Протоиерей Александр Шаргунов - Мы родились от Бога

 
      19 января  - Крещение Господне
 


«Когда же крестился весь народ и Иисус, крестившись, молился, – слышим мы сегодня в Евангелии от Луки, – отверзлось небо» (Лк. 3, 15). Так начинается служение Господа спасению рода человеческого. Он принимает Крещение от Иоанна, «когда крестился весь народ». До этого момента Господь жил в безвестности, «как все». И когда Он выходит на служение, ничто не отличает Его от «всего народа». Весь народ принимает крещение, и Он тоже крестится. Снова видим мы тайну того, что Бог так воплотился, настолько стал человеком, что Он поступает, как «весь народ». Никому не ведомый, Он движется в нескончаемом потоке людей, обыкновенных мужчин и женщин, ждущих своей очереди принять крещение.

И далее сказано, что Христос, «крестившись, молился». Остановимся на этих словах и будем молиться вместе с Господом. Первое, что совершает Господь, – молитва. Это первое, что Он делает, достигнув человеческой зрелости. Как только речь заходит о начале Его служения миру, мы слышим, что «Он молился». Молитва Христа являет, что Он – в постоянном общении с Отцом. Во время этой молитвы Он принимает Духа Святого. В книге Деяний евангелист Лука, рассказывая о начале Церкви Христовой, покажет её пребывающей в молитве – именно тогда она примет в свой черёд Того же Духа Святого. Молиться – значит дать место Духу Святому. В другом месте Евангелия от Луки будет сказано, что единственное благо, которое мы должны просить у Бога, – это дар Духа Святого.

Этого ли мы просим у Бога? Молимся ли о схождении Духа Святого на нас? Ищем ли «крещения Духом», как пророчествует об этом Предтеча: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём»? Какое место занимает молитва в нашей жизни – у тех, кто следует за Христом? Какое место молитвы – о Духе Святом, Которого Отец обещал дать «просящим у Него»?

Только молясь Господу, можем мы понять, как мог безгрешный Христос принять «крещение покаяния». Ответ даётся нам дальше, в том же Евангелии: «Огонь пришел Я низвести на землю, крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится». Подлинное Крещение Господне – Его искупительная Крестная смерть. Принимая крещение вместе с грешниками, Христос в полноте приобщается чаянию кающегося человечества о спасении и очищении. Он заступает место грешников, которыми мы являемся. Христос не пришёл, чтобы судить грешный мир, но чтобы спасти его. Крестившись со всеми, Христос не судит с высоты небесной праведности наши грехи, Он берёт их на Себя. И наша молитва соединяется с молитвой Господней по мере глубины нашего покаяния. Потому что Крещение Господне – образ христианского крещения.

При Крещении Господа «отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него». Поистине во Христе начинается новое время. Ветхий Завет завершился. Гнев Божий, угрожающий человечеству, о котором возвещает Предтеча, прекращается – для всех, кто с молитвой покаяния принимает непостижимый дар Божий. Новое общение устанавливается между небом и землёй. Вновь между ними существует близость, и в неё приглашаются войти все люди. Небо больше не закрыто. Оно открыто, и Дух Святой даётся Человеку Иисусу Христу – прежде, чем распространится с избытком на всех, кто будет «крещён Духом Святым».

Поистине рождается новое творение – человечество, которое Бог не хочет погубить, потому что Он есть любовь. «И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение».

Господь пришёл ради всех. Всюду, где Он будет проходить, Он будет творить добро и исцелять всех, кто был под властью бесов. Ибо, как сказано в Евангелии, «Бог был с Ним». «Бог был с Ним» – тайна присутствия Господа на земле, вершина которой – Крест. Мы тоже призваны услышать глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, слушайте Его». Этот голос должен проникнуть в нас, чтобы нашим крещением мы стали причастниками смерти и Воскресения Христова.

В Евангелии от Луки это обращение Отца – во втором лице. В Евангелии от Матфея – в третьем. Какое из них подлинное? Ни для Луки, ни для Матфея подобная постановка вопроса не имела смысла. Более того, ветхозаветное предание утверждает, что Бог единый – всегда говорит «единым гласом». Так десять заповедей Божиих были произнесены одним словом – что невозможно для человека. Бог произносит Слово, а люди слышат многие слова. Каждый из нас воспринимает произносимое в меру своих дарований, возрастая в молитвенном покаянии, пока не сделается способным услышать Духом Святым одно только Слово – Любовь. И стать причастным новому рождению со Христом, о котором возвещает Пророк: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя».

Принимая крещенскую воду, погрузимся в молитву, в тайну Христа, ныне рожденного. Речь не идёт о рождении в Вифлееме, но о Его исхождении на служение. Вот благовестие – самое насущное для человечества. Никто в роде человеческом, с покаянием приходящий к Богу, – не сирота, не плод «случая и необходимости», как лжёт современная философия. Во Христе человек рождается от Бога, Который любит его. В этом смысл крещения каждого из нас. Мы родились от Бога.

Протоиерей Александр Шаргунов