Ирина Ахундова - Апостол тундры

Два года тому назад на сайте «Вести.ру» появилось сообщение о том, что «за мифологизм прозы и страстное отстаивание культурной самобытности малого северного народа» общественность выдвинула писательницу Анну Неркаги в кандидаты на Нобелевскую премию по литературе.

Соответствующую заявку коллектив Уральского федерального университета направил в Нобелевский комитет. Получить Нобелевскую премию известной ненецкой писательнице не удалось, хотя даже стать кандидатом на её получение – уже большое достижение.

Зато 13 декабря 2016 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, Анна Неркаги, которую называют на родине подвижницей и «апостолом тундры», получила международную премию Андрея Первозванного «Вера и верность» – «за милосердное служение ближним, за многие труды по воспитанию приёмных детей и глубокую преданность родной земле и своему народу».

В своём видеообращении она сказала: «Благодарю мою большую Родину – Россию, благодарю нашего Патриарха Кирилла, который год назад был на нашей земле и который сказал мне заветные слова. Я не буду их озвучивать, но встречу с Патриархом Кириллом я запомнила на всю жизнь. Благодарю свою малую родину – Ямал и дорогого для меня человека Дмитрия Николаевича Захарова». Представителю ЯНАО при Правительстве РФ Дмитрию Захарову и были вручены для передачи лауреату знаки премии – синяя муаровая лента и звезда из серебра с золочением и бриллиантами.

Митрополит Истринский Арсений, приветствуя участников церемонии от имени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказал, что Фонд Андрея Первозванного всегда находит тех, кто заслуживает особого уважения. Эти люди подобны необработанным алмазам. «Дай Бог вам в вашем служении и стремлении быть полезными нашему обществу находить замечательные алмазы, которые вы превращаете в прекрасные бриллианты», – сказал владыка Арсений, обращаясь к ведущим церемонии награждения – председателю Попечительского совета ФАП Владимиру Якунину, митрополиту Омскому и Таврическому Владимиру и председателю Комитета по присуждению международной премии «Вера и Верность», Герою Советского Союза Олегу Атькову.

Одним из «огранённых в бриллианты алмазов» является скромная женщина с добрыми глазами, которая родилась в горах полярного Урала. Православная христианка стала настоящим миссионером, в гости к ней год назад приезжал сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Фамилия Неркаги в переводе с ненецкого означает «род негнущихся». И её действительно не согнули, не сломили выпавшие на долю испытания. Её отец-ненец пас стада оленей в ягельных долинах Полярного Урала у подножия хребта Сайрей. Из чума в посёлке Лаборовая Приуральского района ЯНАО Тюменской области девочка уехала в посёлок Аксарка, где в 1970 году окончила с золотой медалью среднюю школу-интернат. Отучившись два года на геологоразведочном факультете Тюменского индустриального института, она вынуждена была бросить учёбу, т. к. заболела туберкулёзом. Работала методистом в Тюменском областном управлении культуры, писала книги...

Остро переживая за судьбу своего народа, при поддержке администрации и департамента образования ЯНАО на базе фактории Лаборовая Неркаги организовала общину и крестьянско-фермерское хозяйство «Земля надежды», построила православные храмы в честь Живоначальной Троицы и Архистратига Божия Михаила, основала уникальную авторскую этнографическую школу и одноимённый окружной детский православный лагерь, где учатся и отдыхают её сорок приёмных детей, приобретающих навыки традиционного уклада жизни населения тундры.

Лаборовая находится в предгорьях Полярного Урала, в байдарацкой тундре. Старинное слово «фактория» означает посёлок, где кочевники-оленеводы меняли и продавали свой товар. Здесь лежат корни древнего ненецкого рода Неркаги. Писательский талант Анны принёс ей известность ещё в 1970-е годы. Но она нашла в себе силы круто изменить свою жизнь, вернувшись в тундру, выйдя замуж за простого ненца и пятнадцать лет прожив жизнью кочевого человека. В Лаборовой прописано более 500 человек, а живёт в десять раз меньше. Кочующие по тундре и по горам ненцы обращаются к Анне Павловне за медицинской помощью, лекарствами, продуктами и всем необходимым для жизни в суровых условиях. Это не только заготовительно-снабженческий, но и культурный пункт в отдалённых промысловых районах округа.

Широко известная писательница, книги которой переведены на разные языки, как никто, достойна премии «Вера и верность». Анна Неркаги не мыслит своей жизни без веры в Бога и без верности национальным традициям своего народа, который ранее считался языческим. «Получая эту высокую награду, я хочу сказать вот о чём, – говорит Анна Неркаги в видеообращении. – Живя и работая на земле, я очень хорошо осознаю, Кто мною руководит. Я всегда чувствовала себя Христовым воином. У меня на груди крест. На устах моих постоянно звучит молитва ˝Да воскреснет Бог˝. Я родилась в маленьком ненецком народе, который уважаю, потому что в нём есть самое главное для меня – я познала этот народ как верующий народ. Ненцы, ханты и вообще все маленькие северные народности, живущие на окраине земли, сохранили свою кристально чистую веру. И мне хотелось бы, чтобы дети этих людей сохранили эту чистую веру, как сумели сохранить эту веру их отцы и деды».

А вот что Анна Неркаги написала в предисловии к книге «Молчащий»: «Не могу не сказать о наиглавнейшем, что понято мной. Господу понадобилось 15 лет, чтобы призвать меня к труду, назначенному мне. К ответственности за слово, за прожитую жизнь в миру. Теперь знаю, что мне можно, а чего нельзя. Теперь признаю с радостью, что я всего лишь заблудшая овца, блудное дитя и что придёт час, когда вернусь в Отчий дом. Но не для того, чтобы в нём отдохнуть, а держать ответ перед Отцом, как распорядилась дарами, что были отпущены. Многие, читающие сейчас Исповедь мою, примут слова о дарах как пересказ библейской притчи. А меж тем это глубочайшая истина. К ней Господь провёл меня через такие страдания Души, о которых больно… писать, но я не ропщу. Понимаю, насколько Он милостив, ибо заслуживаю гораздо большей кары».

Последняя повесть Анны Неркаги «Молчащий» мучительно рождалась целых десять лет. Годами она не могла написать ни строчки, когда, по её словам, «приступы невыносимой дьявольской гордыни» заполняли всё её существо. Её называли не только талантливой, но и гениальной. Это чуть не погубило её. «И в тот момент, когда я вынесла смертельный приговор и “Молчащему”, и всему моему творчеству – не писать больше вообще, Господь наказал меня так, что я до сих пор плачу. Он взял мою девочку, которую я любила больше всего на свете. Так что “Молчащий” родился в часы, в дни и годы страданий, – признаётся писательница. – Я не прошу у читателя прощения за эту повесть. Многие меня осудят. И суда не боюсь. Знаю только одно: если бы не написала, то предстала бы перед Судом Отца. За трусость, за низость Духа, за безверие. Теперь отчётливо вижу путь, лежащий передо мной, и, естественно, он не розами усыпан. Но это мой путь. Отступление от него чревато непоправимыми последствиями в этом мире. И там, где предстоит нам Вечное творчество и любовь, не творить – нет худшего наказания, не любить – нет горестней участи... Только сейчас поняла, что стою в начале того Единственного пути, который мне предначертан. И что в жизни кончилось мое личное время и началось другое. Богово. Ни один момент его не принадлежит мне, и не может быть потрачен по моей воле, но по воле Отца Вечного».

По словам Неркаги, первый луч солнца, пробившийся сквозь плотную завесу мрака, убеждает человека, что можно прожить хорошую жизнь, полную духовных подвигов во имя Господа, ибо когда кончается личное время человека, начинается Богово... Известная писательница и общественный деятель Анна Неркаги поняла, что дело её жизни – сохранение культурных традиций и уклада жизни ненцев, миссионерская и педагогическая деятельность.

Славу Неркаги считает тщеславием и любит повторять: «Я не гениальная писательница. Я просто мама». Сорок детей-сирот, которые живут и учатся на «Земле надежды» (а лучше сказать – на «ЗЕМЛЕ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ»), действительно называют Анну Павловну мамой. Построив посреди лагеря храм, она учит детей, которых считает родными, любить людей и природу, верить в Бога и надеяться на то, что второе пришествие Иисуса Христа на Землю начнётся с Севера, что Бог коснётся Своими стопами именно той земли, на которой они живут.

«Без веры вообще невозможно ничему хорошему детей научить, – считает Анна Неркаги. – Эти дети-сироты со всей Байдарацкой тундры собраны. Это мои дети, моя приёмная семья. Мы – самодостаточные люди. Всё, что создано в школе, сами на свои средства строим и своими руками. Природа у нас красивая, земля вообще красивая. Я перед собой поставила задачу: показать не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, глубинную красоту земли, потому что внешняя красота без глубин вообще ничего не значит. Поэтому все наши вылазки-походы облекаются в духовно-нравственную форму. Мы с ребятами делимся всем и собираемся в своём маленьком государстве установить христианские отношения между людьми. Здесь мы стараемся друг друга не обижать, водку не пить, не богохульствовать и по мере своих сил любить друг друга – терпеть, прощать. По этим принципам и живём. Это основная цель лесной школы – оказывать акты милосердия детям-сиротам.

Всё просто, нет никакого излишества, только природа и присутствие Господа. Я не хочу судить мир. Какой бы он ни был сегодня – это Его мир».
 
Ирина Рамизовна Ахундова