7 июня 1872 года, 145 лет назад, родилась императрица Александра Фёдоровна Романова
Будущая российская императрица родилась 7 июня 1872 года в Дармштадте на юго-западе Германии в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и английской принцессы Алисы. Она была шестым ребёнком. В семье девочку звали Аликс, а за весёлый, добрый нрав называли «солнышком». Мать Аликс умерла от дифтерии, ухаживая за больными детьми, когда девочке было всего шесть лет. И с этого времени она стала смотреть на происходящее серьёзно, рано познав всю хрупкость земного существования.
Впервые Аликс увидела будущего супруга – цесаревича Николая Александровича – в 1884 году, на свадьбе старшей сестры Эллы (великой княгини Елизаветы Фёдоровны). Но чтобы стать женой правящего монарха России, принцессе необходимо было принять православное вероисповедание, отказавшись от лютеранства. Ей нелегко было это сделать, и внутренние духовные поиски истины заняли у неё годы. Принцесса Алиса прибыла в Россию за несколько дней до кончины императора Александра III. Чин присоединения её к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Всей душой, глубоко и искренно приняла Александра Фёдоровна Православие. Она говорила: «Твоя страна будет моей страной, твой народ – моим народом и твой Бог – моим Богом» (Руфь 1, 16).
Царь и Царица были счастливы и как супруги, и как родители. Они жили по Божиему замыслу, очень бережно относились друг к другу. Старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они его возделывали. Царица Александра писала: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения...»; «Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нём никогда не может быть отчуждения»; «Дом – это место тепла и нежности».
Воспитанием и образованием своих детей императрица занималась лично. Государыня утверждала, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Святой чете это удалось – они вырастили прекрасных детей. О глубоком единении сестёр царевен говорит такой трогательный факт: они подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имён – ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия).
Вечера в царской семье заполнялись музыкой, беседами, рукоделием и чтением. Если император мог присоединиться, то он читал детям вслух, отдавая предпочтение истории, русской литературе, поэзии или евангельским текстам. В такие вечера дети впитывали ту духовную любовь, которая помогла семье сплотиться во всех трудностях и в дальнейшем взойти на Голгофу всем вместе.
В царской семье всё было удивительно естественно и гармонично, Александра Фёдоровна была замечательной супругой и матерью. Один близкий им человек писал: «Они вели скромную жизнь, были просты в обращении и не придавали значения своему положению; у них не было и намёка на высокомерие».
Существенной частью воспитания были игры и занятия спортом на открытом воздухе в парке, окружавшем дворец в Царском Селе. Одну-две недели в году проводили на «Штандарте», царской яхте. Позднее были танцы, теннис, прогулки верхом.
Александра Фёдоровна приучила детей вести дневник и писать письма. Таким образом они должны были учиться связно излагать свои мысли и впечатления. Любимой темой для разговоров с дочерьми были молитва и различные выражения отношения человека к Богу. Показательно даже то, как называла государыня своих детей в письмах: Цесаревич был и Агунюшкой, и Беби, и Солнышком. Вызывает трепет то чуткое проявление сопереживания и самоотверженности, оказанное детьми во время болезни любимой матери. Из писем царицы: «Беби был мил, когда я ему вчера сказала, что у него к завтраку будут блины, которые он любит. Он сказал: “Как, когда у тебя боли, ты заказываешь мне блины? Я нарочно не буду их есть. Не надо”». Когда государыня была больна, то царевны неотлучно дежурили при ней по очереди, так что мать в такие дни не оставалась одна.
Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Чуткая и отзывчивая на чужое горе, она при малейшей возможности посещала больных, а если не могла это сделать, писала утешительные письма, посылала любимые книги и цветы. Она выделяла деньги на нужды благотворительности, урезая собственные расходы. Александра Фёдоровна учреждала работные дома, школы для сиделок, ортопедические клиники, дома материнства, школы народного искусства, дома для рабочих, приюты, госпитали, осуществляла поддержку семей тех, кто сражался на полях брани.
Одна из наиболее ярких страниц в истории благотворительности, оказываемой государыней, – благотворительные базары. Особое внимание было обращено на борьбу с туберкулёзом, и средства, вырученные с базаров, шли на лечение больных. Каждый год устраивался народный Туберкулёзный день. Проводили его очень широко, по всей стране. В Петербурге он получил название Дня белого цветка и первый раз был устроен в 1911 году. День белого цветка вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не менее четырёх раз в год.
Когда началась Первая мировая война, Александра Фёдоровна поступила так, как подсказало ей христианское сердце: стала сестрой милосердия. Царица вместе с дочерями Ольгой и Татьяной ежедневно по многу часов проводили в госпиталях – случай в истории уникальный. Они ухаживали за ранеными, сидели возле умирающих, доставляя страдальцам утешение. Государыня и Татьяна работали также и хирургическими сёстрами. Несложно представить себе их мужество, выдержку и огромную христианскую любовь. Помощь врачам при безчисленных ампутациях конечностей раненых требовала, помимо умения, действительно великих нравственных сил.
После свержения государя Николая II с престола в 1917 году Александра Фёдоровна явилась для своего супруга и для всей семьи твёрдой духовной опорой и поддержкой в тяжёлых испытаниях. Позже, находясь в ссылке, предчувствуя скорую казнь, государыня в письме к Анне Вырубовой подводила итоги своей жизни: «…чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребёнка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на чёрную неблагодарность Государю, которая разрывает моё сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».
Как истинная мать своего народа, государыня не покинула Россию, хотя имела такую возможность. Она осталась вместе со своим венценосным супругом и детьми, чтобы разделить все тяготы вместе со своей страной, которую они горячо любили. Царица писала из тобольской ссылки: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России… как хочется с любимым больным человеком всё разделить… так и с Родиной».
Привыкшая делать людям добро, царица и в ссылке старалась не упустить ни малейшей возможности сделать это. Больная, изнемогшая от испытаний, Александра Фёдоровна в преддверии Рождества Христова для своих тюремщиков сделала ёлку, трапезу и подарила каждому по Евангелию с закладками, которые сама изготовила и разрисовала.
Государыня жила принципом, что «только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь». Великий духоносный старец Николай Гурьянов говорил: «Царица была великая молитвенница, и её прошения Господь слышал и благословлял. Своей молитвой императрица спасала очень многих, вымаливала от смерти…Она чувствовала чужую боль... Императрица была самой великой русской царицей».
Для всех государыня Александра Фёдоровна находила место в своём любящем сердце: для мужа она была любимой и верной помощницей и опорой в жизни; для детей – заботливой матерью; для страдающих, раненых, скорбящих – утешительницей и сестрой милосердия; для России – царицей и матерью народа.
Царица Александра – образец женственности, чистоты, супруги и матери. К ней обращаются за помощью в замужестве, в родах, в воспитании детей, во всех женских скорбях и нуждах.
Ты – Жертвенность – родным, далёким –
Мать Милосердия, Любви.
В глазах, как небо, синеоких –
Лучи божественной зари…
Тебя в беде лишь позови!..
Сияньем сердца озаришь…
Святая царица-мученица Александра Фёдоровна, моли Бога о нас!
Ксения Валерьевна МАСЛЕЕВА