа Святого зовёт нас сегодня услышать: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в безчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1 Кор. 4, 10–11). Только когда у нас есть такое глубокое покаяние в грехе, что оно исключает до конца всякий грех, можем мы приобщаться Телу и Крови Христовой – как Божественной жизни, с которой мы реально соединяемся.
Малейшая нераскаянность в каком-то грехе, говорит святой Иоанн Златоуст, и ты навеки погиб, потому что Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Все святые призывают нас сегодня к такому покаянию. Чтобы увидеть Христа как великое разделение между Царством Небесным и царствами мира сего. Между Церковью и миром. Между спасающимися и погибающими.
Время Вавилона, жизнь по смешанным ценностям – неизбежное, только внешнее и только по имени существование Православия. Это смешение с миром, лежащим во зле, – самое опасное, что может быть для наших душ. Поэтому мы призываемся к радости участвовать в последней схватке света и тьмы. Чем страшнее тьма, тем больший свет, тем большую благодать даёт подвизающимся Господь.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ