Русский храм немыслим без иконы, которая делает незримое наглядным и образным. XX век был временем богоборчества, разбрасывания камней, но икона спаслась, и последние четверть века дали России мощных изографов.
Среди первейших имён – отец Зинон, человек, определивший главные направления в современной иконописи. Иконы, созданные монахом, богословом и тружеником, заставляют трепетать наши сердца, так велико притяжение образов, где даже страдание несёт в себе свет.
Ещё одно замечательное имя – Александр Соколов, прекрасный иконописец, ушедший из жизни на взлёте своего таланта в 2015 году. Это он сказал: «Писать иконы – значит формировать собственную душу». Александр Соколов обладал особым даром – взяв образец, наполнить его чувством, мыслью, сделать «живым». Самый яркий пример – икона «Неупиваемая чаша» из Серпуховского монастыря. Он написал её в 1993 году взамен утраченной в советское время чудотворной иконы, имея под рукой лишь размытую чёрно-белую фотографию. Невозможно поверить, что икона новая – так сильна напряжённость явленной всепрощающей материнской любви, и так же совершаются возле неё чудотворения.
Иконопись издревле была делом исключительно мужским, лишь в XIX столетии женщину стали понемногу допускать к этому искусству. Мастера-мужчины писали «личное» (лики и открытые части тела), а женщины «доличное». Называли их снисходительно «платечниками» – за то, что писали лишь одежды. Но меняющийся мир изменил и эту роль. В списке наших женщин-изографов первым стоит имя тайной монахини Русской Православной Церкви Иулиании, в миру Марии Николаевны Соколовой (1899–1981). Она писала иконы для храмов Троице-Сергиевой Лавры, создала трёхъярусный иконостас для Свято-Сергиевского храма в Фергане, более двадцати лет руководила иконописным кружком при Московской Духовной Академии.
Особенная заслуга М.Н. Соколовой ещё и в том, что она сохранила традицию, повернув Церковь от увлечения живописностью Нестерова и Васнецова к Рублёву и Дионисию. При этом она писала и новые иконы: каждое поколение несёт собственный выстраданный опыт. Монахиня Иулиания в своих трудах следовала новой иконографии, созданной вместе с владыкой Афанасием, как и сказано седьмым Вселенским Собором: икону пишут святые отцы, а иконописцу надлежит исполнение.
Кому-то сегодня покажется неуместным сам термин «авторская икона». Но она была всегда! В одно и то же время творили Андрей Рублёв и Феофан Грек – более разных мастеров трудно себе представить, а ведь их иконы стояли в одном и том же иконостасе. Современная русская икона, неукоснительно следуя канону, не боится говорить языком нового века. Традиция должна развиваться, а не только консервироваться. И вот – непривычная данность: большинство сегодняшних иконописцев – женщины. Как и почему произошло невозможное раньше распределение ролей, будут разбираться искусствоведы и социологи, нам важно другое: что привнесла женщина в церковное искусство?
Убедиться в силе женского таланта, терпения и веры можно было на выставке «Нежная кисть» в галерее «Царская башня» Казанского вокзала нашей столицы в начале этого года. Выставка обширна и по охвату имён, и по стилям. Низкий поклон кураторам Ирине Константиновне Языковой, искусствоведу, специалисту по современной иконе, и директору галереи «Царская башня» Екатерине Николаевне Русаковой.
Основной тезис И.К. Языковой: «Мне хочется, чтобы эта выставка стала открытием имён». Так и случилось. Сегодня талантливые женщины пишут иконы, расписывают храмы, занимаются прикладным искусством, реставрацией, преподают иконопись в учебных заведениях. На выставке представлено более сотни работ из мастерских сербского монастыря Жича и Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря, труды мирянок из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Сергиева Посада, Курска, из Израиля. Их работы могут быть лучшим украшением храмов России.
В нашей истории ещё не было периода, когда бы строилось и восстанавливалось такое число храмов. Слово Ирине Языковой: «Мы не справляемся с этой ситуацией. Взять хотя бы ˝Программу-200˝. Конечно, по сравнению со всей страной двести храмов – не так много, но даже эту программу невозможно решить. Странное у нас представление: если мы построили храм, то должны сразу его сдать ˝под ключ˝. Храм во все времена наполнялся постепенно, каждый был уникален, внутреннее убранство – тоже. Спрос не должен рождать предложение, часто неумелое или поверхностное».
Ирина Константиновна отметила, что, наконец, сформировалось представление о том, как сделать икону художественным произведением, не утратив каноничности, молитвенности образа. Развитие идёт по пути авторской иконы, когда появляется своя узнаваемая манера, а иконописцы при соблюдении канона не боятся художественной свободы. Конечно, икона пишется для Церкви, для Бога, а не для самовыражения, но она должна быть высокохудожественной, стать для человека откровением.
Это – правда, недаром безхитростный деревенский образ иногда трогает душу сильнее тщательно выписанной иконы. Не всякому дано, поняв и ощутив глубину образа, сказать новое слово, но среди наших современниц есть имена выдающиеся, например, Ирина Зарон. Её работы особенно выделяет Ирина Языкова: «Она с начала девяностых работала для храмов, вдали от всех. А потом однажды дала свои иконы на выставку, и все увидели – удивительный художник, её ни с кем не спутаешь, пишет канонично и при этом свободно, и это всегда живые, по-настоящему новые произведения. Ирина Зарон сформировалась сначала как серьёзный живописец: член Союза художников, участница множества выставок. И вдруг, когда она стала прихожанкой одного из храмов в начале 90-х, батюшка ей сказал: «Раз художник, пиши иконы». И она по послушанию стала писать – честно и глубоко. Вместе со своим мужем, замечательным скульптором Сергеем Антоновым, они создали уникальный иконостас в московском Андреевском монастыре. Даже удивительно, что Ирина – человек не монашеского склада. Она мать, бабушка, у них замечательная семья. Но то, что она делает, – это монашеское искусство».
Вместе со своим мужем Филиппом Давыдовым работает Ольга Шаламова. Это уже новое поколение, которое не боится говорить языком XXI века. Пределы иконописной традиции ещё не обозначены, мы не знаем, как далеко может простираться поиск. Но главное, что икона не перестаёт быть моленным образом. Ведь можно написать канонически, но иконы не будет, а можно – с введением авангардного языка, и это будет настоящая икона, потому что она заставляет работать душу. Ольга и Филипп – иконописцы нового поколения не только потому, что молоды, но и потому, что их отношение к иконописной традиции являет новый этап её освоения. Люди, осознающие промысел и следующие ему, – ведущая сила не только нашей, но и мировой культуры.
Эта выставка действительно открыла новые имена изографов «нежной кисти», которые станут маяками в море российских талантов. Память уже не отпустит плавную линию насыщенного мазка икон Ольги Волковой; парящую над серебряной басмой фигуру Божией Матери Пименовской работы Светланы Ржаницыной, ученицы Александра Соколова; архангелов и святых Натальи Гончаровой-Кантор из Израиля, прорывающих чёрное пространство сияющими образами; поразительные по мастерству работы Натальи Горковенко («живопись иглой») – вот только некоторые имена наших современниц, посвятивших свой талант Церкви.
Конечно, в таком собрании сакральных образов не обошлось без своей удивительной истории, о которой рассказала Екатерина Русакова. В нарядный оклад работы Светланы Лозинской вставлена небольшая (40 х 30) икона Божией Матери «Троеручица» – именно с ней связана история – невероятная, но действительно произошедшая. Семья друзей Светланы давно хотела иметь эту икону у себя в доме. И когда муж отправился в паломничество на Афон, его жена попросила, чтобы афонские изографы написали этот образ: её день рождения совпадал с Днём празднования святой иконы. Но дело застопорилось, уже настала пора уезжать. Было горько, что не исполнилась мечта жены, и по дороге, разговаривая с водителем такси, друг Светланы рассказал о своей неудаче. Всё в подробностях: какая икона, кому, какого размера. Таксист остановил машину. Через минуту он протягивал русскому паломнику икону «Троеручица» размером 40 х 30. Оказалось, кто-то заказал икону и не пришёл за ней, а монахи отдали её знакомому шофёру. Два года она ездила с ним по всей Греции, пока не попала в предназначенные руки. Чудеса – они рядом, просто мы о них не знаем.
А какие нежные, тонкие работы показали нам монахини монастыря Жича из Сербии, известного своей иконописной школой. Опираясь на знания, полученные от учеников Афона, монахини десятилетиями развивали собственный стиль. Тихий свет их икон пленяет своей вневременной, истинно небесной красотой и покоем.
Отрадно, что галерея не собирается отступать от этой темы, и в пасхальном апреле здесь планируют открыть выставку современного христианского искусства из собрания о. Андрея Юревича, настоятеля столичного храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне. Протоиерей Андрей Юревич известен как инициатор создания первого в России Музея современного христианского искусства в городе Лесосибирске.
Елена Александровна Казённова