Оксана Шашуто, супруга настоятеля Уваровского храма (Можайский район Московской области) отца Ярослава Ерофеева, выиграла национальную премию ко Дню Матери и победила в номинации «Матушка года». Причём это случилось через три недели после рождения младшей дочери (всего в семействе Ерофеевых-Шашуто трое детей).
Жители города Можайска знают Оксану не только как матушку, но и как директора и основателя Православного молодёжного фестиваля «Братья», и как талантливого хореографа, руководителя танцевальной студии. Корреспондент «Русского Дома» встретился с матушкой года, чтобы поговорить о жизни и творчестве, о семье, вере и любви.
– Оксана, известие о том, что вас награждают национальной премией, стало неожиданностью?
– Конечно. Я даже вначале подумала, что это шутка. Ведь я никого из организаторов не знала. Претендентов в победители выбирали по публикациям в СМИ и интернете.
– И как это было?
– В этом году вручение премии происходило в знаменитом московском ресторане «Яръ». Представление победителей и награждение предварялось показом видеороликов об их деятельности и выступлением звёзд эстрады. Мы умудрились поехать на это мероприятие с трёхнедельной Марусей и на время вечера поселили младенца с бабушкой в номер отеля.
– За что конкретно вам дали премию?
– В целом за супербурную деятельность. В прошедшем году моя танцевальная студия заняла кучу призов на крупнейшем всероссийском фестивале «Танцевальная деревня». Кроме того, мы провели два фестиваля «Братья» – и зимний, и летний. Причём на последний зимний фестиваль, который прошёл совсем недавно, мы тоже поехали с нашей новорождённой.
– Как вы всё успеваете?
– Я не очень сама это понимаю. Кроме чуда, никаких объяснений нет. Впрочем, одно объяснение есть – хореографическая закалка с детства. Если с младых ногтей часами стоишь у станка, то понимаешь, что любой результат в этой жизни придёт через труд. У меня такая жизненная установка: надо успевать жить, нельзя ничего пропускать, надо везде ехать, идти, всем интересоваться. Участники зимнего фестиваля даже отмечали нас с Ярославом как пример семьи, которая не бросает всё после свадьбы. Почему-то вокруг да около воспринимают женитьбу как уход в монастырь. Если ты ушёл в монастырь и умер для мира – это я понимаю, но почему люди женятся и умирают для мира – этого я не понимаю. Но люди так делают. Особенно православные пары, как это ни странно. У нас с Ярославом всё не закончилось, даже наоборот – всё умножилось на два.
– Сейчас вы продолжаете работать или в декретном отпуске?
– Вообще-то я в декрете.
– То есть на период декретного отпуска танцевальная студия Оксаны Шашуто в Можайском районном Доме культуры распущена?
– Ну почему же, там есть люди, которые меня замещают, уж не знаю, временно или как.
– Но кроме Дома культуры вы же ещё работаете в своём частном детском «Артцентре-1231»?
– Да, я его директор, и от исполнения своих служебных обязанностей меня никто не освобождал и освободить не может. Организация подобного предприятия занимает просто уйму времени.
– А что означают цифры – 1231?
– Год основания Можайска. Я патриот своего родного города, который в старину называли Священный город русских.
– Я так понял, что вы занялись детским центром, чтобы подзаработать?
– Артцентром я вообще ничего не зарабатываю. В убыток, слава Богу, не работаем, но по нулям. Открытие нового детского центра многих, как ни странно, не обрадовало. Хоть по мелочи, но досадить стараются, и мы сейчас еле-еле выживаем. Хватает только на зарплату педагогам. Себе лично я не плачу ничего. Получается, что у нас благотворительная организация. Зато есть ещё одно светлое место в городе, куда родители могут привести своих детей для занятий творчеством. Дети и родители, да и взрослые участники, и сами педагоги у нас счастливы. И это главное.
– Но, пожалуй, вы наиболее известны как руководитель фестиваля «Братья». Как и где прошёл последний фестиваль?
– Зимний фестиваль проходил в городе Салавате (Башкирия). Когда мы организовывали фестиваль, многие высказывали своё недоумение: кто же в такую глухомань поедет? Однако поехали многие, и все – в полном восторге. Местные организаторы всё сделали на полную катушку и от души! Окрестности города Салавата известны как старинные казачьи поселения. Сегодня население наполовину мусульманское и наполовину православное, вместе умудряется очень дружно жить. Принимали нас настолько здорово, что нет слов. Там совершенно удивительный епископ – владыка Николай, который вместе с нашей молодёжью катался на лыжах, на коньках, везде с нами ходил и обо всём рассказывал. И совсем не страшно было, что мы так далеко забрались. Тем более что мы в РЖД выкупили целый «братский» вагон поезда и посадили в него всю нашу молодёжь. В общем, фестиваль увеличился на 36 часов в одну сторону и на 36 часов в другую.
– Песни пели по дороге?
– Конечно. И песни пели, и общались. Всего этого обычно не хватает на фестивале, потому что очень плотная программа. А здесь как раз им было счастье.
– А как попутчики реагировали?
– Попутчиков почти не было – только наши. Впрочем, были двое, случайно оказавшиеся в нашем «братском» вагоне. Это дама – сотрудник РЖД, в последний момент взявшая единственный билет на поезд, она была от нас немного в шоке. А на половине пути дама сошла, и её сменил какой-то дядечка, который, наоборот, со всеми перезнакомился, участвовал в дискуссиях и всю оставшуюся дорогу играл на гитаре и пел с нами песни.
– И всё-таки, несмотря на премию «Матушка года», именно эта сфера и остаётся для окружающих тайной за семью печатями, потому что всё остальное – на виду. Каково это – быть матушкой сельского священника?
– Я бы не сказала, что отец Ярослав – сельский священник. Мы живём в городе Можайске, а Уваровка, где он служит, вовсе не деревня, а посёлок городского типа. Даже не знаю, что сказать. Матушка – это что-то светлое и святое, а я совсем не подхожу на эту роль.
– Вообще вы – не типичная матушка?
– Совершенно. И более того – даже боюсь этого слова и не рада, когда меня так называют.
– Кроме вас, в России ещё есть матушка, которая была бы ещё и хореографом-постановщиком?
– Не представляю. Лично я не встречала и не слыхала о таких. Я даже православных хореографов, может быть, встречала всего лишь одного (если по большому счёту).
– А как же ваши многочисленные ученицы? Они же входят в молодёжную организацию «Братья». Неужели из них никто не стал хореографом?
– Далеко не все они входят в нашу православную организацию, и хореографами из них стали единицы. Те, кто стал хореографом, – не скажу, что они от храма совсем отошли, но уровень церковности у всех, конечно, разный. Ведь нынче востребованы преподаватели современных танцев, а им очень трудно совмещать свою деятельность с верой. Утром она преподаёт стрип-пластику или тверк, а вечером идёт в храм? Получается раздвоение личности. А потом, конечно, одна из главных проблем в артистической среде – гордыня. Очень сложно на этом пути. Огни большого города и блеск сцены быстро обрубают всякие духовные искания. Я всё время об этом думаю и изо всех сил стараюсь себя не «звездить» и ничего «великого» из себя не представлять.
Но если абстрагироваться от общей тенденции, занятия хореографией имеют и явные плюсы, если говорить о том, чем занимаюсь конкретно я со своими учениками. Всё-таки духовные установки внутри коллектива и многолетние занятия танцами воспитывают волю и стремление к работе и к победе. Я слежу за судьбами моих выпускников – все выросли достойными людьми.
– Что бы вы посоветовали молоденьким девушкам? Как нужно выходить замуж и как стать хорошей женой?
-– На фестивале «Братья» все девчонки от меня просто требуют, чтобы я вела секцию на эту тему. Как-то я такие занятия провела, и они имели очень большой успех. Так что этим летом проводим фестиваль в Можайске – пусть приезжают, расскажу.
– Ну а тем, кто приехать не сможет?
– Мечта о единственном прекрасном принце на белом коне – она не заоблачная. Нужно много об этом просить Бога. Как входишь в храм и видишь какую-то икону – так сразу и проси. Если много просить, то Бог услышит и поможет. Главное – не бросать своих просьб, ну и самому не падать на пути. И не нужно спешить с замужеством. Надо выбирать тщательно.
– Неожиданно. А как же персонажи анекдотов, которых иногда называют ХБМ (хочу быть матушкой)?
– Это явление чересчур преувеличено, более того – я не встречала в своей жизни ни одной девушки, которая бы мечтала стать матушкой. А вот девушек, которые боятся этого, много. Потому что люди, знакомые с церковной жизнью, представляют, насколько это тяжело. Ведь священник – это такой человек, который при выборе между семьёй и храмом всегда выбирает храм.
– Ну и потом вопрос заработка…
– Почему-то нецерковные люди убеждены, что работа священника – золотая жила. Но это далеко не так. Может быть, в Москве они и неплохо зарабатывают, но в провинции уровень дохода в священнических семьях в большинстве своём ниже среднего, часто резко ниже среднего, а про сельские приходы я уже и не говорю. Кроме того – ненормированный рабочий день, когда муж утром уходит на службу, а приходит поздно вечером – и так каждый день, включая субботу и воскресенье.
– Что пожелаете нашим женщинам?
– Прежде всего – любви. Любви и взаимопонимания в ваших семьях и вообще между людьми. Ведь все наши беды – от того, что в людях оскудевает любовь. Так было всегда, а в наше непростое время всё только усугубилось.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ