К 80-летию протоиерея Валериана Кречетова
Встречи с о. Валерианом Кречетовым всегда удивительны, они дают духовную поддержку, лечат от уныния, наполняют смыслом наше существование. Как мудрый духовник, он, опираясь на учение Святой Церкви и собственный глубокий духовный опыт, помогает людям нащупать главное, выкарабкаться из болота греха, страсти, да и просто подскажет, как быть в той или иной жизненной ситуации.
….Ажиотаж начался уже у входа в Дом кино на Васильевской, афиши которого говорили о предстоящей презентации документального фильма об о. Валериане «Любовь не ищет своего…» и о присутствии самого батюшки на этом вечере. Люди готовы были стоять в проходах, сидеть на ступеньках и ловить каждое его слово через открытые двери, даже находясь в фойе.
Родился батюшка 14 апреля 1937 года в самый разгар репрессий. Его бабушка по отцу, Мария Арсеньевна Морозова, происходила из старообрядческого купеческого рода Морозовых. Была очень верующим человеком, образцом жены, матери и христианки. С отцом, Михаилом Кречетовым, они обвенчались на поселении после тюрьмы – это был подвиг, т. к. он был политическим заключённым, «врагом народа». Позже мать добилась реабилитации отца, дошла до Сталина.
В Соловецком лагере отец сидел вместе с епископом Феодосием (Ганицким), в 2006 году прославленным РПЦ в лике святых как священноисповедник. Как-то на вопрос отца, как поступить, владыка посоветовал положиться на волю Божию. «Я положился». – «А чего ко мне пришёл? В лучших руках дело».
Началась война, мама осталась одна с тремя детьми. Письмо, написанное на фронт, в котором она говорила о том, что будет ждать мужа любым («где бы ты ни был, что бы с тобой ни было, хоть без рук, без ног, я тебя разыщу и привезу тебя»), отец, как молитву охраняющую, носил в кармане всю войну.
О войне и послевоенных годах своего детства о. Валериан вспоминает до сих пор: «Иногда сейчас можно услышать: “Есть нечего”. Да вы не знаете, что такое “есть нечего”. Вам не хочется просто есть, а “есть нечего” – это вообще нет ничего, что можно съесть. Вот это – не дай Бог».
Воспитанный в духе любви к Богу, маленький Валерий начал прислуживать в церкви с шести лет. Шёл 43-й год, война. Пел и читал, причём читать начал одновременно и по-русски, и по-церковнославянски. «Я припадал к иконе Матери Божией и просил у Неё только одного: Матерь Божия, сподоби меня служить Сыну Твоему и Богу моему. Об этом никто не знал, это была моя детская молитва, – старец едва сдерживает слёзы, произнося эти слова. – Ну вот, как видите, служу».
Кречетовы не были ни пионерами, ни комсомольцами, однако в характеристике после 10-го класса у Валерия было написано: пользуется уважением и любовью одноклассников.
Если человек всё время думает о служении Богу, то всё остальное обязательно будет на своих местах. О. Валериан приводит слова духовника афонского монастыря Филофея о. Иоанна: «Когда мы идём к свету, за нами идёт наша тень. Тень – это всё земное. Иди к свету и всё земное будет дано тебе, как твоя тень. Если же ты отвернёшься и погонишься за тенью – за земным, то и от света уйдёшь, но и тени не догонишь».
«Мой отец, который стал священником в 54 года, мне всегда говорил: “Священническое служение – это служение, а профессия у тебя просто должна быть, мало ли что придётся в жизни делать. Многие апостолы были рыбаками, каждый имел какую-то профессию”». Как-то отец сказал, что тот, кто собирается быть священником, должен быть готовым к тюрьме. «Я готовился. Бог пока миловал».
В начале своего служения о. Валериан не знал, какой путь выбрать – семейный или монашеский. Спросил совета у о. Кирилла (Павлова). Тот сказал: «Молись – Господь тебе укажет». В тот же день он познакомился со своей будущей супругой. О трудностях семейной жизни о. Валериан, с присущим ему удивительным чувством юмора, рассказывает: «Я прожил со своей тёщей 35 лет. Кто живёт с тёщей, знает, какой это важный момент. Я получил столько – никакая академия столько не даст. Школа смирения – я был человек очень гордый, строптивый. А Господь сказал: строптивым на пути посылаются стропотные. Моя тёща, Царство ей Небесное (духовная дочь о. Сергия Мечёва, очень много рассказывала о нём), была человеком твёрдой воли. Но я хорошо помнил завет моей матери: «Валюшка, молчи. Старшим не смей отвечать». И выполняя её завет, я просто как сыр в масле катался. И любому это советую. Среди двоих кто первый уступит, тот и прав».
Бог дал о. Валериану пять сыновей, две дочери и пока что 35 внуков. Огромный опыт. Однажды звонит ему молодая мама – что делать, батюшка, ребёнок плачет. Ребёнку 9 месяцев – зубки режутся, самое время. Это болезненно, а сделать ничего нельзя, только терпеть. «Очень важный медицинский момент, – говорит о. Валериан, – когда болезнь не лечится, её нужно терпеть. Так же, как и ближнего своего: если ничего не получается – терпи. Это закон. Кстати, очень полезный».
Следующие полушутливые размышления батюшки мне хотелось бы привести почти дословно, настолько они актуальны и поучительны: «Человек рождается и сразу начинает есть. Зубов у него ещё нет, а он ест. Появляются зубы – он ест. Потом зубы начинают выпадать, а человек продолжает есть. Могут вывалиться все зубы, а человек всё равно ест. То есть получается, что ест он всё время, от рождения до кончины. А зубы у него не всё время. Значит, их основное назначение не для этого – есть он может и без зубов. А вот когда начинают вылезать зубы? Перед тем, как человек начинает говорить. Так вот для чего они нужны – чтобы держать язык за зубами! А если они язык не держат, тогда для чего они нужны? Первые причины выпадения зубов – это то, что они плохо держат язык. А как дорого зуб отремонтировать! Теперь я понял: молчание – золото. И это не шутка. К примеру, если рот открываешь с тёщей или со свекровью, так потом приходится с ними разъезжаться. А это дорого. Молчишь, и дешевле всё обходится».
Батюшке много приходится ездить: «Я очень много нахожу поучительного. Как курочка клюет по зёрнышку, так везде можно найти духовную пользу. Вот, к примеру, притча. Поссорились два друга, один другого ударил. Тот, кого ударили, написал на песке: “Сегодня друг ударил меня”. Через некоторое время тот, кого ударили, стал тонуть. Друг, забыв про ссору, бросился и спас его. Тогда спасённый высек на камне: «Сегодня мой друг спас мне жизнь». Обиду нужно писать на песке, чтобы её развеяло, а добро высекать на камне. Если тебе кто-то сделал добро – запомни это, а когда ты сделал добро – забудь это».
«Самое главное – это спасение души. Его можно достичь только очищением от грехов. А грехи прощает Господь. А прощает Он тому, кто других прощает: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Чем больше простишь, тем больше тебе простится. Поэтому надо радоваться, когда тебя кто-то оскорбляет, – есть возможность его простить. Кто нас корит, тот добром дарит. Духовным добром».
О. Валериан продолжает: «Сейчас такое время – все руководят. На вакансию инженера – 9 человек, а на руководителя – 300. Кто не умеет делать, тот учит, как нужно делать. А кто не умеет учить, тот учит, как нужно учить. Старайтесь так жить, как Бог даст. Радуйтесь жизни. Когда человек живёт, он не должен особенно думать, как на него смотрят, как о нём думают. Господь всё управит».
Батюшка уже около часа стоит на сцене, не садится – привык говорить стоя. «Правда, – сетует, – возраст никуда уже не денешь. Ни продать его, ни подарить. Нет такого бартера и денег, чтобы вернуть утраченную прыть, – улыбается о. Валериан. – Я это уже проверил на себе. Но возраст – это то, что относится к телу, но не к душе. Когда человек живёт с Богом, для него не только возраста нет, для него и времени-то нет. Бог вне времени и пространства. Сущность всего нашего бытия в двух основах. Это Богоявление и Богослужение. Бог явил Себя в Своём творении, а творение должно служить своему Творцу. То есть от нас – Богослужение. Очень важно сохранение благодати, благоговения – к храму, к богослужению, к престолу, вообще к святыне. Преемственность для священника особенно важна».
«Мы выросли не только в атмосфере богослужения, – отмечает батюшка. – Очень важен быт. Когда мы собирались, то пели и русские песни, и, конечно же, духовные песнопения. Псалмы они называются, стихотворения духовного содержания, переложенные на музыку. Такой пласт, а мы его сейчас не знаем совершенно».
Вместе с внучкой Лизой, которая аккомпанировала ему на рояле, о. Валериан спел духовный стих о преподобном Серафиме.
После беседы с батюшкой был просмотр нового документального фильма о нём. Красивые съёмки знаменательных для батюшки мест – Акулово, Покровская церковь, припорошённая кристально белым снегом, красивая природа, виды с высоты птичьего полёта. Звучит классическая музыка – Вивальди, Бах, церковные песнопения. Много добрых слов звучит с экрана в адрес батюшки от прихожан, детей, внуков:
«Батюшка всегда служит очень благоговейно, его душа пребывает в службе».
«Он себе не принадлежит. Он здесь всё. Он отец-настоятель, он держит традицию».
«Благодарю Бога, что он дал мне родиться у моих родителей. И братья мои незлобливые, направлены с любовью к людям. Этому нас родители научили – доверять и любить людей. Распространяй вокруг себя любовь, и ты почувствуешь, как эта любовь будет касаться тебя, возвращаться к тебе».
Наставления самого о. Валериана, воспоминания:
«Как-то выпил я водки напёрсток, приехал батюшку (о. Иоанна Крестьянкина) причащать, всё приготовил. О. Иоанн выходит, говорит, я не буду причащаться, мне нельзя, я водки напился». Я всё понял: «Батюшка, простите, это я сделал». Батюшка причастился, но мне был урок на всю жизнь».
«Никто ничего не сможет сделать, если это не попустит Господь. Произведения человеческие – это жалкая копия того, что сотворил Бог».
«Неоценимое качество России в том, что она выживает в любых условиях. Несмотря на санкции».
«Что нельзя отнять? Мастерство, умение. Но этому надо учиться. Чем больше человек знает, тем более он независим и может помочь другим».
А закончить рассказ о вечере мне хотелось бы следующими словами о. Валериана: «То, что называют любовью, это некое подобие. Греки над этим задумались, поэтому у них три названия любви: эрос, филео и агапе. Стра´стная, дружеская и жертвенная. Любовь не может жить в себе, она должна на кого-то изливаться. Человек несчастен, если у него самого нет любви. Не от того, что его никто не любит, а от того, что он сам никого не любит. Как сказал св. Иустин Попович: «Любовь к человеку без любви Божией – есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – есть самообман».
Любовь не ищет своего и никогда не перестаёт…
Анна Алексеевна АНДРЕЕВА