У Дмитрия Сергеевича Парфентьева, живущего в своём доме на тихой улочке в центре Можайска, есть хобби. Он – мастер по работе с деревом.
Ходить по этому двору можно часами. Тем более с таким экскурсоводом, как Дмитрий Сергеевич. Всяк вошедшего сюда сразу встречает строй разнообразных скульптур, каждая из которых может обозначать конкретного сказочного персонажа, а может быть просто плодом фантазии мастера. В стройном ряду – кот в сапогах и кот Баюн, медведь с рогатиной, русалка, Баба-яга, русский богатырь, Иванушка-дурачок с царевной и даже старик со старухой с берега того самого синего моря, где вводилась золотая рыбка... Впрочем, всех сразу и не перечислить.
Часто скульптуры располагаются весьма символично. Вот, например, у забора какой-то небольшой огороженный участок (а это ведь не только двор, здесь ещё и огород, и хозяйство). На оградке деревянная мордочка поросёнка, или, как назвал его Дмитрий Сергеевич, Хрюна. Оказывается, за оградкой – место для перегнивания травы. Так что охранник у силосного отделения усадьбы весьма подходящий.
Затем на заборе – маски, также изображающие различных персонажей. А за ними самая «настоящая» избушка на курьих ножках, которую стерегут изваяния богатыря и гренадера 1812 года. А потом снова множество скульптур. И не важно, кто с кем соседствует. В общей мозаике Дед Мороз вполне прилично смотрится рядом с балериной, а скульптура Иисуса Христа рядом с охотником. Есть даже инопланетянин. На вопрос, где он взял его образ, Парфентьев не без юмора ответил: «По телевизору видел». Ещё один воин-гренадер, его автор заботливо осматривает и замечает: «Облупился уже. Надо мундир ему покрасить». Кстати, окружающая среда, пусть постепенно, но нещадно действует на скульптуры из дерева, постоянно находящиеся на улице. Поэтому время от времени приходится их «подлатывать».
Часть резных работ на досках сделаны не хозяином, а его учениками. Ведь Дмитрий Сергеевич работал учителем труда в средней школе №1 г. Можайска. А впервые взял резец в руки сразу после службы армии. Сам мастер объясняет внезапную тягу к работе с деревом тем, что многие из его предков были плотниками: «Люблю дерево, и всё». Большое влияние на него оказал старший брат Борис, который начал заниматься резьбой первым: «На него глядя, учился. Ложки, помню, с ним вырезали. Он меня многому научил».
Начал Дмитрий Сергеевич с плоскорельефной резьбы, делал полочки, украшал их. Постепенно мастерство росло, появлялись более сложные работы – те же маски. Потом дошло дело и до скульптур. Но это было пока ещё хобби, которое время от времени прерывалось. Например, когда Парфентьев работал в училище учителем истории, то заниматься этим было просто некогда. Зато когда стал учителем труда, всё стало возвращаться на круги своя. Это была середина 90-х годов прошлого века. Ребят надо было чем-то занять – резьба по дереву подходящий и полезный вариант. Конечно, многое наработано в те годы, но в основном вся экспозиция двора создана не так давно: «Шесть лет, как вышел на пенсию. Появилось больше досуга. Много времени занимают огород, хозяйство, домашние хлопоты, а вот зимой вырезаю».
Дмитрий Сергеевич признаётся, что темы для работ черпает в основном из русских народных сказок, иногда – из Евангелия и жития святых. Но даже известным героям и персонажам старается добавить свою неповторимую изюминку. Основной рабочий инструмент – резцы и стамески. Предпочитает мастер в работе липу, которую он называет «сахарным деревом» за мягкую податливость в работе. Дерево для работ мастер достает по-разному. Что-то знакомые приносят, что-то находит сам, а когда увидит, что в городе идёт опиловка деревьев, то подбирает на месте работ. Коммунальщики препятствий не чинят – им даже лучше: меньше по времени вывозить мусор. А для Парфентьева определённые срезы – это не мусор, а материал для работы.
Ощущение музея под открытым небом не покидает здесь ни на секунду. Малые скульптурные формы не то что «на каждом углу» – они буквально везде, куда падает взгляд. Но о творчестве Дмитрия Сергеевича мало кто знает даже в самом Можайске, хотя он уже выставлял свои работы в художественной галерее в Торговых рядах, в Доме художника на Коммунистической, много работ в салоне-магазине «Коробейники». Два года назад был награждён Благодарственным письмом главы города Можайска.
Кстати, мэра Василия Овчинникова Дмитрий Парфентьев знает очень хорошо, они вместе росли на одной улице Можайска – в районе железной дороги. Дружат-то давно, но вот этого музея под открытым небом Василий Михайлович ещё не видел, что и было исправлено в этот день. Глава города был поражён мастерством и количеством скульптур и предложил выставлять работы на городских выставках и праздничных мероприятиях. Обещал помочь и с доставкой дерева с места опиловки. В честь встречи Василий Михайлович и Дмитрий Сергеевич сфотографировались рядом со скульптурой Николы Можайского. И такая есть в «арсенале» мастера, коренного можайца.
Кирилл Александрович СОКОЛОВ
г. Можайск
Фото автора