Протоиерей Николай Булгаков - Икона Третьего Рима

 

 

15 марта 1917 года, 100 лет назад, произошло явление Державной иконы Божией Матери  

 

Важнейший путь к разгадке тайны катастрофы 1917 года – осмысление обретения Державной иконы Божией Матери. В этом явлении сами Небеса заговорили с нашим православным народом.

Россия под державным покровом

Одни считают главным событием 1917 года февральскую революцию, другие – октябрьскую. Но если исходить из системы ценностей всей русской истории, в которой так ясно виден Её Державный Покров над нашей страной, тогда главным событием 1917 года надо будет признать явление Державной иконы Божией Матери.

В тот год в православной России был установлен порядок, полностью противоположный всем её вековым традициям и устоям. Прежде всего, он ставил своей целью решительное искоренение православной веры, то есть высшей ценности народа. Недаром наш народ готов был жизнь свою положить за веру, царя и Отечество. Без веры и царя наше Отечество до 1917 года не мыслилось.

И вот наступило 2/15 марта 1917 года. В этот день святой царь-мученик Николай Александрович принуждён был оставить царский престол. Но в этот же день явилась Своей Державной иконой, как Царица на троне, Пресвятая Богородица. Тем самым Матерь Божия объявила, что Она остаётся Заступницей нашей державы и нашего народа.

Великое значение явления Державной иконы Божией Матери в том, что в 1917 году история России не прервалась. Матерь Божия вновь – в какой уже раз! –умолила Своего Сына за Россию.

Этим явлением Матерь Божия возвестила, что именно здесь будет продолжаться православно-державная русская история, ибо Пречистая, явив Свою икону во время богоборчества, призвала наш народ к молитве. То есть дала возможность всем, кто останется верным Её Божественному Сыну, Его Церкви, быть подданными Её Царства, Её Удела – Святой Руси.

Власть может объявить страну безбожной, но она не в силах отменить веру, молитву верующих людей.

Явление иконы ясно говорило о том, что не революционеры – ниспровергатели всех основ российской государственности, всех божественных и земных законов – определяют суть происходящих событий, но что судьба России и её народа продолжает по-прежнему решаться на небесах, – и в первую очередь заступлением Небесной Царицы.

Икона была гонима, потому что утверждала иную, более могучую власть на нашей земле, чем та, которую захватили силой и обманом, невероятной жестокостью безбожники. Она поставила их власть вне Божьего закона, вне русской истории как то, что не угодно Богу, но лишь попущено ради вразумления народа, ради того, чтобы он убедился в безплодности и пагубности безбожного пути с его вроде бы благими целями, но на практике оборачивающимися кровью, страданиями и вечной гибелью души, по слову Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Явление иконы возвестило о том, что Москва останется Третьим Римом и после 1917 года, когда до крайности обострилась борьба сил света и тьмы. Но поскольку Сама Пречистая встала на защиту Своего Дома, взяла на Себя власть Удерживающего мiровое зло, зло победить не сможет.

«Совершилось не только по грехам нашим, 
но да и явятся дела Божии…
»

В чём же причина крушения нашей православной державы век назад? Вопрос, жизненно важный для нашей страны сегодня и ради её завтрашнего дня.

Что, в России слабее, чем в других странах, была вера? Наш народ оказался грешнее других?

Если грешнее – в глазах Божиих – то по особой, высшей мерке: нам дано было больше всех – хранить истинную веру на земле. И ведь хранили. Разумеется, не все, и отступление от веры было, особенно у образованной части общества, подпавшей под западное влияние. Но простой народ в основном оставался верующим. К 1917 году у нас было множество действующих храмов, монастырей, было старчество, была великая Оптина пустынь… Самым ярким доказательством того, что не слабее была вера в России, а сильнее, чем где бы то ни было в мiре, служит сонм новомучеников и исповедников российских – для них вера оказалась дороже жизни. Нигде никакой другой народ не показал такой верности Христу в ХХ веке, как наш народ.

Причина катастрофы 1917 года – не только в грехах нашего народа, которые, разумеется, были, но и в грехах других народов, за которые Россия сподобилась пострадать. Протоиерей Сергий Булгаков, участник Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов, один из близких помощников святителя Тихона, писал о тех событиях:

«Такой судьбы и Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мiра, и она заклана и растлена. Здесь тайна… Все исчадия адова слетелись и душат Россию…»
И ещё он же писал:

«Совершилось не только по грехам нашим, но да и явятся дела Божии…»

А вот свидетельство протоиерея Геннадия Беловолова:
«Как ни странно прозвучит, но именно в ХХ веке Божия Матерь явила Свою славу как ни в какое другое время. Никогда ещё в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы… Где же должна быть Пречистая, если Её Сын распинается на Кресте? Как некогда Матерь стояла у Креста на Голгофе, так Она не отступила и от Русского Креста ХХ века. Молитвенный покров Божией Матери над Россией в ХХ веке – великая тайна и великое чудо Божией Милости».

Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана. В 1917 году Матерь Божия вновь умолила за Россию – и эти рамки Господь сузил, не до конца прогневался. Россия не погибла.

«Дом наш оставися празден и пуст…»

О том, что после крушения российской монархии страна наша стояла на краю гибели, говорят самые авторитетные свидетельства того времени.

Перед Успенским постом 1918 года святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, обратился ко «всем верным чадам Православной Российской Церкви» с посланием, в котором говорилось:

«Ещё продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её…

Грех разжёг повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою…
Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу?..»

Второе, столь же яркое свидетельство о том, что революционная смута, какой бы она ни казалась кому-то «прогрессивной» и «справедливой», грозила стране и народу гибелью, содержится в первой из двух служб, посвящённых Державной иконе Божией Матери. Служба эта была составлена тогда же, с участием святителя Тихона, который, узнав о явлении иконы, приехал в Коломенское, прославил её и благословил составить акафист.

Автор службы передаёт нам тот ужас, который реально принесла смута в жизнь народа. Он исповедует полную невозможность нам, людям, преодолеть своими силами нависшую над Русской землёй власть тьмы, которая его поработила. Но земля эта – Дом Богородицы, здесь страдает Её народ, и если только жива будет в нём вера, если примет Владычица недостойную нашу молитву, всё изменится: оживём мы, и оживёт Русская земля под всесильным Покровом Девы.

И первый ответ на эту беду – покаяние, к которому призывал свою всероссийскую паству и святитель Тихон. Служба Державной иконе – глубоко покаянная, как никакая другая служба Божией Матери. Это, можно сказать, Великий покаянный канон Богородице.

Матерь Божия имеет силу освободить душу от сатанинского плена, а значит, от греха – и только тогда придёт подлинная свобода. Так изречена была духовно-державная задача на весь начавшийся период истории…

«Россия спасена Богородичною силою»

Протоиерей Сергий Булгаков вспоминал: в год явления Державной иконы, «во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена… Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твёрдо знает вся Православная Россия».

Когда мы оглядываемся на минувший век, то происшедшее мы можем назвать не иначе, как чудом. Первая мiровая война. Революционный «красный террор». «Военный коммунизм». Гражданская война. Эмиграция. Голод. Коллективизация. Индустриализация. Самая страшная в истории человечества, самая губительная для нашего народа Великая Отечественная война. И всё это – почти подряд, без передышки. И всё-таки страна осталась жива, поднялась после всех безчисленных потерь и страданий. Как мы выжили? Разве по-человечески это было возможно? Ответ один: прежде всего, совершилось очередное чудо Божией Матери, чудо русской истории. Именно Её заступление оказалось решающим в судьбе нашей страны в минувший век великих испытаний.

Не проклинать надо недавнее прошлое, не считать его «чёрной дырой» отечественной истории, а благоговеть перед совершившимся на нашей земле. Бога благодарить, Матерь Божию – это Её Державный Покров был над нами, это Его была милость на нас.

Благодаря этому мы не можем называть случившееся в 1917 году однозначно катастрофой, потерей всего без приобретений. По великой универсальной формуле святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё».

Явление Державной иконы Божией Матери сказалось – и продолжает сказываться – на всей истории России минувшего столетия. Оно «сквозит и тайно светит» сквозь все его события. Через все их названия явно проступила невидимая державная власть Небесной Царицы Русской земли.

Пресвятая Владычица не оставила наш народ. Она умолила за землю Свою. И народу нашему была дана возможность подняться. Она помогла ему в том, чтобы он всё претерпел, приложил героические усилия и поднял страну. Потребовались и великие жертвы – и здесь Матерь Божия была первой Помощницей: Она помогла эти скорби и лишения пережить – с верой, со смирением, с покаянием, и в первую очередь тем, кто среди этих испытаний к Ней обращался. А такие люди в нашей стране, как оказалось, были, и немало. Мы знаем из Библии, что Господь готов ради десяти праведников помиловатьвесь город.

И страна наша была помилована. Храмы стали открываться, патриаршество было восстановлено, Великая Победа была одержана. Страна не погибла, но стала сверхдержавой.

Сила православной веры явилась в нашей истории ХХ века во всём своём величии и правде. Как ни старались богоборцы (а усилия были предприняты неслыханные!), вера осталась жить в нашем народе. Потому четверть века назад стало возможным духовное возрождение, «второе Крещение Руси». План «воинствующих безбожников» провалился. Православная Россия продолжила свою жизнь в истории. И в этом – главное значение явления Державной иконы Божией Матери. Вот столетие какого величайшего события в нашей и мiровой истории мы празднуем ныне.

Протоиерей Николай БУЛГАКОВ,
настоятель храма Державной иконы Божией Матери 
в п. Кратово Московской обл.