Станислав Минаков - «Стремитесь к небу, где вам жить вечно»

Архив: 

 

21 июня 1882 года, 135 лет назад, почил митрополит Московский Макарий (Булгаков)

 

В Белгороде возле здания духовной семинарии с 2005 года стоит бронзовый памятник уроженцу Святого Белогорья митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Владыка сидит в кресле (автор монумента – заслуженный художник России белгородец Анатолий Шишков), с небольшим наклоном вперёд, ко граду и миру, ко всякому идущему…

Просветитель оставил нам до сих пор непревзойдённый и весьма востребованный и ныне 13-томный труд «История Русской Церкви», а также «Введение в православное догматическое богословие» и другие сочинения.

Недавно мы отмечали 200-летие со дня рождения владыки, которое исполнилось в октябре прошлого года. Говоря о юбилее великого земляка, губернатор Белгородской области Евгений Савченко утверждает: «Мы слышим сквозь века голос святителя Макария, который призывает нас к любви, внутреннему преображению, призывает жить друг с другом в доброжелательных отношениях, постоянно любить и созидать… Масштаб этой личности нам предстоит ещё до конца осознать и познать. В его исторических и духовных трудах – ответы на вопросы сегодняшней жизни, ответы на сегодняшние вызовы времени».

Значительным юбилейным памятником стало осуществлённое Макариевским духовным центром издание трёхтомника «Материалы к жизнеописанию митрополита Макария (Булгакова)», в основу которого положен историко-биографический очерк уроженца Курской губернии, выпускника и профессора Киевской духовной академии, протоиерея киевского Андреевского собора Феодора Титова «Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский». За этот труд в 1897 году исследователь получил полную Макариевскую премию.

Следует вспомнить, «откуда есть пошла» знаменитая Макариевская премия. Ещё в начале своей научно-литературной деятельности владыка стал откладывать сбережения от продажи своих сочинений. И когда собралась значительная сумма в 120 тысяч рублей, он завещал эти средства в распоряжение Академии наук, Синода и духовных академий, чтобы на проценты учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний. Макариевские премии возобновлены спустя восемьдесят лет, с 1997 года, и присуждаются в пяти номинациях: «История Православной Церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

Небезынтересен и такой факт: вместе с Михаилом Булгаковым принимал монашеский постриг 15 февраля 1841 года его соученик по академии Георгий Говоров, будущий святитель Феофан Затворник. А ректором в КДА тогда был архимандрит Иннокентий (Борисов), через полторы сотни лет канонизированный в лике святых.

Все труды митрополита Макария отличает чуткая, вдохновенная, воистину святительская работа с русским словом. Вот пример. 7 июня 1859 года, вступая на кафедру Харьковскую и Ахтырскую, в кафедральном соборе Харькова преосвященный Макарий вышел к пастве с обращением: «Вся наша земная жизнь есть собственно период воспитания нашего для вечной жизни… стремитесь к небу, где вам жить вечно, стремитесь и мыслями, и желаниями, и действиями; заботьтесь здесь более всего о том, чтобы, по переходе туда, явиться вам достойными гражданами горняго Иерусалима: горняя мудрствуйте, а не земная. <…> Христианство, по своему составу и существу, имеет целию возстановить нас в первобытное состояние, сделать нас истинными людьми, возвести нас от земли на небо, дать нам полную возможность достигать нашего высшаго назначения».

8 сентября 1868 года преосвященный Макарий в последний раз совершит литургию в харьковском Покровском монастыре. А потом отправится на Московскую кафедру. Там он скажет удивительные слова, которые следует расценивать как аванс грядущим поколениям, увы, подвергнувшимся изрядным помрачениям: «Я вижу в России, и особенно в сердце её Москве, такой неистощимый родник благочестия, что его, без сомнения, на многие века хватит не только для внутренней жизни России, но и для просвещения языческих народов».

Перечислим некоторые труды владыки: «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира», «Взгляд на историю Русской Церкви до нашествия татар», «Введение в православное догматическое богословие», «История русского раскола старообрядчества». Последним печатным трудом митрополита Макария стал трактат «Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов» (1882). Как заметил биограф, неожиданная кончина владыки «остановила дальнейшие его заботы по сближению старообрядцев с Православной Церковью».

Станислав Александрович 
МИНАКОВ