Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Тихвинская икона Божией Матери
Июль 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Братия и сестры! Поздравляем Вас!
В Россию вернулась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери!
Слава Богу!

Благая весть

Николай Михайлович КОНЯЕВ

Тихвинская икона Божией Матери

 9 июля - празднование Тихвинской иконы Божией Матери

В хронологии чуда, которую и представляет собою вся история чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, не хватает пока последней самой важной записи - 26 июня 2004 года, - дня, когда икона должна прибыть в Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь.

Этот образ был написан евангелистом Лукой ещё при земной жизни Пресвятой Богородицы. Посмотрев на икону, Божия Матерь сказала: "С этим образом - благодать Моя и сила".

В V веке императрица Евдокия перенесла эту икону из Иерусалима в Константинополь. Здесь для иконы была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий - хранилище главных святынь Византийской империи.

В VIII веке, спасая икону от еретиков-иконоборцев, её перенесли в Пантократскую обитель. Замуровали здесь в стене вместе с горящей перед иконой лампадой.

Через шестьдесят лет, когда опасность миновала и тайник раскрыли, - лампада продолжала гореть перед образом, как будто и не было страшных десятилетий иконоборческой ереси...

А потом икона исчезла, и снова увидели её в небе над Ладогой. Словно чистый свет, возникла Тихвинская икона в евангельски-простом северном пейзаже. Озеро... Рыбацкие лодки... Неземное сияние.

Было это в 1383 году.

Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков и местных крестьян, священников и монахов, женщин и детей, чудотворная икона Божией Матери шествовала по Русской земле и остановилась "во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин".

Не святыми, не подвижниками Церкви, не земными царями был основан Успенский монастырь, а самой Царицей Небесной, Её чудотворным образом...

Из сокровенной глубины святоотеческих преданий разгорается над Россией свет чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери...

Тихвинский монастырь

 

Она явилась к нам, как благая весть.

Всего три года прошло после Куликовской битвы, и икона как бы знаменовала начало нового этапа в истории нашей православной страны.

Нет-нет! После блистательной победы на поле Куликовом Московская Русь не освободилась от ордынского ига. Через два года, как раз накануне явления Тихвинской иконы Божией Матери, хан Тохтамыш взял Москву и сжег её. Казалось, что всё возвратилось на круги своя и ничего не изменилось в подвластной татарам Русской земле. Но в Москве услышали и постигли смысл благой вести раньше других. Московские князья сумели понять, что сохранение духовной самостоятельности важнее даже сохранения самостоятельности государственной. Это принципиально важно. Хотя Великое княжество Литовское, к примеру, значительно раньше сбросило с себя зависимость от татар, но ему пришлось для этого пожертвовать самым главным - верою отцов и прадедов, то есть, по сути, пожертвовать самими собою, уйдя в стан врагов Православия... Путь этот оказался гибельным. Прошло совсем немного времени, и исчезло могущественное княжество, словно его и не было никогда.

Инок Стефан

В отличие от Литвы Московская Русь выдержала экзамен на духовную самостоятельность.

Когда один из инициаторов заключения Флорентийской унии - глава Русской Церкви митрополит Исидор прибыл в Москву, великий князь Василий Тёмный отказался признать акт о соединении католической и православной Церквей и объявил Исидора еретиком.

Низложение митрополита укрепило церковную самостоятельность Руси, но, главное, ещё точнее в череду святых благоверных князей оказалась встроенной личность великого князя. Она ассоциировалась теперь, прежде всего, с образом истинного защитника веры и опоры Православия, независимо от его личных качеств.

Именно этот образ благоверного служения и позволил московским князьям столь успешно продолжить своё дело собирания и соединения Руси.

В этом и заключалось духовное содержание принесённой на Русь чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери благой вести...

И, конечно же, не случайно так точно совпадает по времени постижение новгородскими купцами подлинной истории чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (их разговор с константинопольским Патриархом!) с пророчеством псковского игумена Филофея, сформулировавшего в послании к великому князю национальную идею Святой Руси...

"Теперь во всей поднебесной один православный христианский царь - государь русский, - писал Филофей. - И святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий - Москва - стоит, а четвёртому не быть! Все христианские царства пришли в конец и сошлись в одно царство нашего государя..." Но если мы обратимся к дальнейшей истории, мы обнаружим, что и даты устроения монастыря очень точно совпадают с датами важнейших в истории Русского государства событий...

Успенский собор в Тихвинской обители

Как известно, "отвсюдуже преславно всеми видемая" каменная церковь Успения Богородицы строилась в 1507 году на средства великого князя Василия III Иоанновича, когда на Ладоге, где явилась икона, произошло ещё одно знаменательное событие нашей православной истории - явление преподобному Александру Свирскому - единственному из русских святых - Пресвятой Троицы.

Об этом чуде Дмитрий Сырков, строитель церкви Успения Богородицы, мог и не знать, но кажется, что он ощущал дыхание великого события, закладывая столь грандиозный для отдалённых, порубежных мест собор.

Прообразом ему послужил главный храм Московского Кремля, и это в духовной традиции значило очень многое. Храм, как справедливо отмечают исследователи, становился свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей.

Не случайно и то, что, когда завершили через шестнадцать лет строительство каменного собора Успения Пресвятой Богородицы, великий князь Василий III Иоаннович самолично приехал в Тихвин в сопровождении преосвященного Макария, архиепископа новгородского, будущего митрополита всея Руси.

Василий III Иоаннович, по сути, завершил начатое отцом дело собирания Руси в единое государство. Наследник престола был необходим, чтобы не началось новое, гибельное для Руси дробление...

"Востекла" к престолу Божию и молитва Василия III Иоанновича.

В 1530 году, за три года до кончины великого князя, прогремел гром и заколебалась земля. Это родился наследник престола - будущий царь Иоанн Грозный...

Строительство самого Успенского монастыря относится уже к его царствию.

Вымоленный у Тихвинского образа Богоматери Иоанн IV Васильевич всегда с особым благоговением относился к этой иконе.

Он молился "у Пречистой на Тихвине" в 1547 году, когда первым из российских монархов венчался на царство и вступал в брак с Анастасией Романовной, а когда через тринадцать лет умерла она, повелел основать в Тихвине монастырь.

Всего за один сезон 1560 года был возведён монастырь-крепость. В царствование Михаила Феодоровича Романова шведы не единожды осаждали монастырь. Но Пречистая не допустила врага до Своей обители.

В память чудесного явления Тихвинской иконы Богоматери и одоления врагов предстательством Заступницы Небесной, 26 июня (9 июля по н. ст.) отмечается Русской Православной Церковью как праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери.

Интересно, что мир со шведами, который был подписан в 1617 году в деревне Столбово, заключали перед точным списком с чудотворного образа.

Слава о Тихвинской иконе широко распространилась по Руси...

Считается, что было двадцать благодатных списков с чудотворной иконы, но, разумеется, самой почитаемой оставалась сама Тихвинская икона, написанная апостолом Лукой.

Великое множество чудес явлено от неё.

И тут надо отметить, что ни вражеские нашествия, ни огонь губительных пожаров не опасны были иконе, и только неверие и равнодушие, очерствелость сердец самым губительным образом отражались на общении верующих с чудотворной иконой. Как-то необыкновенно и необъяснимо уходит икона от людей, недостойных её... Высоким предостерегающим смыслом наполнен эпизод, связанный с попыткой "подновить" чудотворную икону.

В 1636 году игумен Герасим, по разрешению царя Михаила Феодоровича, пытался обновить икону, потемневшую от многих слоев олифы. Удалив олифу, благочестивый игумен приготовился поправить повреждённое временем изображение, но Пречистый Лик исчез с иконной доски. Поражённый, игумен не дерзнул более касаться краской иконы и покрыл её свежей олифой.

Помимо прямого предостережения, видится в этом эпизоде и высокий мистический смысл. Напомним, что в Ипатьевском монастыре первый царь династии Романовых был благословлён списком Тихвинской иконы Божией Матери. И вот он даёт разрешение подновить икону, и Пречистый Лик исчезает с иконной доски. Что это, если не грозное предостережение? Или предопределение?

Ведь в 1918 году, когда прогремят в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге выстрелы, обрывая жизнь последних царей из династии Романовых, бесследно исчезнет и сама чудотворная икона...

Передо мной тетрадные листки, написанные рукою бывшего инока Тихвинского монастыря, отца Варлаама... Пожалуй, это наиболее полная хронология послереволюционной истории монастыря. Горестны и печальны события, изложенные здесь. Чёрною тьмою затягивает обитель...

1918 год. В южных братских кельях и больничных кельях устроены пошивочная мастерская и красноармейский госпиталь. Начинается планомерное вытеснение монахов.

1922 год. Из Успенского собора увезён оклад Тихвинской чудотворной иконы, золотые и серебряные лампады, паникадила, подсвечники....

1928 год. Тихвинский монастырь занят военным гарнизоном. Именно в этот год в роддоме на территории монастыря родился Александр Гордеев, которому суждено будет стать первым игуменом возрождённого Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря...

1930 год. В ходе коллективизации Успенский собор начали использовать как пересылочную тюрьму. Здесь томились тогда тысячи раскулаченных крестьян, ожидая отправки в лагеря и на поселения.

1935 год. Успенский собор превращен в военный склад...

1936 год. Полностью уничтожено монастырское кладбище, расположенное вокруг собора.

Вот такие даты... Странно, но из этой летописи как-то выпадает сама чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

По сведениям штаба "Рейхсляйтер Розенберг", в ноябре 1941 года солдаты вермахта во время боя вынесли Тихвинскую икону из горевшей церкви Вознесения Богородицы. Но как икона попала туда? Каким образом икона сумела исчезнуть от алчных до церковных ценностей большевиков?

Это невероятно... Но ведь невероятно и предание о лампаде, которая теплилась перед иконой, когда раскрыли замурованный тайник после шестидесяти лет иконоборческой ереси... Невероятно и само явление "небошественной" иконы над Ладогой...

И что из того, что не можем мы найти логического объяснения тому, как именно стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери невидимой в годы атеистического лихолетья?

Гораздо важнее другое... Мы должны понять, что это невероятное исчезновения иконы от глаз богоборцев и есть очередное явленное нам Тихвинской иконой Божией Матери чудо.

И это очередное чудотворение ещё раз подтверждает, что в Успенском соборе Тихвинского монастыря находилась перед революцией именно та самая икона, которая неведомо как исчезла в XIV веке из Константинополя...

Согласно немецким свидетельствам, эксперты оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг", занимавшиеся изъятием историко-культурных ценностей на оккупированных территориях, обнаружили икону среди захваченных трофеев. В начале 1942 года икону привезли в Псков, где по воскресеньям в 9 часов утра её доставляли на службу в Троицкий собор, а в 6 вечера увозили в хранилище. В 1944 году после сдачи Пскова, оберштурмфюрер Цвибель перевёз икону в Ригу и передал на попечение епископа Рижского Иоанна (Гарклавса)...

В октябре 1944 года, когда советские войска подошли к Риге, епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) вместе с 15-летним сыном Сергеем бежал через Данциг в Германию, увозя с собой Тихвинскую чудотворную икону.

Уже в конце февраля 1945 года икона оказалась в силезском городке Ратиборе, куда Альфред Розенберг эвакуировал большую часть своего персонала, а также награбленные в оккупированных странах Европы книжные собрания и архивные фонды. А День Победы над фашистской Германией епископ Иоанн встретил в Судетах, в чешском городе Яблонец, где в середине августа 1945 года перешёл в американскую зону оккупации Германии.

Как видно из писем Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Георгия Карпова в Совет министров СССР, попытки вернуть в Советский Союз ТБМ (так именовалась в официальной советской переписке икона Тихвинской Божией Матери) предпринимались.

Более того, есть основания полагать, что возвращение зарегистрированной в Тихвине общине "Церкви на крылечке" в 1944 году тоже как-то было связано с планами возвращения иконы.

Переговоры велись трудно. По мнению Николая Петровского, затруднения с возвращением чудотворной Тихвинской иконы были связаны с подписанием США, Великобританией и Францией 5 августа 1946 года секретного меморандума, в котором предусматривалось не передавать Москве культурные ценности, вывезенные из Прибалтики.

Если это так, то, очевидно, что епископ Рижский Иоанн покривил душою, выдавая Тихвинскую икону за культурную ценность, вывезенную из Прибалтики. Ведь в Риге, как это явствует из документов, чудотворный образ находился всего несколько месяцев и был передан епископу Иоанну (Гарклавсу) оберштурмфюрером Цвибелем, вывезшим икону из Пскова.

Пытаясь переломить ситуацию, Главнокомандующий Группой Советских оккупационных войск и Главноначальствующий Советской Военной Администрации в Германии маршал Соколовский 5 марта 1949 года направил в адрес Главнокомандующего и Военного Губернатора США в Германии генерала Клея письмо, в котором просил содействия возвращению в СССР Тихвинской иконы.

И казалось, что на первых порах американская администрация отнеслась к этой просьбе вполне сочувственно. В Мюнхен, чтобы провести идентификацию Тихвинской иконы, должны были выехать эксперты Московской патриархии, но вдруг всё разладилось. Американцы запретили экспертам въезд в Баварию, а епископу Иоанну (Гарклавсу) тем временем спешно предоставили политическое убежище в США.

Связано это было с тем, что именно в 1949 году изменилась реституционная политика союзников и культурные ценности решено было возвращать не правительствам, а частным лицам.

Как сообщает в книге "Трофеи войны и империя" профессор Гарвардского университета Патрисия Кеннеди Гримстед, Тихвинская икона была ввезена епископом Иоанном в Америку по подложным документам и оформлена на военной таможне как малоценная копия XIX века.

Владыка Иоанн долго переезжал из Бостона в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в Детройт, пока не стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Чикаго. С тех пор икона постоянно пребывала здесь.

В Чикаго архиепископ Иоанн и скончался в 1982 году, передав Тихвинскую икону на хранение своему приёмному сыну - протоирею того же Свято-Троицкого собора Сергию Гарклавсу...

 

(Продолжение следует.)


Тихвин

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU