На наступивший 2017 год приходится символическая дата – столетие трагических событий, потрясших Россию, – Февральской и Октябрьской революций и свержения монархии. И это неминуемо ставит всех перед необходимостью осмысления произошедшего.
Так, в обществе разгорается скандал с фильмом Алексея Учителя «Матильда», выход которого запланирован на октябрь этого года. Это единственный фильм в 2017 году про последнего российского императора Николая II – во всяком случае, из анонсированных игровых. И выход его становится серьёзным вызовом для всех, кто любит и почитает святого царя мученика Николая II и его семью и с уважением относится к нашему имперскому прошлому.
Так, например, в общественный совет при Министерстве культуры России поступили петиции с 20 тысячами подписей несогласных с выходом на экраны фильма «Матильда». С такими цифрами невозможно не считаться!
О чём же этот фильм? Может, он рассказывает о причинах и последствиях крушения великой Российской империи или о заговоре 1917 года, который привёл к отречению народа от своего государя? Казалось бы, именно эти события могли оказаться в поле зрения известного режиссёра, тем более что символическая годовщина усиливает интерес общества к ним. Однако создателей фильма интересует другое… Что же?
Суть скандала
Художественный фильм «Матильда» (дополнение к названию на афише фильма: «Тайна дома Романовых») рассказывает о «романтических» отношениях российского императора Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской.
Это и является камнем преткновения между всем православным миром и создателями проекта «Матильда».
Причём особое возмущение среди верующих вызывает тот факт, что по замыслу создателей этой кинокартины «роман» их продолжается в фильме даже после венчания государя с принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой (императрицей Александрой Феодоровной). Факты, подтверждающие, что последних царя и царицу объединяла самая глубокая и чистая любовь (о чём свидетельствуют их дневниковые записи, переписка и воспоминания современников), полностью игнорируются создателями фильма.
«Это фильм не биографический, не о Матильде Кшесинской. Скорее о фигуре наследника и затем императора Николая II, который меня очень интересует», – прямо говорил в одном из интервью Учитель.
Историк Михаил Смолин полагает: «Он не просто художник, который заинтересовался красивой историей, и хочет нам что-то рассказать о любви. Он хочет нам именно в 2017 году рассказать пасквиль о человеке, которого большая часть православных в стране почитает как святого, и они будут сильно обижены, увидев то, что увидели. Ведь это единственный фильм в этом году, собственно, про государя, пока никаких других фильмов к этой дате нет. То есть всё колоссальное внимание, которое будет обращено на эту тему, будет направлено только на этот фильм, на единственную интерпретацию. И режиссёр об этом хорошо знает».
Своё отношение к фильму выражают не только историки, но и церковные иерархи.
Слово пастыря
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, говоря о значении личности царя Николая II, высказал своё отношение к скандальному фильму: «Царь Николай II Страстотерпец – светлая личность. Сам образ царя, его любовь к своему народу, любовь к своей семье – это пример, который очень нужен сегодняшним людям. Личность царя Николая Александровича Романова – это истинное благородство и аристократизм. Не так много сегодня правдивой литературы о государе, хотя она очень нужна для воспитания общества. <…> Мы часто с лёгкостью рассуждаем о том, какой был царь Николай II. Даём оценку его личности. И при этом мы забываем, что царь – это Помазанник Божий. Он несёт ответ за свои деяния только перед Богом. А сейчас появляются какие-то люди, которые не просто судят о государе, но клевещут на него. Недавно стало известно, что снят лживый фильм о государе. Авторы этого фильма, который называется «Матильда», выносят на широкий экран грязные домыслы и сплетни о нашем царе.
Святой Царь-страстотерпец принял мученическую кончину. Однако находятся те, кто продолжают совершать убийство нашего царя. Это невероятное кощунство должно быть остановлено. Для этого у России есть правоохранительные органы. Ведь такие провокации, связанные с личностью государя, вызывают гнев и возмущение всего православного народа».
В чём же провокация?
Уместно привести слова историка Владимира Лаврова: «Готовится и осуществляется очень серьёзная провокация, смысл какой? Вот будут люди смотреть на икону Николая II, а вспоминать про себя постельную сцену из фильма “Матильда” – вот вам и провокация».
Исторические инсинуации
Фильм ещё не вышел в прокат, но по причине его практического завершения уже состоялись предпоказы, так что о нём можно составить мнение, что и сделал, например, епископ Тихон (Шевкунов).
«Зачем императрица Александра Фёдоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Фёдоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей…» – сказал владыка в одном из интервью.
«Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот “тонкий” намёк на будущие потрясения? Зачем заставлять Александра III произносить совершенно бредовую, особенно в его устах, сентенцию о том, что он единственный из Романовых, который не жил с балеринами?» – недоумевал епископ Тихон и отметил, что многие воспримут этот фильм как реально исторический, а все описанные в нём события – как имевшие место.
Это далеко не полный перечень искажений, допущенных в фильме. На чём основывались создатели фильма, дерзая воспроизводить историю нашей страны и образ царской четы таким образом?
Не факты, а домыслы
Источником, на который опирались создатели фильма в своей интерпретации «отношений» государя Николая II и известной балерины, являются мемуары самой Кшесинской. Они написаны ею совместно со своим мужем, великим князем Андреем Владимировичем, и по ряду причин вызывают сомнения. Прежде всего потому, что об отношениях с венценосцем она вспомнила почему-то только в 90 лет.
Михаил Смолин недоумевает:
«Существует её дневник. Он так и остался неопубликованным. Те, кто читал его, говорят, что в записях за соответствующие годы (1892–1894 гг.) нет никаких указаний на то, что у них был роман. А в 90 лет она написала воспоминания, – вот в дневнике ничего не писала, а в воспоминаниях вдруг почему-то решила обратить внимание именно на то, что она была с ним в каких-то отношениях. В этом мне видится противоречие – дневник-то пишут как раз по факту того, что происходило, – он более откровенным должен быть. А воспоминания – это она больше чего-то там напридумывала».
Кроме того, подчеркнул Смолин, фильм показывает, что Матильда будто бы не оставила императора равнодушным и после его женитьбы. Хотя даже сама она в этих воспоминаниях упирает на то, что после брака всякое общение между ними было прекращено.
«Это абсолютная выдумка уже самого режиссёра, чтобы “гнуть свою линию”. Когда нужно очернить всю монархию, всегда били именно по нравственности монархов. То есть монархия всегда первичной ставила задачу нравственных идеалов, и всегда били в эту точку, пытаясь скомпрометировать лично императора, лично императрицу. Вера, нравственность, семейные устои – главные ценности монархистов, именно по ним стараются ударить, и я думаю, что здесь со стороны Учителя есть вполне осознанные действия», – полагает историк.
Масштабность недостоверных сведений, точнее клеветы, в скандальном фильме вызывает недоумение. Чернить родную страну и искажать её историю не только не патриотично, но предательски подло! Судя по трейлеру и по предварительным оценкам, Россия эпохи Николая II показана как страна виселиц, пьянства и блуда, в которых активно участвует «император».
Образ века
Поскольку кинокартина собирается выйти в прокат (если не помешает само общество) не только в России, но и за рубежом, то именно такое искажённое, навязанное фильмом представление сложится о царской России и о последнем российском императоре у всего остального мира. Это, в свою очередь, повлечёт за собой страшные последствия.
Скрытая подоплёка
В случае выхода картины «Матильда» на широкий экран она будет способствовать своеобразному «оправданию» как революции 1917 года, так и убийства большевиками царской семьи в Екатеринбурге. А так как и дата выхода фильма приурочена к годовщине революции, то главной целью этой кинокартины является нанесение трёх ударов – по Православию, Самодержавию и Народности – тем самым основам русской жизни, которыми жила Россия до трагического государственного переворота в стране.
Ксения Валерьевна
МАСЛЕЕВА