5 мая 1817 года, 200 лет назад, родился Василий Александрович Кокорев
Если о золотоносных рудниках Костромского края ходят только легенды, то люди – самобытные, уникальные, с неповторимой судьбой – даже через столетия несут свою энергию предпринимательского таланта, разумного авантюризма, природного дарования и сердечной доброты. Именно таким самородком, появившимся в Солигаличском уезде Костромской области, был Василий Александрович Кокорев.
Василий Александрович Кокорев родился 23 апреля (5 мая н. с.) 1817 года в городе Солигаличе. В 19 лет Василий Кокорев совместно со своими дядьями становится совладельцем семейного бизнеса – небольшой солеварни.
Пытливым умом он понимал, что пятисотлетняя история солеварения в Соли Галичской может продолжиться в истории солигаличских минеральных вод. Убедившись в том, что новые соляные скважины дают раствор, экономически невыгодный для выпаривания соли, Кокорев приспособил эти скважины для медицинских целей, открыв в городе водолечебницу, существующую и поныне. Химический анализ Солигаличской минеральной воды проводил специально прибывший по просьбе Кокорева врач и химик Александр Бородин, более известный нам сегодня как талантливый композитор, автор оперы “Князь Игорь”. Тот как раз только что получил степень доктора медицины и целое лето провёл в Солигаличе, анализируя местную воду, наблюдая за лечебными процедурами и не забывая при этом сводить с ума игрой на рояле местных дам и девиц. Отметим, что водолечебница в Солигаличе существует и по сей день. Называется она «Санаторий им. А.П. Бородина», а отдыхающие говорят: «Бородино».
Однако в 1839 году из-за поспешного введения правительством в обращение серебряного рубля огромное количество малых и средних купцов разорилось. Решающим сокрушительным ударом по фамильной солеварне Кокорева стала и отмена ввозной пошлины на соль. Тогда юный Кокорев, не получивший даже приличного образования, отправляется в Петербург, надеясь только на свою смекалку по части извлечения прибыли.
Его становление связано с винными откупами, здесь же Кокорев заработал своё первое состояние. В свои 33 года Василий Кокорев становится одним из самых богатых купцов Российской империи, реформатором откупной системы. В его управление входили 23 откупа: Москва, Петербург, Бессарабия от Оренбурга до Рязани, от Перми до Брянска, а также Кавказ и Новороссия. Государству и самому Кокореву они приносили существенную прибыль. Современники нарекли Василия Кокорева винным гением.
В 1857 году в Суруханах в 17 км от Баку он создаёт завод для извлечения из нефти осветительного масла за четыре года до открытия нефти в Пенсильвании. Первый в мире нефтеперерабатывающий завод производит фотонафтиль (керосин). Наладить производство помогал сам Дмитрий Менделеев. За три с половиной недели Дмитрий Иванович провёл целую серию опытных перегонок, результатом которых стала разработка новой технологии очистки фотонафтиля. Масло Кокорев назвал «фотонафтиль», однако люди стали называть его «керосин». А предприниматель Кокорев вновь становится первооткрывателем теперь уже российского нефтяного дела.
Кроме того, Василий Кокорев был крупнейшим пайщиком нефтеналивной флотилии «Кавказ и Меркурий» Волжско-Каспийского пароходства. Транспортировка нефти заставила его заняться железнодорожным строительством Волго-Донской и Уральской горнозаводской железной дороги. В его управление входили многие предприятия и акционерные общества – «Бакинское нефтяное общество», «Сельский хозяин» и много других предприятий. Он также стал первым медиамагнатом в России: ему принадлежало Северное телеграфное агентство. Он был собственником и «Северного страхового общества» для защиты частных предпринимателей.
Велика роль Кокорева в банковском учредительстве России. При его участии в конце 1860-х годов был основан Московский купеческий банк. Он стал учредителем Волжско-Камского банка с 20 филиалами, которые были национально направлены на провинциальные капиталы и удовлетворяли торгово-промышленные нужды всей Российской империи. Всей своей русской душой любя российский сельский быт, Василий Кокорев создал и музей-хранилище изделий русского народного искусства. А в 1860 году в специально отстроенном здании в Трёхсвятительском переулке на Покровке открылась первая частная публичная художественная галерея. За двадцать лет до Третьяковской галереи в ней были выставлены полотна русских художников – Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Александра Боголюбова, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Фёдора Матвеева, Михаила Лебедева, Сильвестра Щедрина, Дмитрия Левицкого, Василия Боровиковского, Фёдора Алексеева, Василия Худякова, Михаила Клодта, Константина Трутовского, Георгия Мясоедова и многих других талантливых живописцев. А в 1884 году в Тверской области появилась дача-приют для русских художников. О ней Василий Кокорев пишет в своей рукописи: «Из 30 академистов и 2 воспитанников Московского училища живописи, зодчества и ваяния в течение трёх лет никто не был болен, и все эти лица, вступая в конце мая в приют с увядшим цветом лица, оставляли его к 1 сентября с выражением оживления и здоровья. Общая сложность веса ежегодно увеличивалась до 11,5 фунтов, а в отдельных личностях это увеличение доходило до 19 фунтов… Вышневолоцкая местность представляется самою удобною для устройства летнего безплатного пребывания в каникулярное время той учащейся молодёжи, которой медицинская опытность даёт совет ехать в деревню, а материальное положение не позволяет исполнить этого благодетельного совета».
Сам не получивший должного образования, Кокорев охотно помогал учиться другим – платил стипендии.
Москве Василий Кокорев подарил парк и Русскую избу – деревянную, с резными наличниками по проекту Никитина в Погодинском саду. Историк К.А. Скальковский свидетельствует: «В момент своего богатства Кокорев играл и роль мецената. Ему, строго говоря, обязан своим возникновением так называемый русский стиль в архитектуре, существенно отличающийся от русского стиля, сочинённого немцем Тоном по повелению императора Николая I».
Наконец, он построил в Москве общественно-культурный центр и обширнейший гостинично-складской комплекс «Кокоревское подворье». На Софийской набережной было возведено настоящее архитектурное чудо. Комплекс, в который было вложено 2,5 миллиона рублей, был новшеством не только для тогдашней Москвы, но и для Европы, поскольку предвосхитил появление «гранд-отелей». Подворье быстро приобрело большую известность: центр города, прекрасный вид, удобства, хороший ресторан привлекали постояльцев. В гостинице останавливались П.И. Чайковский, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, а также писатели Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк, художники Крамской и Поленов. Кокоревское подворье простояло более 100 лет и в данный момент находится на реставрации.
Русский купец и промышленник Василий Кокорев более всего прославился как общественный деятель и публицист. Он необыкновенно остро чувствовал народный характер и нужды России. Его книга «Экономические провалы по воспоминаниям с 1837 года», наделавшая в императорской России много шума, актуальна и сегодня. Читая наблюдения и мысли, высказанные автором, забываешь, что они относятся к далёкому от нас времени. Чего стоит его вопрос, звучащий как манифест: «Почему?»
«Почему бы не вводить освещение городов газом вместо чуть-чуть теперь мигающих масляных фонарей?»
«Почему не арендовать степи, втуне пропадающие у казны или у частных лиц, для разведения скотоводства, с употреблением в дело той травы, которую теперь иссушает даром солнечный жар?»
«Придавая особенное значение примерам усовершенствованного хозяйства, как наглядно доказывающим крестьянам пользу улучшенных способов ведения его, мы полагаем, что хозяйство сельского духовенства следует возвести на счёт правительства, на высшую степень совершенства, дабы это хозяйство изображало светящиеся точки сельского благоустройства, сообщающие народной массе свет полезных знаний. Затрата эта была бы вполне производительна и повела бы к усовершенствованию способов добывания из земли большого количества произведений посредством улучшения почвы и употребления других приёмов и орудий для обработки земли».
Сам Василий Александрович, даже обзаведясь миллионами, своё народное происхождение никогда не скрывал. А на одном из аукционов приобрёл большой золотой лапоть и установил его в кабинете прямо на письменном столе. Своим друзьям Василий Александрович объяснял, что этот лапоть – он сам: был ведь когда-то лапоть-лаптем, да из низов выбился в знатные люди. А его так и называли – Золотой лапоть России.
Не скрывал Кокорев и всеобъемлющей любви к своей стране и народу, который обязательно должен быть свободным. Обладая прирождённым ораторским искусством, об этом он говорил и в народе, и на устраиваемых им банкетах. Больше всего его прославила историческая речь, произнесённая им на рождественском банкете 27 декабря 1857 года. Выступление Василия Александровича касалось позорного крепостного права. Эта кокоревская речь долго ходила в списках. Есть воспоминания, что, когда вышел манифест об отмене крепостного права, некоторые крестьяне посчитали, что освободил их не император Александр II, а Кокорев с друзьями – купцами Алексеевыми, Солдатёнковым, которые просто выкупили крестьян у царя и дворян.
Остаться незамеченной такая народная популярность купца не могла и вызвала «монарший гнев». Власти пробовали прижать Кокорева к ногтю, величали «осиным гнездом», в 1863 году отняли все откупы. Но солигаличский самородок и здесь нашёл выход. Своё красноречие, помноженное на недюжинный ум, он изливал в литературных трудах, в которых рассказывал об экономических ошибках правительства и способах их решения.
Его жизнь оборвал сердечный приступ 22 апреля (4 мая н. с.) 1889 года. Вместо прощальных речей над могилой зачитали отрывки из книги Кокорева, одного из самых успешных, умных и деловых людей России. Один из них звучит как завещание потомкам:
«Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильственными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу. Всепреданнейший Василий Кокорев».
Василий Александрович Митрофанов
Лилия Викторовна Цыганкова-Степанова