Архив:
После предыдущих двух выставок возникло естественное желание посетить и эту, которая завершает летопись нашего исторического пути.
Говорили, что вход на неё совершенно свободный, но оказалось, что это не так. Впрочем, долго ждать прохода на выставку не пришлось: меня, священника, пропустили без очереди.
Знакомый антураж, набор технических средств – всё, как и на предыдущих выставках. При входе сразу бросаются в глаза слова немецкого военачальника Карла фон Клаузевица: «Россия – не такая страна, которую можно завоевать, то есть оккупировать. Она может быть побеждена лишь внутренней слабостью и действием внутренних раздоров».
Важное уточнение: «Германия потеряла около 7 миллионов (10 %), а СССР 27 млн (14 %). Погиб каждый 7-й человек, 25 млн остались без крова». Западные специалисты прогнозировали, что понадобится несколько десятилетий для восстановления разрушенного народного хозяйства СССР. Но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень. Ярко и основательно повествовалось о жизни страны в послевоенные десятилетия.
О так называемом застое, в свете представленных на выставке фактов, говорить не приходится. Особенно ярко этот тезис характеризуют слова Маргарет Тэтчер: «Процент прироста валового национального продукта в СССР был примерно в 2 раза выше, чем в наших странах».
О периоде правления Горбачёва в изложении фактов и в фоторяде чувствовалась завуалированная ирония и скепсис. Приведу только два факта: дефицит бюджета при нём увеличился в 57 раз, а внешний долг более чем в 3 раза. Негативное отношение к Горбачёву как к слабому, чрезмерно уступчивому руководителю. Критика, в общем-то, справедливая. Единственное, что резануло – скептическое отношение к его антиалкогольной кампании, а ведь она, несмотря на все свои изъяны, привела к существенному росту рождаемости. Как приговор по результатам перестройки высказывание Генри Киссинджера: «Никогда ни одна великая держава не дезинтегрировалась настолько полно и настолько быстро без поражения в войне».
Досталось и Ельцину – как в материалах выставки, так и в репликах её посетителей. Цифры говорят сами за себя: РВП 2000 г. 7,3 млрд, сейчас – 80,8; поголовье скота 1991 г. – 55 млн, 1999 г. –14 млн; расходы на оборону 1989 г. – 443 млрд долларов, 1998 г. – 28. Когда демонстрировался небольшой видеофильм о годах правления Бориса Николаевича, один пожилой мужчина после слов президента о прощении завопил: «Не прощаем! Развеять прах над Арктикой! Сволочь!» Критика шоковой терапии. Когда на экране появился Чубайс, реплика того же мужчины: «Как, его ещё не расстреляли?!»
О нынешнем Президенте – сугубо положительно. Причём не голые эмоции, а сухие факты: разводы в 2000 г. – 70 %, сейчас – 53 %, место в мире было 60-е, а сейчас 50-е; алкоголь – 16, сейчас 10,5; аборты 2000 г. – 2 млн, сейчас – 750 тыс.; смертность от алкоголя – 34,0 тыс., а сейчас 15 тыс. Касательно последних двух цифр у меня большие сомнения. Недавно, например, по «телеящику» услышал, что ежегодно от палёной водки у нас погибает около 40 тыс. человек. Для полноты картины можно было упомянуть, что за последние 15 лет с карты России исчезло около 30 тысяч деревень.
Красной нитью проходит тема «вставания с колен», патриотизма и укрепления государственности. В.В. Путин о достоинстве России, уровне её геополитического самосознания очень метко заметил: «Вы сказали, что Россия находится между Востоком и Западом? Нет, это Запад и Восток находятся слева и справа от России». Вообще, подбор цитат на выставке как всегда был великолепен. К тому, что уже было приведено выше, хотел бы привести ещё три цитаты: «Лучшая теория права – добрая нравственность, и она должна быть в сердце и иметь своим основанием религию» (Николай Первый).
«Предсказать, как поведёт себя Россия, – невозможно, это всегда загадка, нет, больше того – головоломка и тайна за семью печатями» (Черчилль).
«Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории» (Георгий Свиридов).
Игумен Кирилл (Сахаров)