Павел Скворцов - Страна души

Архив: 

Православный священник, его алтарник, бизнесмен и я, литератор по роду деятельности, – вчетвером на автомобиле путешествуем по Абхазии – стране души, как её называют сами абхазы.

Сейчас ещё не сезон, но скоро многочисленные абхазские курорты заполнятся отдыхающими. Явственно ощущается сдержанный, неспешный ритм жизни в абхазских городах и сёлах. Повсеместно видны следы войны с Грузией 1992–1993 годов, не такой уж и давней, в результате которой Абхазия обрела свою независимость. Следы воистину впечатляющие: пустующие сельские дома; обгоревшие остовы принадлежащих пансионатам многоэтажных построек; изувеченные осколками гранат стены городских зданий; разбитые военной техникой периферийные дороги. О том, с какой решимостью и самоотверженностью абхазы добывали свою победу, по обочинам дорог рассказывают памятные таблички: на них сведения о военных действиях и имена героев. Попадаются и предупреждения об опасности отклонения от того или иного маршрута: не все ещё горные тропы разминированы.

Во время пресловутого референдума Абхазия не поддержала Грузию, пожелавшую выйти из состава Советского Союза, и остаётся верной тем дружественным взаимоотношениям с Россией, что складывались веками. Хотя прежде чем въехать в Абхазию, мы и прошли таможенный досмотр и паспортный контроль, – всё, как положено при пересечении установленной государственной границы, – тем не менее у нас нет ощущения, что мы здесь чужие. Вывески и указатели, попадающиеся на пути, – на русском языке. К кому бы мы ни обратились – общаются с нами по-русски. И денежной единицей на территории Абхазии остаётся рубль.

Ужинаем как-то в одной из столовых возле трассы. Обсуждаем абхазскую кухню. Она простая, без каких-либо изысков: супы, кукурузная каша, мясо, запечённая рыба, жареные или засоленные овощи, аджика, чача, однако что ни закажешь, – всё приготовлено на совесть.

И в Гудауте, и в Новом Афоне, и в Сухуме, и в Лыхны мы заглядываем и на местные рынки. «Если вы любите аджику не очень острую, купите её не у меня, а вон в той палатке», – предупредительно говорит мне продавщица специй. Удивительно!

С каждым новым поворотом на пути Абхазии всё больше убеждаемся в том, что главное её богатство – это её история, которая неразрывно Божиим промыслом переплетена с историей христианства.

В житиях апостолов повествуется, что святой апостол Симон был одним из четырёх сыновей святого Иосифа Обручника от первого брака, а значит, сводным братом Иисуса Христа. Он проявил себя ревностным последователем Спасителя, за что и получил прозвище Ревнитель (по-арамейски «Кананит», а по-гречески, как называл его апостол Лука, который писал на греческом языке, – «Зилот»). Это в его доме во время его свадьбы произошло событие, о котором повествуется в Евангелии от Иоанна, а именно: Иисус претворил воду в вино.

Симон Кананит, согласно выпавшему на его долю жребию, проповедовал Благую Весть в Сирии, Египте, Ливии, Мавритании. Потом, исполняя послушание, возложенное на него Богородицей, отправился в Иверию. Некоторое время спутниками его были апостолы Матфей (от Семидесяти) и Андрей Первозванный. Обогнув Чёрное море, апостолы разошлись каждый на своё служение. Матфей направился в горы Сванетии (Осетии), Андрей – в Тавриду (Крым), Симон – к так называемой Иверской горе (на которой позднее будет явлен образ Богородицы). В ущелье рядом с ней, где течёт река Псыртзхи, он избрал пещеру и поселился в ней.

Молитвами и евангельскими проповедями он искоренил в Иверии жестокие языческие обычаи: приношение в жертву языческим богам младенцев и людоедство. Научил местных жителей разводить сады и возделывать огороды. Прикосновением руки исцелял страждущих. Год от года всё больше народа приходило к нему принимать Святое Крещение.

Прослышав о деяниях Симона Кананита, грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий) послал в Иверию своих воинов, которые предали апостола мученической смерти через отсечение головы. Ученики похоронили Симона недалеко от места его казни.

Мы неспешно идём вдоль реки Псыртзхи. Вот храм Симона Кананита, воздвигнутый в IX веке над его могилой. На месте казни апостола мы видим краснеющие камни, впитавшие в себя излившуюся его кровь. А вот камень, с которого Симон проповедовал. На нём зримый отпечаток апостольской ступни. По каменистой, неровной тропе поднимаемся к пещере – жилищу апостола. Она похожа на часовню в скале.

Великое святое прошлое и современная жизнь соприкасаются в Абхазии на каждом шагу, иногда – контрастно, иногда – выявляя глубинные закономерности бытия.

К северу от Сухума в глубоком ущелье некогда располагался город Каманы. Здесь совершил свои подвиги святой Василиск, здесь отошёл ко Господу Вселенский учитель свт. Иоанн Златоуст, в окрестностях Каман произошло третье обретение Главы Иоанна Крестителя.

Василиск и два его брата, Евтропий и Клеоник, были племянниками святого Феодора Тирона и приняли мученические венцы во время гонений, воздвигнутых на христиан императором Максимианом Галерием. Василиск был воином и совсем юным. Для устрашения юноши и Евтропия, и Клеоника распяли прямо на его глазах, а самого его сослали в Каманы и там заточили в темницу. Императорский наместник Агриппа призвал его к себе и потребовал принести жертву языческим богам. Когда Василиска ввели в капище, огненный столп обрушился с неба и сжёг капище вместе с идолами. Тогда Агриппа повелел отсечь святому голову.

Местные христиане выкупили мощи Василиска и погребли их в горах.
Мы восходим на небольшое плато над источником. Слева в каменной ограде – могила святого Василиска. Справа – храм в его честь. Кстати, возведён храм нашим современником туляком в благодарность Василиску за то, что исцелил его дочь.

Каманы. На месте древнего города стоит монастырь Иоанна Златоуста.

За обличение распутства, царившего при дворе императора Аркадия, архиепископ Иоанн в марте 404 года был отправлен из Константинополя в ссылку в Армению, а зимой 406 года, несмотря на тяжёлое недомогание, ещё дальше – в Питиунт (Пицунду). Путь пролегал через Каманы. 13 сентября 407 года Иоанн молился на могиле святого Василиска, и тот явился ему с утешительными словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». На следующий день, причастившись Христовых Тайн в Каманском храме, святитель почил. Последними его словами были «Слава Богу за всё!»
В 437 году патриарх Прокл перенёс святые мощи своего наставника Иоанна из Каман в Константинополь.

Каменная гробница, в которой первоначально Иоанн Златоуст был похоронен, хранится в Каманском монастыре. Склонившись и прошептав «Слава Богу за всё!» – мы отваживаемся коснуться её только губами.

В Каманское ущелье во время иконоборческих гонений благочестивые монахи перенесли из Емессы и здесь спрятали Святую Главу Иоанна Крестителя. Когда ересь иконоборчества пала, патриарху Константинопольскому Игнатию в видении было указано место нахождения Главы Иоанна. Около 850 года специальное посольство, направленное императором Михаилом Третьим в Каманы, обрело Главу и перенесло её в Константинополь.

Перед пещеркой, в которой хранилась святыня, мы замираем. На стене – отпечаток Головы Новозаветного Пророка! Невозможно оторвать взгляда – столь притягателен этот Нерукотворный образ Иоанна Крестителя, проступающий на камне. Мы прикладываемся к нему, как к иконе.

Пути христианства никогда не были лёгкими, каковыми они, наверное, останутся до последних дней. Этому научает нас, как показательный пример, история Ново-Афонского монастыря.

Во второй половине XIX века в Абхазию, точнее – в места, связанные с подвигами апостола Симона Кананита, прибыли несколько монахов с Афона и обратились к императору Александру Третьему с предложением организовать здесь монастырь. Высочайшее разрешение было получено. Более того – царская семья приняла самое деятельное участие в строительстве новой обители. Причём Великий князь Михаил на многие годы стал ктитором при этом строительстве. Так, по соседству с Иверской горой, где была явлена икона Божией Матери, рядом с кельей и могилой апостола Симона Кананита возник Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь с несколькими храмами, братскими корпусами, больницей и гостиницей. К монастырю подвели железную дорогу, для его нужд были построены электростанция, несколько разнопрофильных заводов и морская пристань. В короткие сроки он превратился в самый крупный, хорошо обеспеченный оплот Православия на юге Российской империи.

После революции 1917 года монастырь закрыли. Заботами Патриарха Алексия Второго он было начал возрождаться, но в 2007 году в нём обосновались раскольники, провозгласившие себя независимой от Православных Патриархий митрополией. 

Мы входим в Ново-Афонский монастырь, как в музей. Православные люди в его стенах не принимают участия в службах, не исповедуются и не причащаются. Красавец монастырь из-за самочиния новой братии безблагодатен. Так сказать, «живой труп». Мы продолжаем путешествие, глубоко сожалея о его участи.

Нельзя не упомянуть, что для Абхазской Православной Церкви последние два с лишним десятилетия выдались необычайно напряжёнными.

Так сложилось, что духовенство Абхазии составляли представители разных национальностей: греки, грузины, русские. В начале 90-х годов XX века появились первые священники абхазы: священник Захария Шакая (настоятель Ткварчельской церкви в честь иконы «Скоропослушницы») и священник Виссарион Аплиаа (настоятель храма Симона Кананита в Новом Афоне).

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось всего четыре священника, среди них – священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутском храме. В конце 1993 года эти священнослужители избрали иерея Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума. На территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей. С открытием в 2002 году духовного училища абхазское духовенство стало пополняться молодыми священнослужителями. Возобновлено богослужение на абхазском языке. Литургии в Абхазии совершаются на антиминсах, освящённых в Русской Православной Церкви.
Мы ещё не покинули Абхазии, а уже хочется снова побывать в этом уголке мира.

Павел Валерьевич 
Скворцов