Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Заря Русской истории

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

Князь Владимир

 † 28 июля 1015 г. - 990 лет со дня преставления св. равноапостольного вел. князя Владимира Святославича

В год Тысячелетия Крещения Руси, 1988г. от Рождества Христова, мы, тогда ещё граждане безбожного Советского Союза, с прежде неведомой нам ясностью осознали, что мы - наследники Святой Руси. Вновь обретённое нами сознание нашего исторического призвания вернуло нам гордость и надежду: "Мы - русские, с нами - Бог!"

Русское зарубежье на пороге своего исторического бытия встретило исход России из плена, чтобы передать ей сохранённое в изгнании достояние православного патриотизма. Великий подвижник этой миссии протопресвитер Александр Киселёв писал тогда: "В наше переломное время Россия, как и встарь, начинает возвращаться на свой исконный исторический путь... Следовать истине тяжело потому, что недостаточно соглашаться с ней, даже иметь к ней благоговение и умиление. Её всю без остатка должно воплощать в жизни. Приняв Крещение, мы приняли задачу претворять истину в больших и малых делах, в личных, общественных, государственных. Мы приняли задачу воплощать её в нашей истории и культуре".

На глазах у изумлённого мира в том святом году Тысячелетия преображалась наша земля. Прямое свидетельство Божией Воли было явлено открытием по всей стране храмов, возрождением монашеских обителей, обретением святых мощей. Постигшие нас вскоре потери и разочарования не могли помешать возрождению национального самосознания. Весь наш народ знал, что Крещение 988 года было величайшим событием русской истории, а её величайшим деятелем был и на все времена остаётся великий князь Киевский Владимир, святой и равноапостольный, во святом Крещении Василий, сын Святослава, внук святой княгини Ольги, Креститель Руси и начальник нашего благочестия.

История России есть отражение назначенного нам Богом места в мире и поэтому она неотделима от Святого Православия, в котором заключены начало и завершение нашего исторического бытия. И чем ближе конец бытия, тем яснее и понятнее его начало. Это начало как "верхняя граница" русской истории чётко обозначено первым по времени и значению её событием - Крещением Руси в 988 году от Рождества Христова. За этой границей есть двухвековой период "предыстории". Её тёмный поток, озарённый сполохами полулегендарных событий, вынес наш корабль на простор Всемирной Истории, где осуществилось нерасторжимое единство русской истории с Историей Священной. У истока этого единства стоит князь Владимир Святой.

Владимир был правнуком варяга Рюрика, который согласно летописным свидетельствам был призван восточнославянскими племенами на княжение вместе с дружиной ради обеспечения порядка и безопасности. В течение нескольких столетий население европейских городов, расположенных вблизи от моря, жило в постоянном страхе перед набегами норманнов (как называли варягов на Западе), скандинавских воинов, пускавшихся в дальние морские походы на поиски славы и добычи. Но для восточных славян они стали союзниками и защитниками, а их военная и торговая активность послужила "закваской" для созревания изначальной русской государственности. (Но есть и другое обоснованное мнение о том, кем был князь Рюрик, - Прим. вебмастера)

Утвердившись в Киеве, варяги создали надёжную защиту от кочевников для поднепровских славян, навсегда уничтожили притязания хазар на господство над ними, а внук Рюрика Святослав уничтожил и само хазарское государство. Варягами был налажен постоянный товарообмен между Восточной Европой и Византией. Население огромных территорий заготавливало меха, смолу, воск, детали кораблей и холсты для парусов, наконец, под Киевом собиралась флотилия из сотен кораблей и, двинувшись вниз по течению Днепра, вся эта армада, миновала пороги и, по выходе в море, брала курс на Царьград.

Варяги и славяне, причастные к этой военно-торговой кампании, получившей название "путь из варяг в греки", стали известны под именем "Русь". Территория, получившая название "Русская земля", неуклонно расширялась, в её пределах падал и удельный вес, и значение варяжского элемента. Воины, мореплаватели и купцы, варяги, проводившие всю жизнь в отрыве от родной Скандинавии, обычно не хранили наследие своей языческой культуры и легко ассимилировались в славянской среде, усваивая её язык, обычаи и верования. Во 2-й половине Х века среди них было немало христиан. Однако с варягами связан именно древнейший, языческий период нашей истории, и князь Владимир Святославич положил начало славянской и христианской Руси как первый русский православный государь.

Князь Владимир родился в Киеве около 960 года. После гибели в походе отца, князя Святослава, он унаследовал княжение в Новгороде и, одержав верх в междоусобной брани за верховную власть, в 978 году стал великим князем Киевским. Он вокняжился благодаря приведённой им из Швеции варяжской дружине, но он не позволил ей, согласно обычаю, грабить захваченный город. Этим шагом князь не только стремился снискать любовь киевлян, он подчёркивал, что он не варяжский вождь, но государь единой Руси. Взором государственного мужа он прозревал историческую даль.

Первое десятилетие своего правления князь Владимир провёл в военных экспедициях, подчиняя Киеву восточно-славянские племена. Стремясь укрепить своё огромное государство, великий князь повелел собрать в Киеве деревянные изображения главных восточно-славянских божеств как единый пантеон для подвластного ему народа.

Но к тому времени христианство получило распространение на всём пути из варяг в греки, особенно многочисленны христиане были в Киеве. Князь Владимир принял Крещение, совершив поход на греческий город в Крыму Корсунь (Херсонес). Осадив город, он обратился к правителям империи с обещанием снять осаду и принять Крещение, если они отдадут ему в жёны царевну Анну. Русский князь породнился с императорским домом, торжественно приняв Крещение вместе со своей дружиной, и из Корсуни в Киев возвратился в сопровождении греческого митрополита. Всё население Киева он крестил в Днепре, а установленных им прежде языческих идолов велел порубить и сжечь. Главного из них, Перуна с серебряной головой, пустили вниз по реке.

За Крещением киевлян последовало обращение в христианство всей Русской земли. На Руси христианство стало государственной религией. Создана была Русская Православная Церковь с богослужением на славянском языке. По тем местам, где были языческие капища, князь Владимир повелел ставить церкви. Открывались училища, в которых из христиан первого поколения болгарские и греческие священники готовили духовенство. Лик Русской земли быстро преображался. Своим наследникам князь Владимир оставил Киевскую Русь могучей христианской державой. Народная память навсегда сохранила его образ в соединении со сказочной мечтой о добром и справедливом, "ласковом" государе - "Владимире Красное Солнышко".

Князь Владимир Святославич положил основание русского народа и русской исторической государственности. От него пошло Русское Православное Царство - Дом Пресвятой Богородицы как нерасторжимое единство Третьего Рима и Святой Руси. Его называют также Владимир Великий. На нём как на ключевой фигуре нашей истории сфокусированы её начала и концы. От варяжских истоков - к Великой Днепровской Купели, а затем - Русь Киевская и Новгородская, Русь Владимирская, Московская и, наконец, - Российская Империя. На рубежах исторического пути России стоят два святых государя - равноапостольный князь Владимир и царь-мученик Николай.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU