(Продолжение. Начало
в №6)
†6 июля 1545 г. - 460 лет со дня праведной кончины святого отрока Артемия ВЕРКОЛЬСКОГО
4.
Эти тридцать два года были годами правления царя Иоанна Грозного. Большие дела творил государь. Слухи
о них теперь и до далёкой Верколы доходили.
В 1553 году Казань покорена была. Потом Астрахань. Потом в Ливонии воевали.
Потом совсем уж дивные появились слухи. Будто бы, осерчав на москвичей, забрал семью государь и переехал
в Александровскую слободу. Появилась на Руси опричнина.
Опричники казнили в Москве без суда, убивали людей прямо на улицах. Не пощадили даже святителя, митрополита
Филиппа. Выволокли из Успенского собора и увезли в Тверской Отроч монастырь. Там и задушил страдальца,
исповедника правды, страшный Малюта Скуратов.
А потом грозный царь уже не людей казнил - целые города. Когда казнили Новгород, монахов забивали
палками, а простых новгородцев привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Об этих казнях в Верколе услышали
от прибежавшего из Новгорода монаха. Рассказывал инок, что и в Пскове не принял Иоанн Грозный хлеба-соли
от горожан... И тогда подошёл к нему псковский юродивый Никола и сказал:
- Покушай, Иванушка, хлеба-соли. Одной человеческой кровью сыт не будешь...
Пошёл в лес по ягоды веркольский дьячок Агафоник и узрел свет посреди сосновой чащи! Ближе подошёл
Агафоник...
Под вековыми соснами покосилась прогнившая оградка, а в ограде, над кучей лесного мусора, свет сияет.
Стоит над землёй и никуда не уходит.
Помолился Агафоник и только тогда вступил за полусгнившую оградку. Разрыл ветки, приподнял потемневшую
бересту и увидел, что на земле отрок лежит, будто только что заснул...
И ещё раз осенил себя Агафоник крестным знамением, узнавая в отроке сверстника своего Артемия, убитого
грозою тридцать с лишним лет назад. Только состарился за эти годы Агафоник - морщинистым лицо стало,
выпали зубы, волосы на висках побелели от седины, а Артемий таким же юным, как тогда, тридцать два года
назад, остался...
Весть о находке дьячка быстро по Верколе разнеслась. Отправились веркольские мужики в лес. Бородатые,
степенные, стояли они над нетленным телом Артемия. Многие из мужиков моложе Артемия были. Только от
родителей и слышали о том, как убила молния на пашне мальчика.
- Не будешь слушаться, - пугали родители, - будешь грешить, Бог и накажет тебя, как Артемия! Бог всё
видит...
И вот уже не из этих детских страхов, а въяве явился Артемий перед ними. Не тронутый ни дикими зверями,
ни беспощадным тлением, лежал он на беломошнике, такой же чистый и светлый, каким и был.
Долго спорили мужики, что делать с телом. Одни предлагали здесь закопать в землю, другие говорили,
что надобно перевезти тело в церковь.
На том и порешили. Отвезли Артемия в веркольскую церковь святителя Николая Чудотворца, положили в
гробу на паперти, прикрыв сверху берестою, которая и в лесу покрывала Артемия. Было это в 1577 году.
И никому из веркольских мужиков и в голову тогда не пришло, что не грешника они отыскали в лесу, а
праведного чудотворца... Опять не разглядели веркольцы Артемия...
Мощи святого праведного
Артемия Веркольского |
А состарившейся Апполинарии, матери праведного отрока, было в ту ночь видение. Под утро предстали
перед нею два дивных юноши. Один - в дорогой одежде, в алом плаще, в узорчатых сапогах... Другой же
- босой, в простой холщовой косоворотке. Были это первохристианский мученик, римский воин Уар и её сын
Артемий... Небесное свечение исходило от них.
5.
А следующим годом отмечают наши летописи вспышки эпидемических заболеваний на Новгородской земле.
Попущением Божиим распространилась на Двинской земле страшная лихорадка - трясовица. Многие умирали.
Особенно часто - женщины и дети...
Пришла болезнь и в семью веркольского крестьянина Каллиника. Заболел сынишка. На глазах таял...
Всю ночь молился отец об исцелении сына.
И уже под утро вспомнил вдруг Каллиник об Артемии, которого знал ещё по детским годам, чьё нетленное
тело в прошлом году перевозил из леса в церковь.
Не стал медлить отец - совсем худо становилось сыну...
Пошёл в церковь Николая Чудотворца, припал на паперти к гробу, а потом, отломав кусочек бересты, прикрывавшей
нетленные мощи, привязал к нательному кресту больного сынишки.
И выздоровел сын.
Веркольский монастырь.
Ильинская церковь |
Обрадованный отец рассказал о чуде односельчанам - и словно спала пелена с глаз. Теперь ясно увидели
они то, что не могли разглядеть ни при земной жизни отрока Артемия, ни при обретении нетленных мощей.
Толпами собирались теперь веркольцы у гроба отрока Артемия, пели молебны и творили память о праведнике.
И умилосердился Господь - отступила от Верколы злая болезнь.
С этого дня начала расти слава праведного Артемия, веркольского чудотворца.
Уже не только веркольцы шли к гробу праведного отрока. Толпы скорбящих притекли в Верколу из соседних
сёл. Шли за помощью к праведному Артемию поморы с берегов Белого моря, шли рыбаки с Мезени, мчались
на оленьих упряжках зыряне и самоеды... Всё новые и новые исцеления совершались у чудотворцева гроба
вдалеке от Верколы по молитве к праведному отроку Артемию.
6.
И всё ещё царствовал грозный царь Иоанн IV Васильевич.
В 1578 году удачи в ратном деле отвернулись от его армии. Начались поражения в Ливонской войне, а
тут ещё и Стефан Баторий объявил войну России, взял Полоцк, Великие Луки, осадил Псков... Иван Грозный
предлагал возвратить ливонские города, но Баторий требовал в придачу и Псков.
В седьмой, уже последний, раз женился Иоанн Грозный. В жёны взял Марфу Нагую. Ещё - убил в припадке
гнева своего старшего сына Ивана, требовавшего помочь осаждённому Пскову.
Псков, слава Богу, поляки не взяли.
Основанный в Верколе в XVII в. мужской монастырь в честь Праведного Артемия |
В 1581 году в деревне Киверова Гора было заключено перемирие с поляками на десять лет. Иоанну Грозному
пришлось уступить полякам всю Ливонию.
А в 1583 году заключили мир и со шведами, отдав им Ивангород, Ям и Копорье...
А на следующий год, собравшись поиграть в шахматы, умер Иоанн IV Васильевич Грозный...
В том же году устроили веркольцы при церкви Николая Чудотворца особый придел, куда перенесли мощи
праведного отрока Артемия, положив их в новый гроб.
Великие чудеса происходили четыре столетия подряд и имеют место сейчас по молитвам к праведному отроку.
Однажды разболелись глаза у жителя Холмогор Иллариона Артемиева. Потерял он зрение и до того отчаялся,
что пытался даже удавиться, но соседи помешали ему. Услышав о чудесах, проистекающих от мощей Артемия,
Илларион обратился к праведному отроку с усердной молитвой.
И в тот же час прозрел и увидел в видении святого Артемия... Он стоял перед Илларионом с посошком
в левой руке, с крестом - в правой.
- Человече! - сказал Артемий. - Пошто ты страдаешь? Восстань! Христос через меня исцеляет тебя. Иди
в Верколу и приложись к гробу моему!
Или другой случай. Симеона Казаринова, плывшего из Мангазеи в Архангельск по Северному Ледовитому
океану, спас праведный отрок Артемий от потопления. Тогда поднялась такая жестокая буря, что уже прощались
друг с другом мореходы в ожидании смерти. Но потом опомнились, помолились отроку Артемию - и сразу утихло
море...
7.
Монастырь в честь праведного отрока Артемия возник в XVII веке.
В 1635 году ехал в Мезень воевода Афанасий Пашков, знакомый уже многим поколениям русских людей по
гениальной книге "Житие протопопа Аввакума". У поворота на Верколу возница остановил сани.
- Чего ты? - спросил воевода.
- Нешто к чудотворцу Артемию не заедем поклониться?
- Поспешай своей дорогой! - приказал воевода. - Недосуг сегодня... И вот разболелся у Пашкова сын
Иеремия (Еремей), тоже хорошо знакомый нам по книге протопопа Аввакума. Мальчик был уже почти при смерти,
когда Пашков, вспомнив свою греховную торопливость, дал обет съездить с сыном к праведному отроку Артемию.
Услышав это, Иеремия сам встал и, держась за оконце, спросил отца: "Каким путём надо ехать к чудотворцу
Артемию?"
Пятьдесят вёрст надобно было проделать Пашковым, но, когда они приехали в Верколу и приложились к
святым мощам, Иеремия сразу излечился.
А отец его в лесу, где были найдены мощи праведного отрока, построил на месте сгнившего сруба церковь
во имя чудотворца Артемия, устроил келии и поставил ограду.
В 1647 году по указу царя в эту монашескую пустынь и были перенесены святые мощи Артемия. Пристойнее
было находиться им теперь в монастыре.
Строг устав монастырский: "Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных
всемерно уклоняться, в коридорах для бесед не останавливаться, быть и наедине всегда одетому, почитать
друг друга, особенно старших летами", - словно с жизни праведного отрока и списанный.
На Русском Севере, меж крутых берегов, поросших то тёмным ельником, то светлыми, выстланными беломошником
сосновыми рощами, течёт река Пинега.
Холодны и долги зимы на Пинеге. Коротко и жарко здешнее лето. Смолянисто-душно пахнут густые ельники,
на лесных пожнях тучами налетают на косцов комары, горит лицо от них. И манят, манят в такую жару берега
Пинеги, где раскалены солнцем прибрежные камни, где обжигает ноги чистый речной песок, где, прохладная
и светлая, струится сама Пинега.
Но некогда отлучиться с пожни - коротко северное лето... Зато зимы здесь долгие, снежные...
И так спокойно, так тихо вокруг, что далеко слышна здешняя молитва, до самого неба доходит она, где
предстоит престолу Божию крестьянский мальчик - праведный отрок Артемий и молится Богу о всех нас...