Музыкальный альбом «Матушка вода» Ивана Росы – замечательный образец русского православного творчества, имеющего сибирские корни. Простое, задушевное и лиричное звучание русских народных инструментов сочетается с современными аранжировками.
– Пожалуйста, расскажите немного о себе.
– Учился в сельской школе, потом в Тюменском университете на физическом факультете, по-настоящему увлекался наукой. Фундаментальные знания о строении материи во многом помогли мне в понимании гармоничного, но таинственного устройства мироздания.
Спорил с преподавателями-материалистами, уже тогда мне стало понятно, что дух творит себе формы, а не наоборот. Интересная, но во многом наивная духовная жизнь готовила меня к встрече с главным. В тот период я читал всё, что попадалось под руку, от дзен-буддистов до Оптинских старцев.
И в один прекрасный момент я вдруг ясно осознал, что значит быть русским православным христианином.
– Как определили, чем будете заниматься?
– В юности мы не очень-то и выбираем, чем нам заниматься. Ещё блаженная Матрона Московская говорила, что очень важно без потерь пережить самое ужасное время жизни – юность. Моя молодость пришлась на суровые времена – смену общественно-политического строя. Много пришлось повидать, поездить по стране. Как-то само собой получалось всё, за что бы ни брался. Довелось преподавать, заниматься бизнесом, но… В Священном Писании говорится, что от избытка сердца говорят уста. Человек поёт, когда сердце переполнено и он не может не петь.
У моего духовника, отца Николая, было некоторое недоверие к современной музыке, и он не сразу меня благословил на новое дело. Но он понял, что даже если я не говорю в своих песнях прямо о Православии, то всё равно в них речь идёт о Боге, о Христе. Для меня особенно важно было то, что это не была просто моя инициатива, мне необходима была духовная поддержка.
– Ваши настольные книги, к которым вы возвращаетесь снова и снова?
– Очень сильное и, пожалуй, неизгладимое впечатление оставила первая православная книга, которую я прочёл, – «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему», тем более что главный герой этой книги путешествовал с Иисусовой молитвой как раз по нашему Сибирскому краю. Она открыла мне много в молитвенном делании. Потом, оказавшись на Афоне, я соприкоснулся с древнейтрадицией молитвы. Здесь узнал о старце Иосифе Исихасте и его духовных чадах. Он стал для меня духовно родным человеком, как бы моим духовником. Его творения на долгие годы стали моей настольной книгой. Много прочитано и много, казалось бы, мне ненужного, но всё это откладывается в душе. Душа, как пчела, собирает всё, что её животворит. А дыхание христианской души – Евангелие.
– Современный мир шоу-бизнеса, мир музыкантов религиозен или безбожен?
– Все «как бы крещёные», «как бы православные». Но мало кто ходит в храм, мало кто участвует в Таинствах. Все веруют «как бы». Реально верующих очень мало. А вот в процессе создания альбома получилось так, что человек, который снимал клип, впервые за долгие годы надел крест и пошёл в храм помолиться, потому что понял, что без молитвы, как бы он ни бился, ничего не получается. Потом сказал: «Слушай, ну получилось же, я даже для этого сходил в храм». И для меня это важно. Это стоит затраченных усилий. Или какой-нибудь музыкант, гитарист, который в первый раз услышал нашу музыку, спросил меня, о чём я пою. Часто музыканты воспринимают Православие как элемент культуры и традиции. А жизнь в Боге они не воспринимают. Ну, это не только музыканты. Так многие живут.
– О чём сегодня больше всего болит ваша душа, ваше сердце – русского православного человека?
– Как и во все времена, сердце христианина тоскует о недостатке любви вокруг. Очень бы хотелось, чтобы при храмах были не просто прихожане, а христианские общины, в которых бы все знали друг друга, дружили и помогали; чтобы мы могли жить по слову Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
– Можно убедить человека верить в Бога?
– Личным примером – да.
– А словами?
– Не знаю. Я не берусь так убеждать. Для меня способ проще – молиться о нём Богу, и Господь уж точно найдёт способ убедить. Но если я чувствую, что у человека потребность в беседе об этом, для меня это как раз способ быть присутствием Божиим на земле. У владыки Антония Сурожского есть такая статья, в которой он говорит, что любой христианин – это присутствие Бога на земле. И о Христе нести весть, и своими поступками должны мы свидетельствовать о Нём так же, как первые христиане. Другое дело, что тут же владыка говорит, что часто мы ведём себя, как Апостол писал: «Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24).
– Расскажите о своих новых музыкальных проектах…
– Работаю над альбомом. В определённом смысле это тоже эксперимент, поскольку здесь другие звук и интонация. Но главное останется – это плач, крик, зов к душе, забывающей Христа. Прежде всего, к своей…
Беседовал Пётр Иванович БЕЛОУСОВ