Мысль о том, что национальной идеей России должен быть патриотизм, в первый раз прозвучала на заседании Валдайского клуба в 2013 году, затем, более убедительно – в «Клубе лидеров» в 2016 году. Далее её подхватили студенты элитных вузов страны и «другие интеллектуальные слои общества».
После двадцати лет проклинания этого «последнего пристанища негодяя» (по дико искажённой формулировке слов английского писателя Сэмюеля Джонсона) наши либералы наконец-то поняли, что надо всё-таки призывать любить ту страну, в которой ты можешь безнаказанно присвоить сказочное богатство и смело распоряжаться им в любой точке земли на своё усмотрение.
Странно, но они даже не подозревают, что для простого русского человека любовь к своей Родине – такое же жизненно необходимое, естественное состояние (атрибут), как дыхание для живого человека. Для этого не нужно его призывать или заинтересовывать. Родина у русских одна – единственная, Богом установленная, в отличие от многих членов этих «клубов богатых и успешных». Патриотизм – это чувство любви ко всему, что характеризует твоё отечество, включая природу, людей, традиции, обычаи и порядки в обществе, роль государства в мире…
Следует заметить, что аналогичное утверждение справедливо для граждан любого состоявшегося государства: нет ничего особенного, сугубо «своего» национального, что разительно отличало бы патриотизм одного народа от остальных. Однако, как утверждает великий русский философ И. Ильин, «очень часто духовная сущность патриотизма остаётся неосознанной. Любовь к родине живёт в душах в виде неразумной, предметно неопределённой склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу при отсутствии ˝надлежащего раздражения˝, то вспыхивает слепою страстью, заглушающею и зовы доброй воли, и голос правосознания. В итоге этот слепой аффект незаметно вырождается и унижает человека (вместо возвеличивания). Он вырождается то в пустую форму воинственного шовинизма и тупого национального самомнения, то в лицемерный пафос, прикрывающий личную или классовую корысть. Человек, скрывающий в себе такой патриотизм, не знает – ни того, что он любит, ни того, за что он это любит. Он следует не духовно-политическим мотивам, а стадно – политическому инстинкту».
От себя добавим, что именно такой «бездуховный» патриотизм становится национальной идеологией диктаторских режимов – от фашистской Германии до некоторых «незалежных» государств постсоветского пространства.
«Истинный патриотизм родится из того же источника, как и нормальное правосознание: из духовной природы человека и из воли к духу». Он может стать в нашей стране основой государственной идеологии (а не национальной идеей!) лишь при аристократичности (духовной просвещённости) и добросовестности правящей элиты.
Затея «поиска» единой национальной идеи для «многонационального» народа России (см. Конституцию РФ) – так же абсурдна и противоестественна, как и призыв формирования единой «российской нации». Ведь одна из главных и прекрасных черт российского общества – это многообразие нацио-нальных традиций, культуры и языка народов, дошедшее до нас благодаря гуманной сути тысячелетней Империи, сформированной вокруг русского православного ядра. И это многообразие ничуть не мешает народу страны в его единстве при решении важных задач государства по защите своих граждан от внешних угроз и организации внутренней жизни. Вовсе нет надобности в «унификации» граждан страны путём нивелирования особенностей разных этнических, религиозных и прочих социальных групп якобы с целью консолидации общества. Для этой цели намного важнее добиться обязательного исполнения всеми гражданами законов страны на всей её территории.
Национальная идея – это глобальная цель всей жизни нации, т. е. сообщества людей, духовно и политически объединённых и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. В её основе лежит единое отношении нации к главной цели, которая с национальным характером и психологией формируется на протяжении всей истории и является движущей силой развития нации. Она формируется в недрах самой нации и, по сути, является основой национальной идентичности. Это то, что постоянно присутствует в самой нации, в её глубинной сущности. Её невозможно навязать кому-либо или попытаться внедрить извне!
Национальная идея есть сама цель, в отличие от национальной идеологии, которая имеет относительную ценность и может не разделяться всей нацией. Например, большевики для реализации искажённой и упрощённой русской национальной идеи (достижения «справедливости и равенства») выбрали коммунистическую идеологию, с чем были согласны далеко не все. А еврейская национальная идея «богоизбранности для правления всеми народами» успешно реализуется с помощью идеологии «Шулхан аруха». У татар всё обстоит по-другому… Но это не мешает всем благополучно жить и трудиться в едином великом и могучем государстве – России.
Истинная суть русской национальной идеи недвусмысленно изложена в трудах святых отцов Русской Православной Церкви и представлена миру великой русской культурой и литературой. Она заключается, в первую очередь, в неизменной любви к Богу, в стремлении исполнения Его заповедей, неукоснительного служения Его Святой Воле для спасения себя и окружающих: «Спасись сам и вокруг тебя тысячи спасутся!» (св. Серафим Саровский). Характерной особенностью русской идеи является то, что Справедливость и Божественная правда важнее любой выгоды.
Что же является причиной постановки и публичного обсуждения нашей «высокообразованной элитой» таких нелепых вопросов?
Первая причина – это необузданное желание некоторых чиновников и руководителей всевозможных фондов и движений, щедро финансируемых из казны, своими «творческими и интеллектуальными» порывами понравиться президенту страны: надо же оправдать свою зарплату!
Вторая причина – это деликатная реакция В. Путина на льстивые инициативы вышеназванных деятелей: будучи политиком высшего класса и по-настоящему воспитанным человеком, он не может резко «отшить» этих «активистов» с необдуманными предложениями. Он обычно предлагает им демократичный путь – обсуждение вопроса в кругу специа-листов с привлечением широкой общественности. Что этими несчастными подхалимами воспринимается как одобрение, и они разворачивают кампанию по «научному обоснованию» своих глупостей.
Несмотря на то, что из личных анкет и паспортов граждан убрали графу «национальность», вряд ли можно найти какую-либо мотивацию, чтобы наших граждан заставить отказаться от своей национальной этнокультурной идентичности. Возможны (и известны) случаи умышленного сокрытия национальной принадлежности из карьеристских соображений. Но это отнюдь не отказ, а тактический ход, применяемый чаще всего «чужими», которые выдают себя за «своих», для достижения политической цели. Есть мнение, что ельцинское руководство России, именно исходя из собственных «родоплеменных» интересов, пошло на умышленное «официальное сокрытие» национальной принадлежности граждан. Вдобавок ещё и фамилии разрешили менять гражданам без особых объяснений причины, т. к. во многих случаях по фамилии человека можно было «вычислять» его национальность. Кстати, именно так поступали масоны и большевики, когда подняли народ против русского царя в 1917 году. А.И. Солженицын в книге «200 лет вместе» показывает, что подавляющее большинство из организаторов русских революций и руководителей советской власти были этнически нерусскими, которые с помощью «революционных псевдонимов» (типа Сталин, Троцкий, Свердлов, Каменев и др.) скрывали свою национальную принадлежность, чтобы войти в доверие к православному русскому народу.
Всё происходящее сегодня на политико-идеологическом поле подтверждает слова замечательного русского поэта Б.Л. Пастернака: «Мир тонет в фарисействе». Действительно, у наших чиновников, используя их излюбленное выражение, «динамично развивается» только фарисейство. Но многим это нравится: «оптимистичное лукавство» позволяет сохранять надежду. На ум приходят слова св. апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4).
Новоявленные патриоты желают видеть своё государство «великим и могучим». При этом главный показатель «величия» – это уровень жизни (потребления) граждан, особенно её «элиты». На этом сегодня стоит вся западная цивилизация, которая пытается повсюду насаждать свою модель «благополучия». Таким образом, Запад выработал универсальную для всех национальную идею – потребительство. Оказывается, что наша элита призывает нас присоединяться к ней.
Искушение богатством и потребительством создаёт опасность вырождения рода человеческого и отдельных людей. Об этом предупреждал в своё время Аристотель. «Без добродетели, – писал он, – человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и к пище – он хуже тогда всякого животного».
Георгий Гургенович Язерян