Вячеслав Холодков - Выбор между Сциллой и Харибдой

Мир на пороге разрушительного экономического кризиса. Что делать России? В гостях у «Русского Дома» – Вячеслав Михайлович ХОЛОДКОВ, начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ.

Вячеслав Михайлович, сегодня мы с вами поговорим о золоте. По сообщениям СМИ, Центральный банк Германии в январе 2017 года вывез из Соединённых Штатов Америки часть государственного золота – 189 тонн. То есть часть государственного золота Германии хранится в Соединённых Штатах Америки. Почему хранится в США? Кого или чего боится Германия?

– Точного ответа на этот вопрос я пока нигде не читал. Но по логике вещей можно предположить, что это связано с периодом холодной войны, когда Германия была разделена на восточную – это ГДР, и западную – ФРГ. На территории Германской демократической республики стояла огромная группировка советских войск. И по расчётам специалистов НАТО, ей нужно было порядка трёх-четырёх дней для того, чтобы оккупировать всю ФРГ и дойти до западной границы. Вот в такой ситуации необходимо было обезопасить страну в экономическом плане. Насколько я понимаю, это, скорее всего, было решение НАТО – часть золотого запаса Германии хранить за рубежом с учётом опасной ситуации.

– Но ведь сейчас эта опасность прошла…

– Да, эта опасность пропала ещё в 1991 году. Почему тогда не вывезли? У меня есть свои объяснения. Часть золотого запаса Германии до сих пор хранится в США, Великобритании и Франции. То есть в трёх западных странах, членах антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Тот факт, что часть золотого запаса Германии была вывезена в эти страны, я связываю с тем, что долгое время сохранялись серьёзные опасения возможности возрождения немецкого милитаризма. Ведь Германия являлась инициатором и Первой, и Второй мировых войн.

– В то же время СМИ связывают факт вывоза золота из США с тем, что между Трампом, вновь избранным президентом, и канцлером Меркель не сложились отношения.

– Думаю, сводить это к личным отношениям Меркель и Трампа довольно странно. Решение о возвращении золотого запаса на территорию Германии было принято ещё в 2013 году. В 2016 году Германия вернула 216 тонн. Из них 105 тонн из Франции и 111 тонн из США. А за январь 2017-го из США было возвращено ещё 189 тонн.

– Сколько же сейчас составляет золотой запас Германии?

– Около 3400 тонн. Из них 1600 тонн хранится на территории Германии во Франкфурте. А остальное, более половины, хранится в США, Великобритании и Франции.

На каком месте по мировым запасам золота находится Германия?

– На втором: у ФРГ 3380 тонн золота. На первом месте США – более 7000 тонн в золотых запасах государства.

А золото Германии, которое хранится в Соединённых Штатах Америки, не входит в золотой запас США?

– Когда в 2013 году было принято это решение, немцы рассчитывали довольно быстро вернуть золото на территорию ФРГ. У них это не получилось. Американцы стали упираться. По этому поводу возникла масса всяких конспирологических теорий вплоть до того, что никакого немецкого золота уже давным-давно нет, что американцы продали его, заложили и так далее. Но проверить это трудно, потому что в Форт-Ноксе, где хранится золотой запас США и который находится под управлением Федеральной резервной системы, уже 60 лет не проводился аудит. Поэтому сколько на самом деле там золота, чьё это золото, пока невозможно сказать.

– А что творится сейчас на мировом рынке золота?

– В 2016 году резко вырос спрос на золото со стороны частных инвесторов. Если в 2015 году частные инвесторы закупили монетарного, физического, золота на 980 тонн, то в 2016-м на 70 % больше – 1560 тонн.

– Что же их так подвигло на такие закупки?

– Золото – это наиболее надёжный актив для любого центробанка любой страны. Спрос на этот актив резко возрастает в периоды турбулентности на мировом рынке – например, угрозы крупной войны или нового кризиса. На 7 % золото подорожало за неполные полтора месяца этого года. Я связываю этот процесс с тем, что инвесторы и государственные центральные банки многих стран ощущают опасность нового мирового кризиса, гораздо более разрушительного, чем кризис 2008–2009 гг. В периоды кризиса именно золото является очень надёжным активом. Потому что все эти зелёные бумажки в одночасье превращаются в фантики, которые можно выбрасывать на помойку. А золото сохраняется в любой ситуации. Сейчас в мировой экономике назревают опасные и непонятные явления. Возьмём простой пример. В 2015 году мировая торговля в долларовом исчислении упала на 12 %. За 2016 год ещё точных данных нет, но, по прогнозам, она упала ещё на 4,5 %. Причём это происходило на фоне того, что валовый внутренний продукт растёт. Это необычно и очень опасно. Падают цены практически на все сырьевые товары, которые торгуются на товарно-сырьевых биржах. Не только на нефть и на газ, но и на металлы, на сырьевые товары сельскохозяйственного производства. В западных странах происходит совершенно новое явление, ранее неведомое, – дефляция. То есть не повышение ежегодных цен, а понижение. Для потребителя вроде бы хорошо, когда снижаются цены. Но для производителя это огромная проблема, потому что ему надо модернизировать и расширять производство. Откуда взять деньги, если цены на товары падают?

– С чем это связано?

– В первую очередь с тем, что мировая финансовая сфера резко оторвалась от производственной. Грубо говоря, финансовый банковский сектор раздулся до таких огромных масштабов, что уже угрожает похоронить под собой всё производство.

Такие финансовые пузыри могут лопнуть и под своими обломками похоронить всё, что существует в мировой экономике.

– Совершенно верно. Государственные долги промышленно развитых стран за последние восемь лет выросли в два раза с 53 % от валового внутреннего продукта до 100 %. Вот известный факт в США. Когда Обама пришёл к власти, госдолг равнялся 10,7 трлн долларов, а сейчас – 20 тлрн долларов. То есть увеличился почти в два раза. Теперь посмотрите, что происходит в целом с долгами, включая государственные. По оценке специалистов Института международных финансов, сейчас совокупные долги достигли 320 % от валового внутреннего мирового продукта. Причём половина – это государственные долги. Почему они так сильно увеличились за восемь лет, понятно. Кризис 2008–2009 гг. поставил западное правительство перед необходимостью резко увеличить помощь частным финансовым институтам, частным банкам. Для того, чтобы они не обанкротились, чтобы финансовая система не исчезла. Поэтому возникли программы количественного смягчения в США и Европе. Смотрите, что творится на американском фондовом рынке в последнее время. Преобладание брокеров, которые покупают акции, длится уже семь лет. Значение индексов на фондовом рынке Нью-Йорка достигло уже рекордных величин. Индекс стандарта 500 превысил уже 2300. А индекс Доу-Джонса зашкалил за 20200. Это безпрецедентные величины, рынки перегреты. Такие перегревы всегда случались в периоды, которые предшествовали крупным кризисам. В этой ситуации достаточно пистолетного выстрела для того, чтобы лавина обрушилась. Этим выстрелом могут быть избрание и действия Трампа в области международной и внутренней экономики США. Он человек решительный, у него очень большие планы. Но действует он, как мне кажется, иногда не очень обдуманно, как слон в посудной лавке. Опасность этой ситуации понимают и руководители центробанков многих стран, и частные инвесторы. Поэтому и надо покупать золото в качестве подушки безопасности.

А как реагирует Центральный банк России на изменившуюся ситуацию?

– Думаю, Центробанк ведёт в этом плане совершенно правильную политику. За последние пять лет – с февраля 2012 года по февраль 2017 года – Центробанк увеличил запасы физического золота примерно в два раза – 1614 тонн на 1 февраля 2017 года. Причём доля золота в общем объёме золотовалютных резервов Центробанка выросла с 9,5 % до 16 %. Только в октябре прошлого года Центробанк разово закупил 40 тонн золота. В принципе, это правильная тенденция. Но если сравнить запасы золота в нашем Центробанке и в центробанках других ведущих стран, то мы, конечно, отстаём.

– На каком месте в мире находится Россия с нашими запасами золота?

– На шестом.

– Тенденция скупки золота сегодня присуща всем странам?

– Тем, в которых достаточно глубоко понимание опасности нынешнего момента мировой экономики. Некоторые центробанки ведут себя подобно частным инвесторам. Они покупают тот актив, который на данный момент даёт наибольшую доходность. Но это неправильно. Центробанк не должен думать о том, чтобы обеспечить максимальную прибыльность своих активов. Он должен заботиться и о надёжности, о безопасности.

– То есть центробанки разных стран по-разному поступают в нынешней ситуации, связанной с золотом?

– В основном этот тренд – увеличение золота в составе золотовалютных резервов – характерен не только для нашего банка. В Штатах – 8133 тонны золота. В Германии – 3380. В Италии 2450 тонн золота. Во Франции примерно столько же. Причём если посмотреть, какую часть золото занимает в общем объёме золотовалютных резервов, то в США это 72 %, у нас 16 %, в Германии это 65 %, более 50 % во Франции и в Италии.
 
– А в Великобритании?

– Великобритания стоит где-то в конце первой десятки. Но самое главное: эти страны обеспечивают свою безопасность структурой золотовалютных резервов. Вот такую же безопасность и нам надо обеспечивать – постепенно наращивать долю золота в золотовалютных резервах.

– У Центробанка явно прорисовывается такая тенденция.

– Здесь всё дело в скорости. Потому что мы не знаем, когда будет этот кризис. Через 2 месяца, а может, через год или два.

– Но для того, чтобы купить золото, нужно иметь, на что его покупать.

– А Центробанк уже объявил о том, что до 5 марта собирается увеличить золотовалютные резервы путём закупки валюты. Вопрос в том, что нужно в этой ситуации покупать? Доллары и евро либо золото? Поэтому выбор всегда есть. И этот выбор между Сциллой и Харибдой. Между высокой доходностью и надёжностью. Мне кажется, в нынешней ситуации надо отдавать предпочтение надёжности. Пусть это будет не очень доходный актив, но надёжный.

Беседовал Александр Николаевич КРУТОВ